Разработка урока по русскому языку для 7 класса "Деепричастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Хорлуу Алена Александровна

Повторительно-обобщающий урок по теме "Деепричастный оборот" в виде путешествия во времени. Ключевые слова урока: машина времени, мода, молодежь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_deeprichastnyy_oborot.doc116 КБ
Microsoft Office document icon urok-marafon_po_teme_glagol.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс.

Тема урока: Деепричастный оборот.

Цели урока: 

1)образовательные - повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастный оборот»;

2) развивающие - развивать умения выделять деепричастный оборот в тексте, правильно определяя его границы, соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; строить предложения с деепричастными оборотами.

3) воспитательные – знакомство с модой 18 века, сравнение с модой 21 тысячелетия, воспитание соблюдения этических норм в одежде.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок – путешествие во времени

Технология: элементы технологии проблемного и дифференцированного обучения; элементы игровых технологий, личностно-ориентированный подход.

Оборудование: распечатанные для каждого ученика разноуровневые задания, иллюстрации (мужской и женский костюм XVIII века), репродукции портретов 18 века, карточки с тестами; компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1 мин) 

 - Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Алена Александровна Хорлуу. Я – учительница русского языка средней общеобразовательной школы с. Бай-Даг. Я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем уроке конкурсном уроке русского языка.

        II. Основная часть.

  1. Вступительное слово учителя. (1-2мин)

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим изученный материал по теме «Деепричастный оборот», научимся исправлять грамматические ошибки при употреблении деепричастных оборотов, попробуем самостоятельно построить предложения с деепричастными оборотами. Даже если эта тема вам кажется трудной, вы должны обратить особое внимание на правильное употребление деепричастных оборотов в речи, т.к. такого рода задания есть и в ЕГЭ.

Ключевые слова нашего урока: МАШИНА ВРЕМЕНИ

                                                      МОДА

                                                      МОЛОДЕЖЬ

        Машина времени – средство передвижения во времени. На нем мы отправимся в путешествие в прошлое.

        Мода – от латинского слова  «правило, мера».

        Молодежь. 2009 год объявлен Годом молодежи. Сегодня мы поговорим о молодежной моде.

        Перед тем как отправиться в путешествие, давайте выполним задание на проверку усвоения теоретического материала.

        2. Опрос учащихся (фронтальный) (3 мин)

        Задание: Закончите предложения-ответы.

  1. Деепричастие отвечает на вопросы…( что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда?).
  2. Деепричастия образуются при помощи суффиксов… (-а, -я, -в, -вши,

      -ши).

  1. Деепричастный оборот – это… (деепричастие с зависимыми словами).
  2. На письме деепричастный оборот … (отделяется запятыми).

        Ребята, а теперь давайте сядем на машину времени и совершим путешествие во времени.

        Мы перенеслись в 18 век. Страной правит царь Петр I. Он повелел

 «учинить новую моду». О том, как изменились костюмы русских дворян в 18 веке, мы узнаем, поработав с текстом.

  1. Работа с текстом  (индивидуальная) Учащимся раздаются карточки с заданиями  определенного уровня сложности). (10мин)

а) Чтение текста.

б) Выполнение задания.

         Текст №1. (Раздается мальчикам).

Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

        В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости, превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами, дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол, отводя ему роль жилета. Интересно, что, нашивая на камзол до 30 пуговиц, застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан, который, прикрывая кюлоты, доходил почти до колен, притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры, русские дворяне надевали их зимой поверх шелковых чулок. Парик, причиняя определенные неудобства, придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа, являясь обязательной принадлежностью костюма, не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она, не находя применения, часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость, дополняя костюм, были предметом особой гордости.                                                   (По Ю.С. Рябцеву)

        

        Текст №2. (Раздается девочкам).

Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

Собираясь на бал, дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячась под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивая талию, придавал фигуре стройность. Дама XVIII века, напоминая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно.

                                                                                                  (По Ю.С. Рябцеву)

        

в) Просмотр иллюстраций к тексту.

        Посмотрите на портреты, в которых ясно видны костюмы 18 века.  Э

Это князь Куракин. (Гравюра. В. Борвиковский).

Это Императрица Елизавета Петровна. (Худ. И.Я. Вишняков)

        Проверка работ производится выборочно.

в) Беседа по тексту.

-О чем говорится в тексте?

- Как можно озаглавить тексты?

Физкультминутка. (3 мин)

Специальная гимнастика для глаз. (во время выполнения упражнений звучит медленная, расслабляющая музыка).

1. Исходное положение – сидя, опрокинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.

        Повторить 2-3 раза.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

        Повторить 2-3 раза.

3. Исходное положение – сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки.

        Повторить 2-3 раза.

        г) Словарная работа.

        Теперь, опираясь на текст, проведем необычную словарную работу. Подпишите названия деталей костюмов к рисунку.


Слова:

Мужской костюм: туфли, шляпа, камзол, кафтан, чулки, парик, кюлоты.

Женский костюм: глухое платье, веер, распашное платье, корсет, фижмы.

Кюлоты – короткие мужские штаны, которые надевали под кафтан.

Фижмы – каркас в виде обруча, вставлявшийся под нижнюю юбку у бедер.

3.  Работа по развитию речи. (5 мин)

Учитель: Перед вами три предложения, в которых содержится весьма интересная информация о моде XVIII века, но понять ее мешают грамматические ошибки. Давайте исправим их.

        Учащимся раздаются карточки. (Групповая работа)

        Задание: Исправьте грамматические ошибки

  1. Пытаясь сохранить макияж, у дам в XVIII веке было принято умываться не каждый день.

(Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.)

Ключ: Пытаясь сохранить макияж, дамы в XVIII веке умывались не каждый день.

  1. Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи.

(Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.)

Ключ: Покрывая лицо свинцовыми белилами, дамы добивались аристократической бледности кожи.

  1. Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».

(Подсказка: деепричастие несовершенного вида употребляется для обозначения действия, совершающегося раньше основного действия.)

Ключ: Имитируя родинки, дамы использовали мушки, которые хранились в золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».

Учитель: Наше путешествие в 18 век завершается. Давайте сядем все в нашу машину времени и вернемся обратно в наше время.

        4. Беседа о моде 21 века. (5мин)

- Обсудим моду нашей молодежи. Что предпочитает надевать молодежь 21 века?

        Джинсы (облегающие, широкие, с заниженной талией).

        Юбки (мини)

        Сапожки (на высоких каблуках, длинные)

        Аксессуары (бусы, ремни, поясы, бижутерия).

 - При всем разнообразии одежды, вы должны не забывать некоторые нормы этики.

  1. Творческая работа. (5 мин)

Задание: Составить предложения, используя деепричастные обороты

Например: Собираясь на дискотеку… (я надену джинсы).

                   Надев спортивный костюм… (он пошел на тренировки).

                    Принарядившись в красивое вечернее платье…(Оля собралась на выпускной бал).

        5. Работа на доске. (5 мин)

        Наиболее удачные примеры записать на доске, сделать синтаксический разбор.

  1. Работа с тестом. (резервная). Индивидуальная работа.

Учитель: Конечным результатом всей вашей работы по русскому языку, а также учебы в школе является успешная сдача ЕГЭ. И поэтому, вы должны готовиться к экзаменам на каждом уроке. Учитывая это, я взяла из типовых тестовых заданий следующий тест по изученной нами теме. Давайте выполним его.

Тест №1.

 А. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Доехав до конечной станции,

  1. там нас ждала машина.
  2. нужно пересесть на автобус.
  3. останется километра два.
  4. дальше путь лежал по реке.

Тест №2.

А. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наблюдая экзотическую природу,

  1. у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.
  2. Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.
  3. Дарвин сделал первые выводы об эволюции живого.
  4. возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

Тест №3.

А. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Научившись читать в пятилетнем возрасте,

  1. в школе мне было скучно изучать азбуку.
  2. письмом я не мог овладеть до восьми лет.
  3. любимым моим занятием все-таки оставалось рисование.
  4. учение в школе не представляло для меня никакого труда.

Правильные ответы выводятся на экран. Взаимопроверка работ.

III. Итог урока. (5 мин)

Учитель. Итак, подведем итоги нашего урока. Сегодня мы, совершив путешествие во времени и открыв для себя массу интересных подробностей о моде XVIII века, повторили тему «Деепричастный оборот». Мы находили деепричастные обороты в текстах, исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий. Кроме того, мы узнали значение таких слов, как «кюлоты» и «фижмы». (Кто помнит значение слова?).

IV. Расставление оценок.

Вы все очень старались, активно работали на уроке. Хочется отметить хорошую работу …

IV. Домашнее задание. 

Написать сочинение-рассуждение «Мода нового тысячелетия», используя деепричастные обороты.

Наш урок окончен. Спасибо всем! Можете отдыхать!

КАРТОЧКА №1

УРОВЕНЬ 1.

 Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан, который прикрывая кюлоты доходил почти до колен притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх шелковых чулок. Парик причиняя определенные неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя применения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости.                                                   (По Ю.С. Рябцеву)

КАРТОЧКА №1

УРОВЕНЬ 1.

 Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан, который прикрывая кюлоты доходил почти до колен притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх шелковых чулок. Парик причиняя определенные неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя применения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости.                                                   (По Ю.С. Рябцеву)

КАРТОЧКА №2

УРОВЕНЬ 2.

 Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

Собираясь на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок прячась под глухим платьем составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и прикрепляя его к поясу добивались расширения платья. Корсет стягивая талию придавал фигуре стройность. Дама XVIII века напоминая изящную фарфоровую статуэтку выглядела весьма грациозно.

                                                                                       (По Ю.С. Рябцеву)

КАРТОЧКА №2

УРОВЕНЬ 2.

 Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

Собираясь на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок прячась под глухим платьем составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и прикрепляя его к поясу добивались расширения платья. Корсет стягивая талию придавал фигуре стройность. Дама XVIII века напоминая изящную фарфоровую статуэтку выглядела весьма грациозно.

         

                                                                                 (По Ю.С. Рябцеву)

КАРТОЧКА №1

УРОВЕНЬ 3.

 Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости пр__вратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан, который пр__крывая кюлоты доходил почти до колен пр__тягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх шелковых чулок. Парик пр__чиняя определенные неудобства пр__давал своему владельцу пр__дставительный вид. Шляпа являясь обязательной пр__надлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя пр__менения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости.                                                   (По Ю.С. Рябцеву)

КАРТОЧКА №1

УРОВЕНЬ 3.

 Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости пр__вратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан, который пр__крывая кюлоты доходил почти до колен пр__тягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх шелковых чулок. Парик пр__чиняя определенные неудобства пр__давал своему владельцу пр__дставительный вид. Шляпа являясь обязательной пр__надлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя пр__менения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости.                                                   (По Ю.С. Рябцеву)

КАРТОЧКА №2

УРОВЕНЬ 3.

 Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

Собираясь на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок прячась под глухим платьем составляли основу костюма и пер__крывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и пр__крепляя его к поясу добивались расширения платья. Корсет стягивая талию пр__давал фигуре стройность. Дама XVIII века напоминая изящную фарфоровую статуэтку выглядела весьма грациозно.

                                                                                       (По Ю.С. Рябцеву)

КАРТОЧКА №2

УРОВЕНЬ 3.

 Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

Собираясь на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок прячась под глухим платьем составляли основу костюма и пер__крывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и пр__крепляя его к поясу добивались расширения платья. Корсет стягивая талию пр__давал фигуре стройность. Дама XVIII века напоминая изящную фарфоровую статуэтку выглядела весьма грациозно.

                                                                                       (По Ю.С. Рябцеву)

Тест №1.

 А. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Доехав до конечной станции,

  1. там нас ждала машина.
  2. нужно пересесть на автобус.
  3. останется километра два.
  4. дальше путь лежал по реке.

Тест №2.

А. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наблюдая экзотическую природу,

  1. у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.
  2. Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.
  3. Дарвин сделал первые выводы об эволюции живого.
  4. возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

Тест №3.

А. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Научившись читать в пятилетнем возрасте,

  1. в школе мне было скучно изучать азбуку.
  2. письмом я не мог овладеть до восьми лет.
  3. любимым моим занятием все-таки оставалось рисование.
  4. учение в школе не представляло для меня никакого труда.

КАРТОЧКА №1

УРОВЕНЬ 1.

 Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан, который прикрывая кюлоты доходил почти до колен притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх шелковых чулок. Парик причиняя определенные неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя применения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости.                                                   (По Ю.С. Рябцеву)

КАРТОЧКА №1

УРОВЕНЬ 1.

 Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан, который прикрывая кюлоты доходил почти до колен притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх шелковых чулок. Парик причиняя определенные неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя применения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости.                                                   (По Ю.С. Рябцеву)

КАРТОЧКА №2

УРОВЕНЬ 1.

 Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

Собираясь на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок прячась под глухим платьем составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и прикрепляя его к поясу добивались расширения платья. Корсет стягивая талию придавал фигуре стройность. Дама XVIII века напоминая изящную фарфоровую статуэтку выглядела весьма грациозно.

         

                                                                                 (По Ю.С. Рябцеву)

КАРТОЧКА №2

УРОВЕНЬ 1.

 Задание: определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

Собираясь на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок прячась под глухим платьем составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и прикрепляя его к поясу добивались расширения платья. Корсет стягивая талию придавал фигуре стройность. Дама XVIII века напоминая изящную фарфоровую статуэтку выглядела весьма грациозно.

         

                                                                                 (По Ю.С. Рябцеву)



Предварительный просмотр:

7 класс

Урок-марафон по теме «Глагол».

Цели урока:  1.выяснить уровень усвоения знаний по теме «Глагол»;        

                      2. развивать навыки в определении спряжения,  

                          наклонения, переходности глаголов; развить  

                          орфографические навыки при правописании глаголов;

                      3. воспитание интереса к обучению как к главному труду                    

                          учащихся; воспитание здорового образа жизни.

Оборудование: Карточки с заданиями, карточки с названиями станций, табло с цифрами (для определения победителя марафона), графопроектор, нарисованные товары – фрукты, овощи и т.п. для «Чудесной лавки», перфокарты, свисток, медали для награждения победителей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Беседа учителя о глаголе и его морфологических признаках.(1мин)

 - Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, мажет –

Всё расскажет нам… кто?

                                                              (Дети: Глагол!)

         - Да, сегодня мы с вами проверим ваши знания по теме «Глагол». Для этого мы проведем необычный урок – урок-марафон. Только самый сильный, выдержанный спортсмен может пробежать марафонскую дистанцию в 42 км 195 метров.  Но я надеюсь, что вы хорошие «спортсмены», и на «морфологической» дистанции у нас не будет сошедших учеников.

        Перед тем, как пройти 5 станций, давайте подкрепимся витаминами. Для этого пойдемте все в «Чудесную лавку»! Фрукты и овощи -  и все полезное для вас здесь продаются не за деньги, а за знания. Что вы будете «покупать»?

Игра «Чудесная лавка».

Ш.Ответы на вопросы. (5-8мин)

Каждый ученик выбирает себе товар и покупает его, ответив на вопрос.

  1. Что обозначает глагол?
  2. Что такое инфинитив?
  3. Что называется спряжением глагола?
  4. Какие глаголы называются возвратными?
  5. Какие глаголы называются безличными?
  6. Сколько наклонений у глагола?
  7. Назовите времена глагола?
  8. Какой частью речи является глагол: служебной или самостоятельной?
  9. Какие глаголы называются переходными?

10)Какую синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении?

        IV. Основная часть.

-Итак, как я вижу, все готовы к старту. На старт, внимание, марш! (Дать сигнал свистка).

        Станция 1 «Спряжение»

Задание: Впишите в клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие следующим глаголам 1-ого лица ед. числа:

1.Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу. 6. Тру. 7. Подниму.

8. Ловлю. 9. Берегу. (3мин)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

-Какое слово у нас получилось в выделенном столбике? (Спряжение).

Задание 2: Определите спряжение глаголов? (3мин)

1.Просить -2 спр.

2.Терпеть – 2 спр.

3.Собрать – 1 спр.

4.Понять – 1 спр.

5.Бежать – разноспр

6.Тереть – 1 спр.

7.Поднять – 1 спр

8.Ловить – 2 спр

9.Беречь – 1 спр.

Станция 2 «Переходная»

Задание: Выписать из текста словосочетания глагол+ существительное с переходными глаголами. (5мин)                                                            

Мастер.

Столяр, не глядя на меня,

Сложил пожитки на полу,

Приладил доску, взял пилу –

И ну охватывать бруски!

А от распиленной доски

Запахло лесом и сосной,

Нагретой солнцем тишиной.

Украдкой я следил за ним,

Как ладит с делом он своим!

                        (Н. Саконская)

Ответ: сложил пожитки, приладил доску, взял пилу, охватывать бруски.

Задание проверяется выборочно. 1 ученик читает правильный ответ, остальные проверяют.

Станция 3 «Правописание глаголов» (5мин)

Задание 1: Вместо точек поставьте, где нужно, мягкий знак.

Предположим, ученик на пятерки учит..ся.

Очень любит он учит..ся и от книг (не)мучит..ся4.

Превосходный человек из него получит..ся.

Предположим, ученик спит весь день и ленит..ся.

Он учит..ся (не)желает, на авось надет..ся.

Всё равно он от ученья никуда не денет..ся.

Взаимопроверка работ.

( Дети меняются тетрадями. Правильный ответ выводится на экран.)

Ответ: Правописание –тся, -ться в глаголах. Если глагол отвечает на вопросы что делает (сделает?) или что делают? (сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед -ся буква ь не пишется.

        Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –ся буква ь пишется.

        Реализация воспитательной цели урока. (1мин)

        -В чем основная мысль следующих строк?

        -Если ученик хорошо учится, из него получится хороший человек.

        - Учеба – ваш главный труд. Нельзя лениться, на авось надеяться.  Для того, чтобы стать хорошим человеком в будущем, вам поможет учеба.

Морфолого-синтаксический разбор предложения на доске. (Выполняет один ученик). Пока он готовится, класс делает физминутку.

Физминутка. (1мин)

Если хочешь быть здоровым,

на зарядку становись!

1,2 – прямо встали!

3,4 – подтянулись!

5,6 – вперед нагнулись!

7,8 – прямо встали!

Повторили мы глаголы

И за парты тихо сели.

 Задание 2: Из данных слов выпишите только глаголы, объясните их правописание, вставьте, где нужно, мягкий знак. (2мин)

        Поджеч.., калач.., испеч.., стереч.., горюч.., меч.., плач.., не плач…

        Ответ: В неопределенной форме после буквы ч пишется мягкий знак.

Взаимопроверка работ. (Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы. Правильный ответ выводится на экран.)

Станция 4 «Наклонение» (5 мин)

Задание: Определите наклонение глаголов.

Петя мечтает

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места –

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай, гуляй да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй.

Работа проверяется выборочно.

        Станция 5 «Найди антоним». (резервная)

Задание: Вставьте подходящие по смыслу глаголы-антонимы. Укажите вид глаголов.

        1. Умел начать, умей и (мириться). 2. Плохо медлить, но и (торопиться) не следует. 3. Надо трудиться, а не (лениться). 4. Любишь брать, люби и (отдавать).  Умеешь ссориться, научись и (мириться).

        Работа проверяется «по цепочке». 1 ученик читает правильный ответ, остальные проверяют.

        V. Итог урока. (5 мин)        

По итогам всех заданий определяется победитель марафона, выявляется уровень усвоения знаний по теме «Глагол». (Кто первым пришел к финишу можно увидеть из табло).

- Из табло видно, что участник под номером ___ стал победителем нашего сегодняшнего марафона. Трем победителям вручаем медали.

( Лучшие «марафонцы» поощряются медалями.)

VI. Расставление оценок.

- Наш сегодняшний урок-марафон закончен. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".

Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...