Разработка урока "Причастный оборот"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Ершова Светлана Александровна

Цели урока:

  • дать определение причастного оборота
  • развивать умение находить причастный оборот в предложениях
  • обучить алгоритму выделения причастного оборота запятыми

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_ershova_sa.docx25.82 КБ
Файл konkurs_ershova_sa.pptx508.24 КБ

Предварительный просмотр:

Причастный оборот.

Выделение причастного оборота запятыми.

Разработка урока русского языка в 7 классе

по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой,

Москва, «Просвещение», 2011,

                                                                            учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории

                                      МБОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области»

Ершовой Светланы Александровны

                svetersh@mail.ru

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

  • дать определение причастного оборота
  • развивать умение находить причастный оборот в предложениях
  • обучить алгоритму выделения причастного оборота запятыми
  • развивать творческие способности учащихся
  • воспитывать интерес к слову

                                                                                            Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) -2 мин.                                                                                                                                  Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Включение детей в деятельность.

 - Здравствуйте, ребята! Вижу, что у вас хорошее настроение. Рада поработать с вами сегодня! Желаю удачи!

Включение в работу, самоопределение.

Мобилизация внимания, уважение к окружающим (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К)                              Саморегуляция (Р)

II. Актуализация знаний- 15 мин (8 мин+7мин)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1)На доске записаны словосочетания:                          развевающ..ся знамя, развевавшееся на ветру, работающий мастер, работающий на завод.., пос..девший ветеран, пос..девший на войне, награждённый орденом, поб..ждённый (не)приятель

-Распределите словосочетания на 2 группы по схемам:                                          «прич. + главное слово - сущ.» и «главное слово - прич. + сущ.»; запишите их в 2 столбика.

- Объясните орфограммы (устно).

-Расскажите, что вы узнали о причастии на прошлом уроке.

2)Анализ предложений с причастными оборотами (с использованием презентации). Предложения записываются в порядке работы над ними:

- Прочитайте предложения. Назовите причастия. Какое существительное они определяют? В каких предложениях причастие имеет при себе зависимое слово? На каком месте по отношению к определяемому существительному находится причастие с зависимым словом?

Предложения:

1.Пожелтевшие листья кружатся в воздухе.

2.Пожелтевшие от холода листья кружатся в воздухе.

3.Листья, пожелтевшие от холода, кружатся в воздухе.

-Обратитесь к параграфу 12. Скажите, что вы можете сказать о причастиях с зависимыми словами?

- Ребята, какова тема сегодняшнего урока?

 

- Какова главная цель урока? Очень хорошо!

Распределяют словосочетания и осуществляют взаимопроверку.

Объясняют орфограммы.

Рассказывают о грамматических признаках причастия.

Ищут в предложениях причастия, зависимые слова при них.

Наблюдают, на каком месте по отношению к определяемому существительному может находиться причастие с зависимым словом.

-Они называются причастным оборотом. Являются одним членом предложения.

Формулируют тему урока (причастие с зависимыми словами, предложения с причастиями, имеющими при себе зависимые слова).

Формулируют цель урока (научиться находить в предложениях причастия с зависимыми словами).

Определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи (К)

 Самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее  мотивом, проявление интереса к изучению темы (Л)

Целеполагание (Р)

III. Проблемное объяснение нового знания – 3 мин

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое причастный оборот и алгоритм  его выделения запятыми.

-Посмотрите, как сформулирована цель урока на слайде. О чём мы не сказали?

Обратите внимание, когда причастный оборот выделяется запятыми, а когда – нет (Возвращаемся к предыдущему слайду)                                                     Помогаем наводящим вопросом: «Обратите внимание, где находится причастный оборот по отношению к определяемому существительному».

               Физминутка.

-Ребята, сядьте поудобнее, посмотрите за окно: в какие тона осень окрасила родную природу?

-О выделении причастного оборота запятыми

-Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми.

Поиск и выделение информации; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление – 22 мин (7+8+7)                                                                                   Цель этапа: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся, коррекция.

1)Работа у доски с упр. 73.                 Задание: списать предложения, обозначая границы причастного оборота и расставляя пропущенные запятые.

2)Работа в парах (пары заранее формируются): выписать предложения, где причастный оборот обособляется (1 вариант) или не обособляется запятыми.                Карточки – на столах (см. приложение).

-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (слайд).

3)Творческое задание:

-Ребята, напишите небольшое сочинение-миниатюру о родной природе (см. слайд). Постарайтесь употребить в своём сочинении причастия и причастные обороты.

Работа с классом.

Работа в парах

Самопроверка.

Написание мини-сочинения.

Проверка задания.

Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка, самооценка (Р)

V. Итог урока (рефлексия деятельности)- 3 мин

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Оцените свою работу на уроке.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

-Выберите задание на дом самостоятельно:

1.Параграф 12. Упражнение 74

2. Параграф 12. Из художественного текста выписать 8 предложений с причастными оборотами.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)            Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)                                                                Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

                                                              Карточка (знаки препинания не расставлены).

Спишите нужные предложения. Найдите определяемое слово. Причастный оборот подчеркните и выделите запятыми, если это необходимо.

  1. Сверкающие на солнце капли дождя похожи на крупные слезы. (Паустовский К.)
  2. Деревья окутанные в свои белые ризы дремали в неподвижном величии. (Куприн А.)
  3. По ночам холодный ветер дул с гор присыпанных снегом. (Паустовский К.)
  4. В лесах стояла похрустывающая ледком тишина. (Паустовский К.)
  5. Низко поплыли тёмные тучи гонимые южными ветрами. (Алексеев М.)
  6. Стекавшая по сосновым стволам смола превратилась в янтарный камень. (Паустовский К.)
  7. С окутанных лёгким туманом деревьев сыпались крупные брызги. (Чехов А.)
  8. Мы шли обочиной дороги сплошь покрытой бурыми листьями. (Куприн А.)
  9. Внизу проплыли сопки покрытые розовым снегом…(Гагарин Ю.)
  10. В комнату врывается пахнущий туманом и свежестью утра воздух. (Соколов-Микитов И.)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовы поработать? Желаю удачи!

Слайд 2

1.Пожелтевшие листья кружатся в ~~~~~~~~~______ воздухе. 2.Пожелтевшие от холода листья ~~~~~~~~~~~~~~~ ______ кружатся в воздухе. 3.Листья, пожелтевшие от холода, ______ ~~~~~~~~~~~~~~~ кружатся в воздухе.

Слайд 3

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением .

Слайд 4

Тема урока : Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Цель урока : Научиться находить в предложениях причастный оборот и правильно расставлять знаки препинания при причастном обороте.

Слайд 5

Проверка задания Вариант 1 2)Деревья, / окутанные в свои белые ризы / , дремали в неподвижном величии. (Куприн А.) 3) По ночам холодный ветер дул с гор , / присыпанных снегом / . (Паустовский К.) 5) Низко поплыли тёмные тучи, / гонимые южными ветрами / . (Алексеев М.) 8) Мы шли обочиной дороги, / сплошь покрытой бурыми листьями / . (Куприн А.) 9) Внизу проплыли сопки , / покрытые розовым снегом… / (Гагарин Ю.)

Слайд 6

Проверка задания Вариант 2 1) / Сверкающие на солнце / капли дождя похожи на крупные слезы. (Паустовский К .) 4)В лесах стояла / похрустывающая ледком / тишина. (Паустовский К .) 6) / Стекавшая по сосновым стволам / смола превратилась в янтарный камень . ( Паустовский К .) 7)С / окутанных лёгким туманом / деревьев сыпались крупные брызги. (Чехов А .) 10)В комнату врывается / пахнущий туманом и свежестью утра / воздух. (Соколов-Микитов И.)

Слайд 7

И.И.Шишкин Золотая осень Звучит музыка П.И.Чайковского

Слайд 8

Использованные интернет-ресурсы: http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text= картины шишкина& stype = image&lr =194&noreask=1&source= wiz&uinfo =sw-1259-sh-907-fw-0-fh-598-pd-1 http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text= ученики картинка& stype = image&lr =194&noreask=1&source= wiz&uinfo =sw-1259-sh-907-fw-0-fh-598-pd-1 http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text= осенние листьякартинки& stype = image&lr =194&noreask=1&source= wiz&uinfo =sw-1259-sh-907-fw-0-fh-598-pd-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Деепричастный оборот" (ПТТМСО)

Разработка урока русского языка по ПТТМСО  по теме "Деепричастный оборот"  , проведённого в 7 классе с казахским языком обучения...

Разработка урока "Причастный оборот"

Цели урока:дать определение причастного оборотаразвивать умение находить причастный оборот в предложенияхобучить алгоритму выделения причастного оборота запятыми...

Разработка урока по теме "Оборот There is/are. Предлоги места"

Это урок по теме "Оборот There is/are. Предлоги места" по УМК М.З. Биболетовой, 4 класс. Урок содержит активные формы работы" Создай идеальный дом", презентацию "Предлоги места", текст оригинальн...

Разработка урока по русскому языку для 7 класса "Деепричастный оборот"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Деепричастный оборот" в виде путешествия во времени. Ключевые слова урока: машина времени, мода, молодежь....

Методическая разработка урока "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе по изучению темы "Деепричастие". Конспект урока представлен в виде технологической карты ....