I. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
|
| 1. -Ребята, какова была тема прошлого урока? (Познакомились с новой частью речи – деепричастием, его признаками). -Действительно, мы с вами научились находить деепричастия в тексте, отличать их от других частей речи, но оказывается есть ещё нечто, что вам будет полезно! Хотите ли вы узнать новое о деепричастиях? Тогда вперед! | Вспоминают материал предыдущего урока, дают ответ на вопрос |
II. Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания.
| Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные результаты: Осознание неполноты знаний, формирование интереса к новому. Коммуникативные УУД: 1. Владеть приемами рационального слушания.
Регулятивные УУД: Корректировать результат.
| 11. 1.- Начнем урок с блиц-опроса. 1. Закончите высказывания: а) Деепричастие это … . б) Отвечает на вопросы … . в) Обозначает … г) В предложении является … д) Деепричастие совмещает в себе признаки двух частей речи - это… . е) Так же как и наречия деепричастия … ж) Так же как и глаголы бывают … Теперь проверим работы. Сверьте свои ответы с ключом. Самопроверка по ключам. ( самостоятельная часть речи; что делая? что сделав?; добавочное действие; обстоятельством; наречие и глагол; не изменяются; совершенного и несовершенного вида.) Оцените результат. 7 правильных ответов – весёлый смайлик, 6-5 – нейтральный, 4 и меньше – грустный. Сделайте вывод: я хорошо( не очень хорошо) усвоил тему предыдущего урока; мне нужно ещё раз повторить тему предыдущего урока. | 1.Письменно в тетрадях (на листочках по желанию учителя) пишут свои ответы. 2. Выполняют самопроверку. 3. Оценивают свою работу. |
111.Введение в тему урока. Формулирование темы урока.
| Познавательные УУД: 1. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Регулятивные УУД 1. Формулировать тему урока и его цель (задачи).
Коммуникативные УУД 1. Строить устное высказывание в соответствии с полученной задачей.
| 1.-А теперь для вас задание на повторение.
Запишем предложение.
Микстуру, принесённую мамой, Витя проглотил зажмурившись.
- Найдите в предложении деепричастие. (Зажмурившись) - Кто может доказать, что это именно деепричастие? ( Это слово отвечает на вопрос - что сделав? Зависит от глагола «проглотил» и обозначает добавочное действие. Кроме того в слове есть суффикс –вши-, характерный для деепричастий). - Объясните графически постановку знаков препинания в этом предложении. ( В предложении есть причастный оборот. Причастие «принесённую» имеет зависимое слово: принесённую (кем?) мамой. Определяемое слово «микстуру» находится перед ПО, поэтому выделяется запятой). 2.-Выпишите из предложения деепричастие и составьте с ним словосочетания, а я запишу их на доске. ( крепко зажмурившись, зажмурившись от страха, зажмурившись изо всех сил …) - Определите главное слово в этих словосочетаниях. Укажите его часть речи. (Главное слово – деепричастие зажмурившись). - Как вы думаете, как будет называться деепричастие с зависимыми словами? -Сформулируйте тему нашего урока. (Деепричастный оборот.) Запишите, оставив одну строчку. - Давайте запишем наше предложение снова, включив в него ДО.
Микстуру, принесённую мамой, Витя проглотил, крепко зажмурившись.
- Что ещё нам необходимо знать, чтобы быть уверенными в том, что мы всё записали правильно? ( Пунктуацию.) -Следовательно, какая тема нашего урока? (Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами). Допишем это к теме урока. - Какие задачи мы должны выполнить? (Научиться находить в предложении ДО, отработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с ДО.) - А есть опасность спутать ДО и ПО? ( Да. Значит, нужно закрепить умение отличать их друг от друга). Попробуем составить план действий. С чего начнём? ( Понаблюдаем, сделаем выводы, сравним с учебником, потренируемся) А я добавлю предупредим ошибки! | - Записывают предложение.
- Находят деепричастие.
- Доказывают, что найденное слово является деепричастием.
- Выделяют графически причастный оборот и определяемое слово.
- Записывают словосочетания.
- Отвечают на вопрос.
- Формулируют тему урока.
- Записывают предложение, преобразовав его.
- Отвечают на вопроси дополняют тему урока.
- Ставят задачи и составляют план действий.
|
1У. Открытие новых знаний.
|
Регулятивные УУД: 1. . Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).
2. Извлекать информацию и преобразовывать ее в таблицу.
Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| 1 Внимание на доску. Кирилла Петрович, выходя из церкви, пригласил всех к себе обедать. Выходя из церкви, Кирилла Петрович пригласил всех к себе обедать. Кирилла Петрович пригласил всех к себе обедать, выходя из церкви.
- Понаблюдайте за пунктуацией в этих предложениях. Какой можно сделать вывод? ( Во всех предложениях выделен ДО, значит ДО выделяется запятыми независимо от своего местоположения)
2. Работа с текстом в учебнике на стр. 102. -Сравните свои наблюдения с определением в рамке. Чтение вслух. -Назовите ключевые слова урока. ( ДО, запятые).
3. Закрепим новые знания. Запись предложений на доске и в тетрадях с графическим обозначением ДО. Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум и крики. Пугачёв задремал, сидя на своём месте. Весело разгорелся огонёк, пустив кверху синюю струйку дыма. Летнее солнце, врываясь в окно, освещало мастерскую. 4.Продолжим наши наблюдения. Найдите в учебнике упр. 166 на стр. 81. Запишите по образцу первые 2 предложения.
На основании этой работы сделайте вывод, чем отличается ДО от ПО.
5. -Представьте информацию в виде обобщающей таблицы. - Каким членом предложения является? - От чего зависит? - Когда обособляется?
Причастный оборот (ПО) | Деепричастный оборот (ДО) | В предложении является определением. | В предложении является обстоятельством. | Зависит от существительного
| Зависит от глагола. | Обособляется если стоит после определяемого слова. | Обособляется всегда. |
-Объясните, опираясь на таблицу, как в предложении отличить ДО от ПО. | 1. Читают предложения с доски, делают вывод. 2. Строят устное высказывание на основе наблюдений. 3. Читают учебник, сравнивают свои наблюдения с материалом учебника. 4. Записывают предложения, выделяют ДО. 5. Работают с учебником по упр.___, читают свои предложения, корректируют их по необходимости. 6. Устно делают вывод на основе наблюдений. 7. Составляют и зполняют таблицу. |
У. Развитие речевых и правописных умений.
| Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний
- Анализировать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: 1. Умение точно выражать свои мысли.
2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.
| 1.- Внимание на доску! Прочитайте предложение. Всё ли в нём верно? Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. ( Искажается смысл. Получается, что к станции ехала шляпа.) - Давайте разберёмся, почему так получилось? Найдите в предложении деепричастие (подъезжая). - От какого слова оно зависит? ( От слова слетела). - Что обозначают деепричастия? ( Добавочное действие). - Кто выполняет основное действие, выраженное сказуемым слетела? (шляпа). Вывод: Основное и добавочное действие должны совершаться одним и тем же объектом. Запишем в справочники. - Как можно исправить это предложение, чтобы всё встало на свои места? ( Подъезжая к станции, я потерял шляпу. Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.) 2. Давайте потренируемся, чтобы не допускать подобных ошибок. Коллективно выполняется упр. 161(предложения, требующие исправления, записываются в тетрадь) стр. 78 учебника
| - Устная работа.
- Запись вывода.
- Выполнение практической работы коллективное с комментариями.
|
VI. Итог урока. Рефлексия.
| Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
| - Урок подходит к концу. Давайте подводить итоги. - Ещё раз прочтите полностью тему нашего урока. Вспомните, какую цель перед собой мы ставили в начале урока? ( Научиться находить в предложении ДО, отработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с ДО.) -Как вы считаете, мы достигли цели нашего урока? -Как мы это делали? -Какое задание понравилось более всего? -Как Вы оцениваете свою работу на уроке? Заполните анкету «Плюс-минус–интересно».
Этапы урока | Плюс | Минус | Интересно | 1.Блиц-опрос по домашнему заданию я выполнил. 2. Я сформулировал тему урока. Поставил цель. 3. Я смог сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с ДО. 4. Я смог найти и правильно выделить ДО в предложениях. 5. Я смогу отличить ДО от ПО. 6. Я понял, как правильно употреблять ДО. 7. Я подвёл итоги, проанализировав свою работу на уроке.
|
|
|
|
| - Называют тему урока.
- Проверяют выполнение поставленных задач по плану.
- Заполняют анкету.
|