Разработка урока "Причастный оборот"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Цели урока:
- дать определение причастного оборота
- развивать умение находить причастный оборот в предложениях
- обучить алгоритму выделения причастного оборота запятыми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_ershova_sa.docx | 25.82 КБ |
konkurs_ershova_sa.pptx | 508.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Причастный оборот.
Выделение причастного оборота запятыми.
Разработка урока русского языка в 7 классе
по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой,
Москва, «Просвещение», 2011,
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области»
Ершовой Светланы Александровны
svetersh@mail.ru
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
- дать определение причастного оборота
- развивать умение находить причастный оборот в предложениях
- обучить алгоритму выделения причастного оборота запятыми
- развивать творческие способности учащихся
- воспитывать интерес к слову
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) -2 мин. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
Включение детей в деятельность. - Здравствуйте, ребята! Вижу, что у вас хорошее настроение. Рада поработать с вами сегодня! Желаю удачи! | Включение в работу, самоопределение. | Мобилизация внимания, уважение к окружающим (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К) Саморегуляция (Р) |
II. Актуализация знаний- 15 мин (8 мин+7мин) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
1)На доске записаны словосочетания: развевающ..ся знамя, развевавшееся на ветру, работающий мастер, работающий на завод.., пос..девший ветеран, пос..девший на войне, награждённый орденом, поб..ждённый (не)приятель -Распределите словосочетания на 2 группы по схемам: «прич. + главное слово - сущ.» и «главное слово - прич. + сущ.»; запишите их в 2 столбика. - Объясните орфограммы (устно). -Расскажите, что вы узнали о причастии на прошлом уроке. 2)Анализ предложений с причастными оборотами (с использованием презентации). Предложения записываются в порядке работы над ними: - Прочитайте предложения. Назовите причастия. Какое существительное они определяют? В каких предложениях причастие имеет при себе зависимое слово? На каком месте по отношению к определяемому существительному находится причастие с зависимым словом? Предложения: 1.Пожелтевшие листья кружатся в воздухе. 2.Пожелтевшие от холода листья кружатся в воздухе. 3.Листья, пожелтевшие от холода, кружатся в воздухе. -Обратитесь к параграфу 12. Скажите, что вы можете сказать о причастиях с зависимыми словами? - Ребята, какова тема сегодняшнего урока?
- Какова главная цель урока? Очень хорошо! | Распределяют словосочетания и осуществляют взаимопроверку. Объясняют орфограммы. Рассказывают о грамматических признаках причастия. Ищут в предложениях причастия, зависимые слова при них. Наблюдают, на каком месте по отношению к определяемому существительному может находиться причастие с зависимым словом. -Они называются причастным оборотом. Являются одним членом предложения. Формулируют тему урока (причастие с зависимыми словами, предложения с причастиями, имеющими при себе зависимые слова). Формулируют цель урока (научиться находить в предложениях причастия с зависимыми словами). | Определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи (К) Самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом, проявление интереса к изучению темы (Л) Целеполагание (Р) |
III. Проблемное объяснение нового знания – 3 мин Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое причастный оборот и алгоритм его выделения запятыми. | ||
-Посмотрите, как сформулирована цель урока на слайде. О чём мы не сказали? Обратите внимание, когда причастный оборот выделяется запятыми, а когда – нет (Возвращаемся к предыдущему слайду) Помогаем наводящим вопросом: «Обратите внимание, где находится причастный оборот по отношению к определяемому существительному». Физминутка. -Ребята, сядьте поудобнее, посмотрите за окно: в какие тона осень окрасила родную природу? | -О выделении причастного оборота запятыми -Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми. | Поиск и выделение информации; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление – 22 мин (7+8+7) Цель этапа: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся, коррекция. | ||
1)Работа у доски с упр. 73. Задание: списать предложения, обозначая границы причастного оборота и расставляя пропущенные запятые. 2)Работа в парах (пары заранее формируются): выписать предложения, где причастный оборот обособляется (1 вариант) или не обособляется запятыми. Карточки – на столах (см. приложение). -Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (слайд). 3)Творческое задание: -Ребята, напишите небольшое сочинение-миниатюру о родной природе (см. слайд). Постарайтесь употребить в своём сочинении причастия и причастные обороты. | Работа с классом. Работа в парах Самопроверка. Написание мини-сочинения. Проверка задания. | Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка, самооценка (Р) |
V. Итог урока (рефлексия деятельности)- 3 мин Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
- Исследование какой темы вели на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Оцените свою работу на уроке. Выставление оценок. Домашнее задание. -Выберите задание на дом самостоятельно: 1.Параграф 12. Упражнение 74 2. Параграф 12. Из художественного текста выписать 8 предложений с причастными оборотами. | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Карточка (знаки препинания не расставлены).
Спишите нужные предложения. Найдите определяемое слово. Причастный оборот подчеркните и выделите запятыми, если это необходимо.
- Сверкающие на солнце капли дождя похожи на крупные слезы. (Паустовский К.)
- Деревья окутанные в свои белые ризы дремали в неподвижном величии. (Куприн А.)
- По ночам холодный ветер дул с гор присыпанных снегом. (Паустовский К.)
- В лесах стояла похрустывающая ледком тишина. (Паустовский К.)
- Низко поплыли тёмные тучи гонимые южными ветрами. (Алексеев М.)
- Стекавшая по сосновым стволам смола превратилась в янтарный камень. (Паустовский К.)
- С окутанных лёгким туманом деревьев сыпались крупные брызги. (Чехов А.)
- Мы шли обочиной дороги сплошь покрытой бурыми листьями. (Куприн А.)
- Внизу проплыли сопки покрытые розовым снегом…(Гагарин Ю.)
- В комнату врывается пахнущий туманом и свежестью утра воздух. (Соколов-Микитов И.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Пожелтевшие листья кружатся в ~~~~~~~~~______ воздухе. 2.Пожелтевшие от холода листья ~~~~~~~~~~~~~~~ ______ кружатся в воздухе. 3.Листья, пожелтевшие от холода, ______ ~~~~~~~~~~~~~~~ кружатся в воздухе.
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением .
Тема урока : Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Цель урока : Научиться находить в предложениях причастный оборот и правильно расставлять знаки препинания при причастном обороте.
Проверка задания Вариант 1 2)Деревья, / окутанные в свои белые ризы / , дремали в неподвижном величии. (Куприн А.) 3) По ночам холодный ветер дул с гор , / присыпанных снегом / . (Паустовский К.) 5) Низко поплыли тёмные тучи, / гонимые южными ветрами / . (Алексеев М.) 8) Мы шли обочиной дороги, / сплошь покрытой бурыми листьями / . (Куприн А.) 9) Внизу проплыли сопки , / покрытые розовым снегом… / (Гагарин Ю.)
Проверка задания Вариант 2 1) / Сверкающие на солнце / капли дождя похожи на крупные слезы. (Паустовский К .) 4)В лесах стояла / похрустывающая ледком / тишина. (Паустовский К .) 6) / Стекавшая по сосновым стволам / смола превратилась в янтарный камень . ( Паустовский К .) 7)С / окутанных лёгким туманом / деревьев сыпались крупные брызги. (Чехов А .) 10)В комнату врывается / пахнущий туманом и свежестью утра / воздух. (Соколов-Микитов И.)
И.И.Шишкин Золотая осень Звучит музыка П.И.Чайковского
Использованные интернет-ресурсы: http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text= картины шишкина& stype = image&lr =194&noreask=1&source= wiz&uinfo =sw-1259-sh-907-fw-0-fh-598-pd-1 http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text= ученики картинка& stype = image&lr =194&noreask=1&source= wiz&uinfo =sw-1259-sh-907-fw-0-fh-598-pd-1 http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text= осенние листьякартинки& stype = image&lr =194&noreask=1&source= wiz&uinfo =sw-1259-sh-907-fw-0-fh-598-pd-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Деепричастный оборот" (ПТТМСО)
Разработка урока русского языка по ПТТМСО по теме "Деепричастный оборот" , проведённого в 7 классе с казахским языком обучения...
Разработка урока "Причастный оборот"
Цели урока:дать определение причастного оборотаразвивать умение находить причастный оборот в предложенияхобучить алгоритму выделения причастного оборота запятыми...
Разработка урока по теме "Оборот There is/are. Предлоги места"
Это урок по теме "Оборот There is/are. Предлоги места" по УМК М.З. Биболетовой, 4 класс. Урок содержит активные формы работы" Создай идеальный дом", презентацию "Предлоги места", текст оригинальн...
Разработка урока по русскому языку для 7 класса "Деепричастный оборот"
Повторительно-обобщающий урок по теме "Деепричастный оборот" в виде путешествия во времени. Ключевые слова урока: машина времени, мода, молодежь....
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Методическая разработка урока "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе по изучению темы "Деепричастие". Конспект урока представлен в виде технологической карты ....
Методическая разработка «Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»
в помощь учителям русского языка...