Разработка урока по теме "Деепричастный оборот" (ПТТМСО)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме
Разработка урока русского языка по ПТТМСО по теме "Деепричастный оборот" , проведённого в 7 классе с казахским языком обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx | 53.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Деепричастный оборот» (ПТТМСО)
Класс: 7
Тема: Деепричастный оборот
Цель: формирование понятия о деепричастном обороте. Выработка навыка находить деепричастный оборот и умение правильно ставить знаки препинания при нем.
Ι этап. Актуализация
1. Деепричастие – это__________________________________________________________
особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие.
2. На какие вопросы отвечает деепричастие? ______________________________________
Что делая? Что сделав?
3. Деепричастия несовершенного вида образуются от _______________________________
основы глагола несовершенного вида с помощью суффиксов -а, -я
4. Деепричастия совершенного вида образуются от _________________________________
основы глагола совершенного вида с помощью суффиксов -в ,-вши, -ши
5. Каковы признаки деепричастия?________________________________________________
вид, возвратность, неизменяемость.
ΙΙ этап. Самостоятельное усвоение новой темы.
Теория.
Узнавание.
1. Рассмотрите схему.
Понимание.
2. Прочитайте правило.
Деепричастие с зависимыми словами – деепричастный оборот. В предложении деепричастные обороты бывают обстоятельствами. На письме они обособляются запятыми. Н а п р и м е р:
Пропев до конца песню, раненые начали петь ее сначала.
Голубь, увидя детей, взлетел вверх.
Он что-то писал, наклонив голову.
Не обособляются деепричастные обороты – устойчивые выражения: засучив рукава, сломя голову, не покладая рук. Н а п р и м е р: Он бежал сломя голову.
Анализ.
3. Расставьте в предложениях знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты.
1) Журавли плыли купаясь в голубизне неба плыли кружась на плавно колышущихся крыльях перекликаясь то сдержанно то многоголосо. 2) Ветер задувал сильнее поднимая в воздух сухие листья. 3) Нарезвившись напившись и накупавшись воробьи рассаживались на проводах электролинии. 4) Ветер шуршал переворачивая зелёные подсолнечные листья.
1) Журавли плыли, купаясь в голубизне неба, плыли, кружась на плавно колышущихся крыльях, перекликаясь то сдержанно, то многоголосо. 2) Ветер задувал сильнее, поднимая в воздух сухие листья. 3) Нарезвившись, напившись и накупавшись, воробьи рассаживались на проводах электролинии. 4) Ветер шуршал, переворачивая зелёные подсолнечные листья.
Синтез.
4. Укажите верное утверждение.
1) деепричастия похожи на прилагательные;
2) деепричастный оборот имеет при себе зависимые слова;
3) деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени;
4) деепричастия изменяются по родам, числам и падежам;
5) деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.
6) деепричастие имеет признаки глагола.
ΙΙΙ этап. Уровневые задания.
Ι уровень (5 баллов)
Узнавание.
1. Деепричастие с зависимыми словами называется ________________________________
деепричастным оборотом
2. Деепричастные обороты в предложении бывают __________________________________
обстоятельствами
3. Деепричастные обороты обособляются на письме_______________________________
запятыми
4. Не обособляются деепричастные обороты - _____________________________________
устойчивые выражения
Применение.
5. Прочитайте текст.
Вот, неустанно подпрыгивая, кувыркаясь, выкатывается на опушку леса большой рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти, лезет, точно за мёдом, по стволу вверх, а достигнув кроны, обнимает ветви её мохнатым объятием багровых лап, качается на них, осыпая хвою дождём золотых искр… (М.Горький)
- Подчеркните грамматическую основу.
- Сколько в этом предложении основных действий? Сколько – добавочных? Прочитайте предложения без деепричастий и деепричастных оборотов. Что при этом исчезает?
Вот, неустанно подпрыгивая, кувыркаясь, выкатывается на опушку леса большой рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти, лезет, точно за мёдом, по стволу вверх, а достигнув кроны, обнимает ветви её мохнатым объятием багровых лап, качается на них, осыпая хвою дождём золотых искр… (М.Горький)
В этом предложении 4 основных действия, 5 добавочных действий. Без деепричастных оборотов предложение теряет динамичность, выразительность; автор с помощью деепричастий живописно описал действия медведя.
ΙΙ уровень (+4 балла)
6. Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответствующего вида и расставляя знаки препинания. Объясните пунктуацию при деепричастных оборотах.
1) Чуть свет я вставал и наскоро (напиться) чаю пускался в путь. 2) (Оставить) деревню Никольскую я поплыл вниз по реке. 3) (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление по которому нужно идти мы отправились с товарищем вперёд. 4) Он шёл не (торопиться) твёрдо (ударить) ногами в землю. 5) Волны от парохода бесшумно убегали вдаль (покачивать) куски сосновой коры. 6) Люда засмеялась (глядеть) широко открытыми глазами на огни пароходов.
1) Чуть свет я вставал и, наскоро напившись чаю, пускался в путь. 2) Оставив деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке. 3) Поднявшись с восходом солнца и указав направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд. 4) Он шёл не торопясь, твёрдо ударяя ногами в землю. 5) Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. 6) Люда засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов.
ΙΙΙ уровень (9+3=12 баллов)
7. Перед вами отрывки стихотворений А.С.Пушкина. Понаблюдайте за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке. Заполните 2 и 3 графу таблицы.
Текст | Деепричастие | Морфологические признаки деепричастия |
Буря мглою небо кроет, “Зимний вечер” | Кроет, крутя. | крутя - несов. вид. неизм. ф. |
3има!.. Крестьянин, торжествуя, “Зима!.. | Торжествуя, обновляет; снег почуя, плетется; взрывая, летит. (Помогают создать динамичную картину) | торжествуя – несов. вид, неизм.ф. почуя – несов. вид, неизм.ф. взрывая – несов. вид, неизм.ф |
Под голубыми небесами “Зимнее утро” |
(При помощи деепричастия картинка, созданная поэтом, как бы оживает, детализируется) | C блестя – несов. в., неизм. ф. |
Скользя по утреннему снегу, “Зимнее утро” | Скользя, предадимся. (Помогает создать динамичную картину). | C скользя – несов. в., неизм. ф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...