Урок русского языка в 5 классе Тема урока: Урок-путешествие. Повторение по теме «Имя существительное».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Емельянова Надежда Геннадьевна

В игровой форме повторить все об имени существительном. Узнать, что называется функциональной грамотностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc53 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок-путешествие. Повторение по теме «Имя существительное».

Цели: 1. Обучающая: Формирование функциональной грамотности учащихся; обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания по теме «Имя существительное как часть речи;  закрепить и актуализировать знания о грамматических признаках имени существительного как часть речи.

2. Развивающая: создать положительную мотивацию на уроке; обеспечить творческое развитие и заинтересованность учащихся в приобретении знаний; совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, развивать умение анализировать текст.

3. Воспитательная: воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Форма: урок-путешествие.
Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока

I Организационный момент

  1. Психологический настрой на урок.

Наш весёлый школьный звонок

Пригласил нас всех на урок!

Урок повторения сегодня у нас,

            Компьютер будет работать для нас.

На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

Доброй улыбкой им улыбнитесь!

Много сегодня работы у нас,

И всем я желаю успехов сейчас!

  1. Сообщение целей урока.

Ребята, сегодня мы с вами должны усвоить, что называется функциональной грамотностью; повторить всё, что мы знаем по теме «Имя существительное», закрепить умения находить существительное в тексте, повторить морфологические признаки существительного, а также мы должны ответить на вопрос, где нам может понадобиться такая часть речи, как имя существительное, зачем мы должны эту часть речи знать.

  1. –Ребята, как вы понимаете, что такое функциональная грамотность? (Это способность человека использовать приобретённые в течение жизни знания для решения жизненных задач) Те знания, которые мы приобретаем на уроках рус.языка, литературы, математики, нам понадобятся для общения, чтения, правильного  грамотного письма.
  2. Итак, сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по огромной стране под названием «Имя существительное».

У нас сегодня в гостях замечательные герои из повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

- Ребята, будьте очень внимательны, т.к. вам нужно будет назвать из отрывка имена существительные.

Сценка

Кот Матроскин.  Дрова надо заготавливать – зима на носу. Дядя Федор!

- Дядя Федор, в лес надо ехать - березу пилить. Березовые дрова самые лучшие.

Дядя Федор. А мне березы жалко. Вот они какие красивые.

Кот Матроскин.. Ты, Дядя Федор, не о красоте думай, а о морозах. Как ударит сорок градусов, что ты будешь делать?

Дядя Федор. Не знаю. Только если все начнут березы на дрова пилить, у нас вместо леса одни пеньки останутся.

Пес Шарик. Верно. Это только для старушек хорошо, когда в лесу одни пеньки. Ты о них подумал? Хворост надо заготовлять!

Дядя Федор. Молодец! Шарик! Так мы и сделаем.

Кот Матроскин. (рассердился). Вы что?! От этого хвороста не тепло будет, а треск один. Я лучше по-другому сделаю. Дядя Федор, дай мне бумагу и карандаш.

Дядя Федор.  Ты что придумал?

Кот Матроскин. Письмо напишу ученым. Чтобы солнце маленькое прислали. Домашнее.

Дядя Федор. Бывают такие солнца?

Кот Матроскин. Вот увидишь. (Пишет). «Москва, институт Солнца, отдел «Восходов и Заходов», Ученому у окна, в халате без пуговиц. У которого разные шнурки». Мы с ним близко знакомы. Он меня колбасой угощал. (Пишет) «Дорогой ученый! Пришлите нам,

пожалуйста, солнце домашнее. А то Дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Пришлите - не то замерзнем. Уважающий вас Матроскин – «Кот по хозяйственной части». (Встал.) Пойду на почту отнесу. (Уходит.)

Пес Шарик. Это он хорошо придумал про солнце. Мне бы в будку такое!

Слово учителя: Ребята, а почему нельзя березу пилить, деревья вырубать?

Ученики: Деревья поглощают углекислый газ и выдыхают кислород, деревья - это природа.

Природу нужно беречь, защищать, без природы нет жизни на земле.

Назовите имена существительные, которые вы услышали в сценке.

- Внимание! Сказочный поезд отправляется. На станциях вас будут проверять контролеры, поэтому будьте внимательны.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

1)Первая остановка – станция Число.
Давайте посмотрим, какие продукты вы взяли с собой в поход.
а) Молоко, сахар, чай...  ( мёд, масло, вода) (употребляются только в ед. ч.).
б) Консервы, макароны... ( сливки, оладьи, купаты) (употребляются только во мн. ч.)
Дополните каждый из списков.
Следующее задание: Поставьте существительные ед. числа во мн. число, обозначьте окончания.
Окно

Поле

Мастер

Лиса

Друг

Дерево

Утёнок

Земля

-Какие окончания могут иметь существительные во мн.ч.? (а-я, ы-и)

- Что мы не можем определить у существительных, которые употребляются только в форме мн.ч.? (род и тип склонения)

2)Следующая наша станция- Склонение.

 Стоянка несколько минут. А вот и контролёр. (Рябинин Антон)

  1. Что такое склонение? ( это изменение существительного по родам,  числам и падежам)
  2. Как правильно определить склонение? (нужно поставить сущ. в начальную форму – ед.ч И.п.) По окончанию можно определить его принадлежность к одному из склонений.
  3. Какие существительные  относятся к 1,2,3 склонению?

Задание: Выпишите из стихотворения Афанасия Фета «Это утро, радость эта…»

по 3-4  существительных каждого склонения.

Это утрорадость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

-Ребята, подумайте, почему контролёр предложил именно это стихотворение? ( Оно примечательно тем, что почти целиком состоит из одних только существительных. В стихотворении  нет ни одного глагола, и тем не менее его можно от начала до конца понять: перед нами  весна и ее влияние на внутреннее состояние человека, красота весенней  природы.

III.   Все молодцы! С заданием справились. Контролёр никого не высадил. Поехали дальше.

3) Впереди село Родное. Что можете сказать о роде имён существительных?            (существительное может стоять в женском, мужском, среднем роде)

Выполняем задание, чтобы ехать дальше. Вставьте пропущенные буквы, определите род имён существительных.

Золот… медаль, солдатск… шинель, звучн… рояль, высок… тополь, вкусн… кофе, красив… тюль, жарен… картофель, жидк… какао, яблочн… повидло.

IV. Физкультминутка. А сейчас нам просто необходимо отдохнуть. К нам в гости пришёл ещё один сказочный герой – Буратино.

4)   Приближаемся к следующей станции- Собственная .

Контролёр проверит, сможем ли мы благополучно уехать с этой станции?  

- Какие существительные называются собственными, как они пишутся?

- Какие существительные называются нарицательными?

Задание: Я буду называть вам нарицательные существительные, а вы к ним подберите собственные.

Город

Река

Деревня

Озеро

Поэт

Книга

Собака

Мультфильм

  1. Мы приближаемся к следующей станции - Одушевлённой.

Из предложения Серёжа носит в ухе серёжку.  Найдите 2 одинаковых по звучанию слова, имеющие  разные признаки.

Прежде чем отправиться дальше, необходимо выполнить интересное задание: Найдите «пятое лишнее» в следующих рядах слов.

Мастер, лошадь, бабочка, берёза, сверстница.

Реклама, кукла, рябина, земляника, воробей.

- Все молодцы! Наше путешествие подходит к концу.

6)Наш автобус приближается к последней станции – Падеж, где живут братья-падежи.

-Вы не забыли, как их зовут и на какие вопросы они отвечают?

Здесь контролёр строгий!

-Как правильно определить падеж существительного?

(Находим главное слово и задаём вопрос к существительному)

-Перед вами текст, из этого текста нужно выписать существительные и определить их падеж, определить тему и основную идею текстаю

 Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволам и сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц.

V. Подведение итогов.

Вот и закончилась наша экскурсия. Сегодня все молодцы! Но наше путешествие в страну «Имени существительного» еще не закончено. Впереди нас ждёт ещё много интересного.

А сейчас давайте подведём итоги нашего путешествия. Проверяем домашнее задание. (Синквейн)

Имя существительное

Полезное, нужное

Называет, уточняет, склоняется

Обогащает русский язык

Слово

Итак, делаем вывод.

-Какую роль играют имена существительные в предложении, в речи?  

Сделайте вывод по имени существительному. ( Имена существительные играют важную роль в предложении, в речи. Имя существительное обозначает предметы, оно может быть любым членом предложения. Без них невозможно понять текст, речь человека. Это действительно значимая часть речи.)
-Когда и где вы можете использовать имена существительные в своей речи?
(на уроке, когда выполняем домашние задания, когда разговариваем друг с другом, при общении, при написании письма, открытки и т.д.).
- Почему имя существительное так называется «Существительное»?
(Потому что называет всё, что существует в мире).
- Предположите, что будет, если исчезнут все имена существительные из нашей речи…
(Мы не сможем общаться полноценно друг с другом, перестанем понимать друг друга, не сможем выразить свои желания, не сможем задать вопросы и ответить друг другу)
- Так зачем нужны знания об имени существительном?
(Чтобы использовать их в жизни, грамотно говорить и писать, выражать свои мысли)

-Молодцы, ребята! Работали активно, но самые четкие ответы были у………..
Хорошо и продуманно отвечали………
Ваши оценки…
VI. Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение на тему «Существительное- слово удивительное».
Спасибо всем за хорошую работу на уроке.



Предварительный просмотр:

Тема: Урок-путешествие. Повторение по теме «Имя существительное».

Цели: 1. Обучающая: Формирование функциональной грамотности учащихся; обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания по теме «Имя существительное как часть речи;  закрепить и актуализировать знания о грамматических признаках имени существительного как часть речи.

2. Развивающая: создать положительную мотивацию на уроке; обеспечить творческое развитие и заинтересованность учащихся в приобретении знаний; совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, развивать умение анализировать текст.

3. Воспитательная: воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Форма: урок-путешествие.
Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока

I Организационный момент

  1. Психологический настрой на урок.

Наш весёлый школьный звонок

Пригласил нас всех на урок!

Урок повторения сегодня у нас,

            Компьютер будет работать для нас.

На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

Доброй улыбкой им улыбнитесь!

Много сегодня работы у нас,

И всем я желаю успехов сейчас!

  1. Сообщение целей урока.

Ребята, сегодня мы с вами должны усвоить, что называется функциональной грамотностью; повторить всё, что мы знаем по теме «Имя существительное», закрепить умения находить существительное в тексте, повторить морфологические признаки существительного, а также мы должны ответить на вопрос, где нам может понадобиться такая часть речи, как имя существительное, зачем мы должны эту часть речи знать.

  1. –Ребята, как вы понимаете, что такое функциональная грамотность? (Это способность человека использовать приобретённые в течение жизни знания для решения жизненных задач) Те знания, которые мы приобретаем на уроках рус.языка, литературы, математики, нам понадобятся для общения, чтения, правильного  грамотного письма.
  2. Итак, сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по огромной стране под названием «Имя существительное».

У нас сегодня в гостях замечательные герои из повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

- Ребята, будьте очень внимательны, т.к. вам нужно будет назвать из отрывка имена существительные.

Сценка

Кот Матроскин.  Дрова надо заготавливать – зима на носу. Дядя Федор!

- Дядя Федор, в лес надо ехать - березу пилить. Березовые дрова самые лучшие.

Дядя Федор. А мне березы жалко. Вот они какие красивые.

Кот Матроскин.. Ты, Дядя Федор, не о красоте думай, а о морозах. Как ударит сорок градусов, что ты будешь делать?

Дядя Федор. Не знаю. Только если все начнут березы на дрова пилить, у нас вместо леса одни пеньки останутся.

Пес Шарик. Верно. Это только для старушек хорошо, когда в лесу одни пеньки. Ты о них подумал? Хворост надо заготовлять!

Дядя Федор. Молодец! Шарик! Так мы и сделаем.

Кот Матроскин. (рассердился). Вы что?! От этого хвороста не тепло будет, а треск один. Я лучше по-другому сделаю. Дядя Федор, дай мне бумагу и карандаш.

Дядя Федор.  Ты что придумал?

Кот Матроскин. Письмо напишу ученым. Чтобы солнце маленькое прислали. Домашнее.

Дядя Федор. Бывают такие солнца?

Кот Матроскин. Вот увидишь. (Пишет). «Москва, институт Солнца, отдел «Восходов и Заходов», Ученому у окна, в халате без пуговиц. У которого разные шнурки». Мы с ним близко знакомы. Он меня колбасой угощал. (Пишет) «Дорогой ученый! Пришлите нам,

пожалуйста, солнце домашнее. А то Дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Пришлите - не то замерзнем. Уважающий вас Матроскин – «Кот по хозяйственной части». (Встал.) Пойду на почту отнесу. (Уходит.)

Пес Шарик. Это он хорошо придумал про солнце. Мне бы в будку такое!

Слово учителя: Ребята, а почему нельзя березу пилить, деревья вырубать?

Ученики: Деревья поглощают углекислый газ и выдыхают кислород, деревья - это природа.

Природу нужно беречь, защищать, без природы нет жизни на земле.

Назовите имена существительные, которые вы услышали в сценке.

- Внимание! Сказочный поезд отправляется. На станциях вас будут проверять контролеры, поэтому будьте внимательны.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

1)Первая остановка – станция Число.
Давайте посмотрим, какие продукты вы взяли с собой в поход.
а) Молоко, сахар, чай...  ( мёд, масло, вода) (употребляются только в ед. ч.).
б) Консервы, макароны... ( сливки, оладьи, купаты) (употребляются только во мн. ч.)
Дополните каждый из списков.
Следующее задание: Поставьте существительные ед. числа во мн. число, обозначьте окончания.
Окно

Поле

Мастер

Лиса

Друг

Дерево

Утёнок

Земля

-Какие окончания могут иметь существительные во мн.ч.? (а-я, ы-и)

- Что мы не можем определить у существительных, которые употребляются только в форме мн.ч.? (род и тип склонения)

2)Следующая наша станция- Склонение.

 Стоянка несколько минут. А вот и контролёр. (Рябинин Антон)

  1. Что такое склонение? ( это изменение существительного по родам,  числам и падежам)
  2. Как правильно определить склонение? (нужно поставить сущ. в начальную форму – ед.ч И.п.) По окончанию можно определить его принадлежность к одному из склонений.
  3. Какие существительные  относятся к 1,2,3 склонению?

Задание: Выпишите из стихотворения Афанасия Фета «Это утро, радость эта…»

по 3-4  существительных каждого склонения.

Это утрорадость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

-Ребята, подумайте, почему контролёр предложил именно это стихотворение? ( Оно примечательно тем, что почти целиком состоит из одних только существительных. В стихотворении  нет ни одного глагола, и тем не менее его можно от начала до конца понять: перед нами  весна и ее влияние на внутреннее состояние человека, красота весенней  природы.

III.   Все молодцы! С заданием справились. Контролёр никого не высадил. Поехали дальше.

3) Впереди село Родное. Что можете сказать о роде имён существительных?            (существительное может стоять в женском, мужском, среднем роде)

Выполняем задание, чтобы ехать дальше. Вставьте пропущенные буквы, определите род имён существительных.

Золот… медаль, солдатск… шинель, звучн… рояль, высок… тополь, вкусн… кофе, красив… тюль, жарен… картофель, жидк… какао, яблочн… повидло.

IV. Физкультминутка. А сейчас нам просто необходимо отдохнуть. К нам в гости пришёл ещё один сказочный герой – Буратино.

4)   Приближаемся к следующей станции- Собственная .

Контролёр проверит, сможем ли мы благополучно уехать с этой станции?  

- Какие существительные называются собственными, как они пишутся?

- Какие существительные называются нарицательными?

Задание: Я буду называть вам нарицательные существительные, а вы к ним подберите собственные.

Город

Река

Деревня

Озеро

Поэт

Книга

Собака

Мультфильм

  1. Мы приближаемся к следующей станции - Одушевлённой.

Из предложения Серёжа носит в ухе серёжку.  Найдите 2 одинаковых по звучанию слова, имеющие  разные признаки.

Прежде чем отправиться дальше, необходимо выполнить интересное задание: Найдите «пятое лишнее» в следующих рядах слов.

Мастер, лошадь, бабочка, берёза, сверстница.

Реклама, кукла, рябина, земляника, воробей.

- Все молодцы! Наше путешествие подходит к концу.

6)Наш автобус приближается к последней станции – Падеж, где живут братья-падежи.

-Вы не забыли, как их зовут и на какие вопросы они отвечают?

Здесь контролёр строгий!

-Как правильно определить падеж существительного?

(Находим главное слово и задаём вопрос к существительному)

-Перед вами текст, из этого текста нужно выписать существительные и определить их падеж, определить тему и основную идею текстаю

 Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволам и сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц.

V. Подведение итогов.

Вот и закончилась наша экскурсия. Сегодня все молодцы! Но наше путешествие в страну «Имени существительного» еще не закончено. Впереди нас ждёт ещё много интересного.

А сейчас давайте подведём итоги нашего путешествия. Проверяем домашнее задание. (Синквейн)

Имя существительное

Полезное, нужное

Называет, уточняет, склоняется

Обогащает русский язык

Слово

Итак, делаем вывод.

-Какую роль играют имена существительные в предложении, в речи?  

Сделайте вывод по имени существительному. ( Имена существительные играют важную роль в предложении, в речи. Имя существительное обозначает предметы, оно может быть любым членом предложения. Без них невозможно понять текст, речь человека. Это действительно значимая часть речи.)
-Когда и где вы можете использовать имена существительные в своей речи?
(на уроке, когда выполняем домашние задания, когда разговариваем друг с другом, при общении, при написании письма, открытки и т.д.).
- Почему имя существительное так называется «Существительное»?
(Потому что называет всё, что существует в мире).
- Предположите, что будет, если исчезнут все имена существительные из нашей речи…
(Мы не сможем общаться полноценно друг с другом, перестанем понимать друг друга, не сможем выразить свои желания, не сможем задать вопросы и ответить друг другу)
- Так зачем нужны знания об имени существительном?
(Чтобы использовать их в жизни, грамотно говорить и писать, выражать свои мысли)

-Молодцы, ребята! Работали активно, но самые четкие ответы были у………..
Хорошо и продуманно отвечали………
Ваши оценки…
VI. Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение на тему «Существительное- слово удивительное».
Спасибо всем за хорошую работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Самоанализ урока русского языка в 6-ом классе по теме "Повторение по теме "Лексика. Фразеология".

Цели урока:Воспитывающая цель: прививать интерес к изучению русского языка.Развивающая цель: развивать познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание, речь. Обучающая  цель: зак...

Урок русского языка в 5 классе Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Урок русского языка  в 5 классеТема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»...

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...