Урок русского языка в 5 классе Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»
Учитель русского языка и литературы
Раздорова Татьяна Александровна,
МБОУ «Нижнежуравская основная
общеобразовательная школа»»
Данный урок проводится в 5классе при изучении темы «Имя существительное». В ряду уроков, отведенных на изучение темы, данный урок последний.
Форма урока: Соревнование.
Тип урока: Повторно-обобщающий.
Цели для учителя:
Воспитательные цели:
- Воспитывать уважение к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры.
- Воспитывать чувство собственного достоинства, стремление к активному, действенному добру.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Образовательная цель:
Повторить и систематизировать сведения по теме.
Развивающие цели:
1.Развивать способность опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты.
2. Совершенствовать орфографическую грамотность.
3. Способствовать развитию у обучающихся потребности в творческом самовыражении через различные виды работы.
Цели для учащихся:
Знать:
-грамматические признаки имени существительного, склонение существительных, правописание падежных окончаний имен существительных.
Уметь:
- проводить морфологический разбор имени существительного;
- объяснят выбор падежного окончания имени существительного.
Оборудование: карточки - задания для работы в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Цель: создать у учащихся рабочий настрой.
Прозвенел звонок, который оповестил о начале нашего занятия.
Сегодня на нашем уроке пройдёт соревнование, и будет оно посвящёно имени существительному.
Перед началом состязаний я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Вам
В этом помогут светофоры. У кого хорошее настроение поднимите красный цвет…
II. Целеполагание.
Цель: ознакомить учащихся с целью урока и конечным результатом работы.
Уч: Цель нашего занятия: Повторить имя существительное, морфологический разбор.
По окончании урока вы должны:
Знать:
-грамматические признаки имени существительного, склонение существительных, правописание падежных окончаний имен существительных.
Уметь:
- проводить морфологический разбор имени существительного;
- объяснят выбор падежного окончания имени существительного.
Уч: Накануне вы получили задание разделиться на две команды. Капитаны представьте свои команды. (Название и девиз).
За ходом состязаний будет наблюдать строгое, но справедливое жюри.
Откроем тетради и запишем дату нашего состязания.
III. Актуализация опорных знаний.
Цель: повторить сведения по теме «Имя существительное»
Уч: Задание командам:
1 к. – Подготовить рассказ: Что такое имя существительное?
2 к.- Рассказать о грамматических признаках имени существительного.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений
Цель: выполнение учащимися индивидуальных и коллективных устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.
1) Лексическая работа.
Уч: Теперь лексическая разминка. Это загадки, отгадки записываем в словарь и на доске.
- Ездить нужно осторожно
За рога держаться можно…
Жаль вот только - гривы нет…
Что за конь? ( Велосипед)
- В этом домике жильцы
Все отличные пловцы.
Что за дом у них такой
До краёв налит водой? ( Аквариум)
- И от ветра, и от зноя
От дождя тебя укроет,
И как спать в ней сладко
Что это? (Палатка)
-Стоит Алёна,
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Берёза)
Уч: К какой части речи относятся слова, которые являются отгадками?
Можно ли объяснить орфограмму в корне? Что ещё общего между этими словами? (Число, падеж, нарицательные, неодушевлённые)
- Продолжаем отгадывать загадки, но теперь отгадки распределяем по склонениям .Сколько их у существительного? (Три)
Капитаны выбирают по три загадки.
-Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я….(Капуста)
- Гладка, душиста,
Моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было ….
Что это? (Мыло)
- То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка,
Можно и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)
- Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
- Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
- Беленькие горошки
На зелёной ножке.(Ландыш)
1 2 3
2) Морфологический разбор
Уч: Приглашаются по 1 участнику от каждой команды, читают предложение, выбирают имя существительное и проводят морфемный разбор.
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.
Лес пахнет дубом и сосной.
(Остальные работают с упражнением учебника, выписывают существительные)
3) Синтаксический разбор предложения
Уч: Каким членом предложения чаще бывает имя существительное?
( подлежащим)
Следующее задание капитанам: произвести синтаксический разбор предложения (Уч-ся читают предложения, а команды записывают)
1-В лесу дремучем сосны зашумели.
2-Закат тяжело пылает на кронах.
Какая синтаксическая функция имени существительного не была освещена? (Сказуемое) Приведите примеры.
4) Работа по орфографии
Уч: Теперь поговорим об орфограмме: Падежные окончания имени существительного.
Задание: составить таблицу: е-и в окончаниях имен существительных
По 2 чел. от каждой команды выполняют это задание.
Е И
1. 1-е скл. - Д., п., П.п 1. 1-е скл. - Р.
2. 2-е скл.- П.п 2. 3 -ескл. - Р., Д, П.,
3. –ия - Р., Д., П,
4. – ий., -ие - П.
(остальные работают с пословицами)
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- Книга поможет в труде, выручит и в беде.
(проиллюстрировать орфограмму примерами из пословиц)
5) Работа со словосочетаниями
Уч: Следующее задание: составить словосочетание и объяснить выбор гласной в окончаниях существительных:
Виться, в ,воздух; беспокоится, о ,здоровье ;съёжиться, от, сырость; участвовать, в, борьбе.
( Остальные учащиеся принимают участие в игре «Четвёртый лишний» )
Молоко машина деревня мама
Кот мышь стол корова
Соловей машина калитка площадка
( физминутка)
6) Работа с текстом
Уч: А теперь поработаем с текстом ( Тексты записаны на доске)
1
О русской природе
О русской природ., о милой природ.,
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снег., о ясной погод.,
О яблонях в наших садах…
2
Милая Родина
Я узнаю тебя в голос. диктора,
В лязг. лебёдок морских якорей,
В атомной станции., в запуск. спутников
В рёв. пропеллеров, в гул. людей..
А) Прочитайте.
Б) Что это написано?
В) Почему?
Г) Какого стиля эти тексты?( худ.)
-Приглашаются по 1 представителю от каждой команды.
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить условие выбора.
7. Контроль
Уч: Последнее испытание - итоговая работа. Возьмём перфоконверты.
Задание: знаком + указать правильное окончание
По аллее у дороги к машине для книги
для федерации о вечере о мыши в печи в болоте из печи о маме в доме
по тропинке в оккупации по улице на станции
на речке для дочери к дяде для дяде
( проверка)
V. Итог урока
Цель: подвести итог работы на уроке.
Уч: Испытания исчерпали себя. Жюри подводит итоги. А мы обратимся к целям, сумели мы достигнуть их, покажите.
Какое задание вам больше понравилось?
Жюри объявляет результаты
VI. Домашнее задание
Уч: На дом предлагаю самим выбрать задание:
написать мини- сочинение « Выборы президента Морфологии» или выполнить упражнение изучебника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык + образовательная технология «ИнтеллекТ» по теме «Повторение и обобщение по теме: «Союз» (7 класс)
Образовательными целями урока является уточнение и расширение представлений по теме «Союз»; формирование умений определять роль союзов в предложении; закрепление навыков пра...
Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс
В общей системе уроков по разделу данный урок представляет урок-повторение и обобщение. В структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, акту...
Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"
Я рассказала о приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....
Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение и обобщение по теме "Глагол"
Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение и обобщение по теме "Глагол" позволяет повторить перед контрольным диктантом все орфограммы данной темы....
Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение и обобщение по теме "Предлог"
Конспект урока по русскому языку для 7 класса можно использовать как повторительно-обобщительный материал перед контрольным диктантом по теме "Предлог"....
Конспект урока по русскому языку на тему: Повторение и обобщение по теме « Имя числительное». 6класс
Обобщающий урок по теме " Имя числительное" На уроке можно будет повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи, учащиеся смогут ана...
Конспект урока русского языка по теме Повторение и обобщение по теме «Деепричастие»,7класс
Материалы конспекта урока по пройденным темам позволят обобщить и закрепить знания учащихся...