Урок русского языка в 5 классе Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Раздорова Татьяна Александровна

Урок русского языка  в 5 классе

Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 5 классе

Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Учитель русского языка и литературы

                                                                Раздорова Татьяна Александровна,

                                                                 МБОУ «Нижнежуравская основная

                                                          общеобразовательная школа»»

Данный урок проводится  в 5классе при изучении темы «Имя существительное».   В ряду уроков, отведенных на изучение  темы, данный урок последний.

Форма урока: Соревнование.

Тип урока: Повторно-обобщающий.

Цели для учителя:

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать уважение к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры.
  2. Воспитывать чувство собственного достоинства, стремление к активному, действенному добру.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

           Образовательная цель:

Повторить и систематизировать сведения по теме.

           Развивающие цели:

           1.Развивать способность опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты.

           2. Совершенствовать орфографическую грамотность.

           3. Способствовать развитию у обучающихся потребности в творческом самовыражении через различные виды работы.

Цели для учащихся:

         Знать:

-грамматические признаки имени существительного, склонение существительных, правописание падежных окончаний имен существительных.

        Уметь: 

- проводить морфологический разбор имени существительного;

- объяснят выбор падежного окончания имени существительного.

Оборудование: карточки  - задания для работы в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Цель: создать у учащихся рабочий настрой.

Прозвенел звонок, который оповестил о начале нашего занятия.

       Сегодня на нашем уроке пройдёт соревнование,  и будет оно посвящёно имени существительному.

        Перед началом состязаний я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Вам

    В этом помогут светофоры. У кого хорошее настроение поднимите красный цвет…

II. Целеполагание.

Цель: ознакомить учащихся с целью урока и конечным результатом работы.

Уч: Цель нашего занятия: Повторить имя существительное, морфологический разбор.                        

  По окончании урока вы должны:        

Знать:

-грамматические признаки имени существительного, склонение существительных, правописание падежных окончаний имен существительных.

        Уметь: 

- проводить морфологический разбор имени существительного;

- объяснят выбор падежного окончания имени существительного.      

Уч: Накануне вы получили задание разделиться на две команды. Капитаны представьте свои команды. (Название и девиз).

За ходом состязаний будет наблюдать строгое, но справедливое жюри.

Откроем тетради и запишем дату нашего состязания.

III. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторить сведения по теме «Имя существительное»

Уч: Задание командам:

1 к. – Подготовить рассказ: Что такое имя существительное?

2 к.-  Рассказать о грамматических признаках имени существительного.

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений

Цель: выполнение учащимися индивидуальных и коллективных устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.

1) Лексическая работа.

Уч:  Теперь лексическая разминка. Это загадки, отгадки записываем в словарь и на доске.

-  Ездить нужно осторожно

   За рога держаться можно…

  Жаль вот только - гривы нет…  

  Что за конь? ( Велосипед)

-  В этом домике жильцы

   Все отличные пловцы.

   Что за дом у них такой

   До краёв налит водой? ( Аквариум)

 

 - И от ветра, и от зноя

   От дождя тебя укроет,

   И как спать в ней сладко

   Что это? (Палатка)

  -Стоит Алёна,

   Платок зелёный,

   Тонкий стан,

   Белый сарафан. (Берёза)    

Уч: К какой части речи относятся  слова, которые являются отгадками?

Можно ли объяснить орфограмму в корне? Что ещё общего между этими словами? (Число, падеж, нарицательные, неодушевлённые)

- Продолжаем отгадывать загадки, но теперь отгадки распределяем по склонениям .Сколько их у существительного? (Три)

Капитаны выбирают по три загадки.

 -Что за скрип, что за хруст?

   Это что ещё за куст?

   Как же быть без хруста,

   Если я….(Капуста)

-  Гладка, душиста,

   Моет чисто.

   Нужно, чтоб у каждого было  ….

   Что это? (Мыло)

-  То я в клетку, то в линейку

   Написать на мне сумей-ка,

   Можно и нарисовать.

   Что такое я?   (Тетрадь)

-  Пришла без красок и без кисти  

   И перекрасила все листья. (Осень)

-  Стоят в поле сестрички:

   Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

-  Беленькие горошки

   На  зелёной ножке.(Ландыш)

       

        1        2        3

2) Морфологический разбор

Уч: Приглашаются по 1 участнику от каждой команды, читают предложение, выбирают имя существительное и проводят морфемный разбор.

       Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.

       Лес пахнет дубом и сосной.

 (Остальные работают с упражнением учебника, выписывают существительные)

3) Синтаксический разбор предложения

Уч: Каким членом предложения чаще бывает имя существительное?

( подлежащим)

Следующее задание капитанам: произвести синтаксический разбор предложения (Уч-ся читают предложения, а команды записывают)

1-В лесу дремучем сосны зашумели.

2-Закат тяжело пылает на кронах.

Какая синтаксическая функция  имени существительного не была освещена? (Сказуемое) Приведите примеры.

4) Работа по орфографии

Уч: Теперь поговорим об орфограмме: Падежные окончания имени существительного.

Задание: составить таблицу: е-и в окончаниях имен существительных

По 2 чел. от каждой команды выполняют это задание.

                  Е                                                                        И

1. 1-е  скл. - Д., п., П.п                                                     1. 1-е скл. - Р.

2. 2-е  скл.-  П.п                                                                2. 3 -ескл. - Р., Д, П.,

                                                                                           3. –ия     -  Р., Д., П,

                                                                                           4. – ий., -ие - П.

(остальные работают с пословицами)

  1. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  2. Книга поможет в труде, выручит и в беде.

(проиллюстрировать  орфограмму примерами из пословиц)

5) Работа со словосочетаниями

Уч: Следующее задание: составить словосочетание и объяснить выбор гласной в окончаниях существительных:

Виться, в ,воздух;   беспокоится, о ,здоровье ;съёжиться, от, сырость; участвовать, в, борьбе.

( Остальные учащиеся  принимают участие в игре «Четвёртый лишний» )

Молоко  машина   деревня   мама

Кот мышь стол  корова

Соловей    машина   калитка   площадка

( физминутка)

6) Работа с текстом  

Уч: А теперь поработаем с текстом ( Тексты записаны на доске)

1

О русской природе

О русской природ., о милой природ.,

С зарёй в материнских глазах,

     О тающем снег., о ясной погод.,

      О яблонях в наших садах…

 2

Милая Родина

Я узнаю тебя в голос. диктора,

В лязг. лебёдок морских якорей,

В атомной станции., в запуск. спутников

 В рёв. пропеллеров, в гул. людей..

А) Прочитайте.

Б) Что это написано?

В) Почему?

Г) Какого стиля эти тексты?( худ.)

-Приглашаются по 1 представителю от каждой команды.

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить условие выбора.

7. Контроль

Уч: Последнее испытание - итоговая работа.  Возьмём перфоконверты.

Задание:  знаком + указать правильное окончание

По аллее                     у дороги                      к машине                   для книги

для федерации           о вечере                      о мыши                      в печи                         в болоте                      из печи                        о маме                       в доме                                                                                

по тропинке                в оккупации               по улице                   на станции

на речке                      для дочери                  к дяде                       для дяде                                            

( проверка)

V. Итог  урока

Цель: подвести итог работы на уроке.

Уч: Испытания исчерпали себя. Жюри подводит итоги. А мы обратимся к целям, сумели мы достигнуть их, покажите.

Какое задание вам больше понравилось?

Жюри объявляет результаты

VI. Домашнее задание

Уч: На дом предлагаю самим выбрать задание:

написать мини- сочинение « Выборы президента Морфологии» или выполнить упражнение изучебника

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык + образовательная технология «ИнтеллекТ» по теме «Повторение и обобщение по теме: «Союз» (7 класс)

   Образовательными целями урока является  уточнение и расширение представлений по теме «Союз»; формирование умений определять роль союзов в предложении; закрепление навыков пра...

Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс

В общей системе уроков по разделу данный урок  представляет урок-повторение и обобщение.  В  структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, акту...

Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"

Я рассказала о  приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....

Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение и обобщение по теме "Глагол"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение и обобщение по теме "Глагол" позволяет повторить перед контрольным диктантом все орфограммы  данной темы....

Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение и обобщение по теме "Предлог"

Конспект урока по русскому языку для 7 класса можно использовать как повторительно-обобщительный материал перед контрольным диктантом по теме "Предлог"....

Конспект урока по русскому языку на тему: Повторение и обобщение по теме « Имя числительное». 6класс

Обобщающий урок по теме " Имя числительное" На уроке можно будет  повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи, учащиеся смогут ана...

Конспект урока русского языка по теме Повторение и обобщение по теме «Деепричастие»,7класс

Материалы конспекта урока по пройденным темам позволят обобщить и закрепить знания учащихся...