Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема: Буквы ч и щ в суффиксе -чик –щик
Подготовил: Кулакова Анастасия Георгиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 55
Учебник: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. М: Просвещение, 2009
Цель:
1.Познакомить учащихся с алгоритмом действия при выборе Ч или Щ в суффиксах существительных ЧИК-ЩИК.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память.
3. Воспитывать интерес к словарному запасу русского языка; уважение к людям разных профессий.
1. Организационный этап. (1 минута)
2. Мобилизующий этап.
На доске: холодный, чинит, домашний, рассказчик, прицепщик, пишет.
Прочитайте слова и разделите на 3 группы по двум признакам и назовите в порядке увеличения в них морфем.
1) пишет, чинит- это глаголы в форме настоящего времени, 3 лица, единственного числа. В них по 2 морфемы: корень и окончание.
2) холодный, домашний- это имена прилагательные в форме мужского рода, единственного числа, И. падежа. В каждом слове по 3 морфемы: корень, суффикс, окончание.
Что можно сказать о третьей группе слов?
3) рассказчик, прицепщик- это имена существительные мужского рода, в единственном лице, И. падеже. В этих словах по 4 морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.
Выделите корень, приставку и окончание.
3. Формулирование темы и цели урока
Скажите, какой суффикс может быть в последней паре слов?
Подумайте, какие буквы вызывают сомнение в суффиксе –чик, -щик при написании и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Запись темы урока на доске.
Используя опорные слова , сформулируйте цель урока.
1) Познакомиться с правилом написания букв ч и щ в суффиксах –чик (-щик)
2) Учиться правильно писать слова с суффиксами –чик (-щик).
4. Изучение нового материала
На доске:
обходчик летчик смазчик переписчик перебежчик | прессовщик прицепщик наборщик бакенщик угольщик |
Прочитайте слова вслух. Назовите их главный общий грамматический признак.
Это имена существительные.
Что обозначают эти имена существительные?
Называют лицо по роду деятельности, по профессии.
Выделите в каждом существительном, начиная с левого столбика, суффикс и подчеркните букву, стоящую перед ним.
В суффиксах существительных после букв Д, Т, З, С, Ж пишется буква Ч
Скажите, какая буква пишется в остальных случаях, когда нет букв Д, Т,З,С,Ж ?
В остальных случаях пишется буква Щ.
*процентщик
Предлагаю создать вам свой способ запоминания данной орфограммы: свою табличку, схему, рисунок и сравнить с материалами учебника.
А теперь я предлагаю вам упражнение с активным использованием ваших табличек.
Упражнение № 245 стр.98.
-чик | -щик |
- выполнение по цепочке с рассуждением
Если возникнут вопросы по толкованию лексического значения слова, то мы обратимся к словарю.
Ребята, обратите внимание на слова в рамках и скажите, каким из этих слов можно объединить слова с изучаемой орфограммой?
Это слово- профессия- заимствовано в 19 веке из фр.яз, во фр. яз. из лат.
Буквально- «официальное объявление о своей специальности»
Вот мы сейчас и посмотрим, знаете ли вы профессии?
Я буду называть слово, а вы будете продолжать строчку двумя- тремя существительнымими с таким же суффиксом:
- ник: художник, пасечник, охотник, лесник.
- ист: машинист, пианист, гитарист
-ец: продавец, кузнец, певец
- чик: летчик, наладчик, переводчик
- щик: сборщик, арматурщик, паромщик.
Спасибо, а теперь вернемся к именам существительным с суффиксом –чик, -щик, называющим лицо по роду деятельности. Я предлагаю вам представить, что было бы, если бы исчезла та или иная профессия. У вас на партах лежат перевернутые задания. Откройте их, прочитайте, пофантазируйте в течение 3 минут и представьте свое небольшое сочинение.
В это время на доска пишется предложение:
Главный и неиссякаемый источ…ник языка – сам народ : крестьян… паром…ики пасеч…ники лесные объезд…чики бакен…ики корзин ики… ( К. Паустовский)
Готовы? Зачитываются сочинения.
Молодцы, мы смело можем утверждать, что все профессии важны. А я вам предлагаю посмотреть, какую функцию отводит К. Г. Паустовский для людей разичных видов деятельности. Читаем вслух предложение. Ваша задача найти слова с суффиксами –чик, -щик, обозначить орфограмму, вставить другие пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить их, составив схему на каждый вид знака.
Вызов к доске ученика. Остальные списывают предложение, составляют схемы. Учитель контролирует процесс.
5. Подведение итогов.
Скажите, над чем мы сегодня работали. (Познакомились с правописанием букв ч и щ в суффиксе сущ. –чик,- щик. Учились писать слова с этим суффиксом.)
Расскажите правило, приведите примеры.
Ответы учащихся.
Домашнее задание: параграф 44, орфограмма № 33, упражнение 249- распределить слова по видам орфограмм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме " н и нн в суффиксах прилагательных" для 6 класса
разработка урока русского языка для 6 класса по теме" Н и НН в суффиксах прилагательных" . 1 урок по теме.Обяснение нового материала....
Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"
Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...
Разработка урока русского языка по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс
Урок закрепления по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Как отличить причастие и отглагольное прилагательное....
Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"
Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...
Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»
Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»Фрагмент урока с использованием ресурса сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК»
Урок построен в соответствии с ФГОС. Тип урока - открытие новых знаний....
Урок-презентация по русскому языку в 6-м классе "Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик"
Данная презентация представляет собой урок русского языка в 6-м классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик".Цели урока: закрепить знания о правописании гласных в суффиксах сущес...