Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ахмеджанова Татьяна Ивановна

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slovosochetanie._5_klass.docx113.62 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»

Цель: ввести понятие словосочетание, развивать умение выделять словосочетания из предложения, указывать главное и зависимое слово, определять модель словосочетания.

Задачи: чему надо научиться?

 Цели урока:

1.Образовательные:

  • поиск и выделение необходимой информации о словосочетании, познакомиться с моделями словосочетаний;
  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) – как способ общения с автором книги; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Развивающие:

  • выработать умения выделять словосочетания из предложения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач);
  • формулировать собственное мнение и позицию по изучаемой теме;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при взаимопроверке;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи (способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности).

3.Воспитывающие:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • в каждом ученике воспитывать нравственно и  физически здоровую личность, способную к творческой   деятельности;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Слайд1

Прозвенел у нас звонок,

Все настроились на урок

Ну-ка улыбнитесь,

Здравствуйте, садитесь!

- Ребята, сегодня  у нас на уроке гости, посмотрите на них. Гости тоже хотят посмотреть на вас, как мы с вами умеем трудиться, умеем преодолевать трудности.

2.Проверка домашнего задания.

а) У вас лежат карточки. Разберите предложение по членам, поставьте, если нужно знаки препинания, составьте  схему.

Ноябрь –  последний месяц осени.

3.Актуализация знаний.

-Кто такие исследователи? (люди, занимающиеся научными исследованиями)

-Как вы думаете, а исследователем быть интересно? Почему? (узнаёшь много нового, чего раньше не знал или знал плохо).

- Предлагаю вам стать исследователями. Согласны?

-Сегодня будем исследовать объекты русского языка, а именно раздел науки о языке «Синтаксис»

- Что именно, вы определите сами и назовёте тему урока. Поможет вам игра «Третье лишнее»     Слайд 2

1) осенний день;

2) знал бы;

3) с камышом.

- Назовите третье лишнее (осенний день)

- Почему «осенний день»? (Это словосочетание)

- Кто из вас наблюдательный и сможет после этой игры  назвать тему сегодняшнего урока?

4.Объявление темы урока.  Слайд 3

Тема урока «Словосочетание»

-Откройте тетради и запишите число, классная работа.

5.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Вы уже знакомы с этим понятием. Что вам уже известно о словосочетании?

- Что это такое и чем отличается от предложения?

- Все ли слова в предложении могут образовывать словосочетания?

- Как видите,  у нас нет однозначного ответа. Казалось бы, простой вопрос. Сегодня вам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое словосочетание, что не является словосочетанием,  на какие словосо-

четания  делятся по строению и значению.

6.Проблемная ситуация. Слайд 4

- Предлагаю провести исследование, чтобы ответить  правильно на вопрос, что называется словосочетанием?

- Даны слова, образуйте из них словосочетания.

Обозначить главное слово - Х

Посадить, чувствительный, говорить, сердце, клумба, громко.

 7.Проверка.

- Прочитайте, что получилось.

                                   Х           Х                               Х

(чувствительное сердце, говорить громко, посадить на клумбе.)

- Как вы определили главное слово? ( слово от которого задаётся вопрос – главное.)

- Как называется слово, к которому от главного задаётся вопрос?   (зависимое).

- Что вы изменяли в словах, чтобы словосочетания получились связными?

(окончания)

-Назовите словосочетания, в которых изменяли окончания  (чувствительное сердце, посадить на клумбе)

- Что ещё использовали для связи слов? (предлог – на- )

- Давайте сделаем вывод, как связывается главное с зависимым словом?         ( Главное с зависимым словом  связываются грамматически., т. е с помощью окончания зависимого слова, окончания и предлога,  интонации.

-  Ребята, такая связь называется грамматическая.

-А как связали слова в словосочетании     говорить громко?

( по смыслу)

-  Попробуйте сформулировать определения  словосочетания и записать его в тетрадь.  Слайд 5

Словосочетание – это сочетание …........слов, связанных по …………..и ……………..

Проверка.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Сверим ваш ответ с формулировкой учебника. П.19.

8. Работа с учебником.

- Продолжим наше исследование. Будем изучать теоретический материал

п.19.  и первый абзац п.20. Во время чтения карандашом на полях сделайте пометы:           «Инсерт»

«V»- уже знал

«+»- новое

« -  « - думаете иначе

«?» - не понял, есть вопросы.

- не обязательно помечать каждую строчку.

9. Проверка.

1.Что называется словосочетанием?

2.Что нового узнали о словосочетании? Какие бывают по виду связи? (сочин. и подчин.)

3. Что выделяем  в подчинительном словосочетании? (главн. и зависим. слова)

4.Чем отличается словосочетание подчинительное от сочинительного?

(нельзя выделить главного слова, оба равноправны.)

6. Что не является словосочетанием? (основа предложения)

10.Закрепление. Слайд 6

- Продолжим работу.

Выполним упр.271.

11.Проверка.

-  Поменялись тетрадями и проверили друг друга.

- Какие вы писали словосочетания подчинительные или сочинительные?

Почему сделали такой вывод? (есть главное и зависимое слово)

12.Физкульминутка.

13.Закрепление.

-Ещё раз дайте определение словосочетания.

14. Работа с текстом.  Слайд 7

- Ваше исследование продолжается.

- Прочитайте  текст.

(1)Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. (2) Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами.(3)С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. (4) На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. (5) К обеду в моём ведёрке плескалась рыба. Но вот…

 Подчеркните главные члены в 5  предложении, выпишите словосочетания, обозначьте крестиком главное слово.

15. Проверка.

-Почему не выписали рыба плескалась? (основа не является словосочетанием)

16. Проверочная работа.

Тест.

I)Какие пары слов не являются словосочетаниями.

1)ходить и наблюдать

2)на лесной поляне

3)ходить по лесу

4)наступила осень

II)Укажите подчинительные словосочетания.

1)красная рябина

2) бежать быстро

3) деревья и кусты

4) расти в лесу.

14.Проверка . Слайд 8

-Поменялись листочками и проверили друг друга

Ключ. I) - 4.       II) -1,2,4.

17. Домашнее задание.  Слайд 9

 П.19, Выписать из басни «Ворона и лисица»   8 словосочетаний, составить схемы.

18. Рефлексия  и оценка  учебной деятельности на уроке.

(Каждый ученик высказывается.)

- Подведем итог нашего сегодняшнего исследования.

- Итак, что же было объектом нашего исследования на уроке? (словосочетание)

-Что такое словосочетание? (сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически)

- Какие виды словосочетаний вы знаете? (Подчинительные и сочинительные)

-Что не является словосочетанием? (подлежащие и сказуемое)

-Вы трудились сегодня,  делали научные исследования .

- Получили вы удовлетворение от работы?

- Покажите своё настроение. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

Я считаю, что урок прошёл плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим.

Я считаю, что научился, но мне ещё нужна помощь.

Я считаю, что было трудно на уроке.  

19.Оценки.

- Учитель комментирует оценки, благодарит ребят за урок.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе

Конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе. Учебник Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова. На уроке используются электронные образовательные ресурсы....

Конспект урока русского языка по теме "Причастный оборот" (7 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала            Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки...

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Конспект урока ФК 4 класс. Тема урока: : Совершенствование техники ведения и передачи мяча. Русские народные игры с элементами баскетбола.

Конспект урока составлен в соответствии с принятой формо (по требованиям ФГОС). етко выделены части урока, укааны конкретные задания и упражнения для уащихся. Урок соответствует рабочему плану, имеет ...

конспект урока в 5 классе, Тема урока « Кукла-оберег в русском народном творчестве»

laquo;Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства»(СЛАЙД) . Эта  тема наиболее актуальна в наше время. Само время диктует не...