Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slovosochetanie._5_klass.docx | 113.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
Цель: ввести понятие словосочетание, развивать умение выделять словосочетания из предложения, указывать главное и зависимое слово, определять модель словосочетания.
Задачи: чему надо научиться?
Цели урока:
1.Образовательные:
- поиск и выделение необходимой информации о словосочетании, познакомиться с моделями словосочетаний;
- осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) – как способ общения с автором книги; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2.Развивающие:
- выработать умения выделять словосочетания из предложения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач);
- формулировать собственное мнение и позицию по изучаемой теме;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при взаимопроверке;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи (способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности).
3.Воспитывающие:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Ход урока:
- Орг.момент. Слайд1
Прозвенел у нас звонок,
Все настроились на урок
Ну-ка улыбнитесь,
Здравствуйте, садитесь!
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости, посмотрите на них. Гости тоже хотят посмотреть на вас, как мы с вами умеем трудиться, умеем преодолевать трудности.
2.Проверка домашнего задания.
а) У вас лежат карточки. Разберите предложение по членам, поставьте, если нужно знаки препинания, составьте схему.
Ноябрь – последний месяц осени.
3.Актуализация знаний.
-Кто такие исследователи? (люди, занимающиеся научными исследованиями)
-Как вы думаете, а исследователем быть интересно? Почему? (узнаёшь много нового, чего раньше не знал или знал плохо).
- Предлагаю вам стать исследователями. Согласны?
-Сегодня будем исследовать объекты русского языка, а именно раздел науки о языке «Синтаксис»
- Что именно, вы определите сами и назовёте тему урока. Поможет вам игра «Третье лишнее» Слайд 2
1) осенний день;
2) знал бы;
3) с камышом.
- Назовите третье лишнее (осенний день)
- Почему «осенний день»? (Это словосочетание)
- Кто из вас наблюдательный и сможет после этой игры назвать тему сегодняшнего урока?
4.Объявление темы урока. Слайд 3
Тема урока «Словосочетание»
-Откройте тетради и запишите число, классная работа.
5.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Вы уже знакомы с этим понятием. Что вам уже известно о словосочетании?
- Что это такое и чем отличается от предложения?
- Все ли слова в предложении могут образовывать словосочетания?
- Как видите, у нас нет однозначного ответа. Казалось бы, простой вопрос. Сегодня вам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое словосочетание, что не является словосочетанием, на какие словосо-
четания делятся по строению и значению.
6.Проблемная ситуация. Слайд 4
- Предлагаю провести исследование, чтобы ответить правильно на вопрос, что называется словосочетанием?
- Даны слова, образуйте из них словосочетания.
Обозначить главное слово - Х
Посадить, чувствительный, говорить, сердце, клумба, громко.
7.Проверка.
- Прочитайте, что получилось.
Х Х Х
(чувствительное сердце, говорить громко, посадить на клумбе.)
- Как вы определили главное слово? ( слово от которого задаётся вопрос – главное.)
- Как называется слово, к которому от главного задаётся вопрос? (зависимое).
- Что вы изменяли в словах, чтобы словосочетания получились связными?
(окончания)
-Назовите словосочетания, в которых изменяли окончания (чувствительное сердце, посадить на клумбе)
- Что ещё использовали для связи слов? (предлог – на- )
- Давайте сделаем вывод, как связывается главное с зависимым словом? ( Главное с зависимым словом связываются грамматически., т. е с помощью окончания зависимого слова, окончания и предлога, интонации.
- Ребята, такая связь называется грамматическая.
-А как связали слова в словосочетании говорить громко?
( по смыслу)
- Попробуйте сформулировать определения словосочетания и записать его в тетрадь. Слайд 5
Словосочетание – это сочетание …........слов, связанных по …………..и ……………..
Проверка.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Сверим ваш ответ с формулировкой учебника. П.19.
8. Работа с учебником.
- Продолжим наше исследование. Будем изучать теоретический материал
п.19. и первый абзац п.20. Во время чтения карандашом на полях сделайте пометы: «Инсерт»
«V»- уже знал
«+»- новое
« - « - думаете иначе
«?» - не понял, есть вопросы.
- не обязательно помечать каждую строчку.
9. Проверка.
1.Что называется словосочетанием?
2.Что нового узнали о словосочетании? Какие бывают по виду связи? (сочин. и подчин.)
3. Что выделяем в подчинительном словосочетании? (главн. и зависим. слова)
4.Чем отличается словосочетание подчинительное от сочинительного?
(нельзя выделить главного слова, оба равноправны.)
6. Что не является словосочетанием? (основа предложения)
10.Закрепление. Слайд 6
- Продолжим работу.
Выполним упр.271.
11.Проверка.
- Поменялись тетрадями и проверили друг друга.
- Какие вы писали словосочетания подчинительные или сочинительные?
Почему сделали такой вывод? (есть главное и зависимое слово)
12.Физкульминутка.
13.Закрепление.
-Ещё раз дайте определение словосочетания.
14. Работа с текстом. Слайд 7
- Ваше исследование продолжается.
- Прочитайте текст.
(1)Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. (2) Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами.(3)С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. (4) На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. (5) К обеду в моём ведёрке плескалась рыба. Но вот…
Подчеркните главные члены в 5 предложении, выпишите словосочетания, обозначьте крестиком главное слово.
15. Проверка.
-Почему не выписали рыба плескалась? (основа не является словосочетанием)
16. Проверочная работа.
Тест.
I)Какие пары слов не являются словосочетаниями.
1)ходить и наблюдать
2)на лесной поляне
3)ходить по лесу
4)наступила осень
II)Укажите подчинительные словосочетания.
1)красная рябина
2) бежать быстро
3) деревья и кусты
4) расти в лесу.
14.Проверка . Слайд 8
-Поменялись листочками и проверили друг друга
Ключ. I) - 4. II) -1,2,4.
П.19, Выписать из басни «Ворона и лисица» 8 словосочетаний, составить схемы.
18. Рефлексия и оценка учебной деятельности на уроке.
(Каждый ученик высказывается.)
- Подведем итог нашего сегодняшнего исследования.
- Итак, что же было объектом нашего исследования на уроке? (словосочетание)
-Что такое словосочетание? (сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически)
- Какие виды словосочетаний вы знаете? (Подчинительные и сочинительные)
-Что не является словосочетанием? (подлежащие и сказуемое)
-Вы трудились сегодня, делали научные исследования .
- Получили вы удовлетворение от работы?
- Покажите своё настроение. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
Я считаю, что урок прошёл плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим.
Я считаю, что научился, но мне ещё нужна помощь.
Я считаю, что было трудно на уроке.
19.Оценки.
- Учитель комментирует оценки, благодарит ребят за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе
Конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе. Учебник Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова. На уроке используются электронные образовательные ресурсы....
Конспект урока русского языка по теме "Причастный оборот" (7 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки...
конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....
конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс
Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс
Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление основн...
Конспект урока ФК 4 класс. Тема урока: : Совершенствование техники ведения и передачи мяча. Русские народные игры с элементами баскетбола.
Конспект урока составлен в соответствии с принятой формо (по требованиям ФГОС). етко выделены части урока, укааны конкретные задания и упражнения для уащихся. Урок соответствует рабочему плану, имеет ...
конспект урока в 5 классе, Тема урока « Кукла-оберег в русском народном творчестве»
laquo;Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства»(СЛАЙД) . Эта тема наиболее актуальна в наше время. Само время диктует не...