Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Цели (задачи) урока
| Результаты урока Предметные: обобщить представление об имени существительном как самостоятельной части речи; Метапредметные: умение определять морфологические признаки имени существительного, правильно использовать имена существительные в речи. Личностные: владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять коммуникацию; логическое и образное мышление; приобщение к ценностям русского народа, чувство любви к родине, к семье, к природе, патриотизм. | ||
Тип урока, педагогическая технология Урок систематизации и обобщения знаний и умений Теория развивающего обучения русскому языку и развития речи | Оборудование урока Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2012. — 127 с. — (Академический школьный учебник). — ISBN 978-5-09-026057-2; Доска с проектором, презентация к уроку. | ||
Опорные понятия, термины Самостоятельная часть речи; имя существительное. | Домашнее задание Сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного. |
Тема урока: Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия обучающихся | Используемые методы и приемы | Результат взаимодействия |
Организационный момент | Создание благоприятного настроя | Настраиваются на работу | Словесные, Мотивация к учебной деятельности. | Готовность к уроку |
Мотивация учебной деятельности. | Добрый день, ребята. Кто отсутствует? Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-игра, исследовательская экспедиция в страну Морфология, город Существительное. Жители города очень недоверчивы и осторожны, они могут подружиться лишь с тем, кто хорошо знает все об этой части речи. Мы с вами как раз изучили раздел «Имя существительное» и сможем сегодня проверить свои знания. | Оформляют тетрадь, выполняют упражнение, определяют тему урока. | Проблемный, Рецептивный, продуктивный, репродуктивный | Определение темы урока |
Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности) | Перед вами на доске обозначены несколько остановок, где нам придётся на некоторое время задержаться и блеснуть своими знаниями. Итак, первая наша остановка в деревне Собственники. - Как вы думаете, ребята, какие имена существительные здесь живут? - Верно. Давайте вспомним, какие существительные являются собственные и приведём примеры. Какие вы молодцы, все имена собственные вспомнили! Но помимо собственных, какие еще бывают существительные? -Что они обозначают?
- Давайте выполним тренировочное упражнение. Вам надо будет распределить слова в три столбика. Но для начала давайте вспомним, чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных? - На доске записаны слова: квартира, Енисей, гитара, (В,в)ера, Арктика, (М,м)осквич, космонавт, бинокль, (З,з)орька, Волга. Кто у нас очень внимательный и заметил, почему одно и то же слово написано и с маленькой и с большой буквы? -Молодцы! Теперь выполняем упражнение. Первая – имена существительные, которые бывают только нарицательными, вторая – имена существительные, которые бывают только собственными, третья – имена существительные, которые бывают и собственными, и нарицательными. - А мы отправляемся дальше, в село Родовое. -Давным – давно все существительные были очень похожи. Да так похожи, что сама Королева Грамматика их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов –существительных знаки различия, тот будет вознаграждён». Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? По какому признаку ещё можно отличить друг от друга существительные? Название села вам служит подсказкой -Молодцы! Но в селе живут некоторые слова, которые не могут определиться с родом. Поможем им. Определите род имён существительных Неряха, адвокат, визажист, злюка, молодчина, работяга, директор. -Здесь есть слова общего рода. Но и есть существительные, называющие профессию, род занятий, общественное положение, употребляемые для обозначения лиц как мужского, так и женского родов. Придумайте предложения с такими словами, из которых было бы ясно, о мужчине или о женщине идёт речь. - Молодцы. Следуем дальше. - Ой, нашему пути препятствует речка Олицетворяемая. Вам необходимо вспомнить, по какому еще постоянному признаку делятся имена существительные. - Если купаться в этой речке, то, как вы думаете, какое чудо может произойти? - Верно. О каком постоянном признаке имени существительного мы здесь должны вспомнить? - Что нам будет помогать определять, какое перед нами существительное? Тренировочное упражнение. Найдите «пятое лишнее» в следующих рядах слов Мастер, реклама, лошадь, бабочка, сверстница. одноклассница, кукла, рябина, пейзаж, земляника. -Ребята, на нашем пути снова речка под названием «Единственная», посмотрите, как много проплывает по ней теплоходов ежедневно. Вы, наверное, уже догадались, о каком следующем признаке имени существительного пойдёт речь?
- Мы знаем, что число теплоходов, проплывающих по этой речке непостоянно: то можно сказать один, то много, то несколько. Это единственное и множественное число. Но мы должны помнить и об особой группе имён существительных, когда упоминаем число. Давайте наведём порядок в следующей неразберихе, выполнив упражнение. Упражнение. Выпишите имена существительные в следующей последовательности: 1) употребляются только в ед. ч.; 2) употребляются только во мн. ч.; 3) употребляются в ед. и мн. ч. Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.
- Какие вы молодцы, всё верно! -Отправляемся дальше, станица Склоняемая. - Почему в названии станицы содержится два слова? Как они взаимосвязаны? -Умницы. Значит, вы без труда скажете, на сколько групп поделены жители данной станицы? -Распределяем. Не забудьте выделить ту морфему, по которой мы слово относим к тому или иному склонению. Упражнение. Обозначьте склонение имён существительных. 1. В работе ( ) железо ( ) не ржавеет. 2. В пороховом дыму ( ) и пламени не изменим священному знамени. 3. В жизни ( _) всегда есть место(_____) подвигам ( ___ 4 Мужество (_ .) воспитывается изо дня(____)в день(____)в упорном сопротивлении ( ) трудностям(___) -Слов какого склонения получилось больше? -Прочитайте слова второго склонения. -Молодцы! Ребята, мы уже подъезжаем к городу Существительное, чтобы пройти через таможню, вам предлагается выполнить еще одно интересное упражнение. Упражнение. Имена существительные поступок и проступок различаются в значениях. Слово поступок означает «действие, совершенное кем-то; хорошее или плохое». Слово проступок — «провинность, то есть плохой поступок». * Прочитай. Как сказать правильно? Честный (поступок/проступок). Держать ответ за свой последний (поступок/проступок). (Поступок/проступок), которым можно гордиться. * Запиши, вставляя подходящее по смыслу имя существительно - Вот мы и добрались до точки назначения. -Надеюсь вам понравилось наше путешествие. Последнее задание вам от жителей города Существительное. На слайде вы увидите картинки животных, а вам надо будет их назвать ласково и распределить в три колонки используя суффиксы –чик, -ек или –ик. | /собственные и нарицательные/ /Фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, клички животных Пример: Лермонтов, Максим Горький, Бим. Географические названия Пример: Россия, Волга, Сахалин. Астрономические названия Пример: Земля, Сатурн, Солнце. Названия праздников Пример: День Победы, Новый год. Названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, фабрик. заводов, кораблей: Пример: «Известия», «Огонёк», «Александр Невский». / /нарицательные/ /Общее название для всех однородных предметов и явлений. / /Имена собственные пишутся с заглавной буквы, а некоторые и в кавычках/ /Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные. Переход собственных существительных в нарицательные Рентген – немецкий учёный, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами; Может наблюдаться и обратный процесс: орёл- птица, Орёл- город. / /Род мужской, конечно, мой: мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, то, про что скажу – моя: Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род – оно, моё: моё окно, село моё. / /Татьяна работает визажистом уже много лет. Ольга Петровна прекрасно справляется с обязанностями директора. / /Неживой предмет может стать живым/ /О признаке одушевлённости и неодушевлённости/ /Вопросы кто? или что? / /Число, единственное и множественное/ /Изменение слов по падежам и числам называется склонением/ /На 3…/ /Окончание…/ /второго/ /железо, дым, место, подвиг, мужество, день, сопротивление/ | Информационно-рецептивный | Подтвердят предварительные выводы об основных характеристиках имени существительного. Имена существительные бывают: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные; род: мужской, женский, средний. Отдельно выделяются существительные общего рода. Также существительные имею единственное и множественное число. На основе изменения по числам и падежам выделяются три склонения имен существительных. |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Выполнение упражнений. Проверка. | Выполняют задания. Отвечают и задают вопросы. | Репродуктивный. Продуктивный. | Осмысление результатов своей работы |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Учитель предлагает учащимся выполнить разноуровневую самостоятельную работу с последующей проверкой. | Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы. Отвечают на вопросы учителя. | Репродуктивный. Продуктивный. | Осмысление результатов своей работы |
Итог урока. Рефлексия | Возьмите листочек, на котором вы показали свое настроение в начале урока. Изобразите свое настроение в данный момент | Изображают свое настроение в данный момент | Индивидуальный | Оценка эмоционального состояния |
Информация о домашнем задании | Хочется верить, что дома вы с неменьшим интересом продолжите своё путешествие. Домашнее задание: сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного. | Записывают в дневники д/з, слушают учителя | Творческий |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
деревня Собственники Имена существительные Нарицательные Собственные
Род мужской, конечно, мой: мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, то, про что скажу – моя: Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род – оно, моё: моё окно, село моё. Село Родовое
речка Олицетворяемая
Найдите «пятое лишнее» в следующих рядах слов: Мастер, реклама, лошадь, бабочка, сверстница. О дноклассница , кукла, рябина, пейзаж, земляника.
Река «Единственная»
Выпишите имена существительные в следующей последовательности: 1) употребляются только в ед. ч.; 2) употребляются только во мн. ч.; 3) употребляются в ед. и мн. ч. Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.
Станица «Склоняемая»
Упражнение. Имена существительные поступок и проступок различаются в значениях. Слово поступок означает «действие, совершенное кем-то; хорошее или плохое». Слово проступок — «провинность, то есть плохой поступок». * Прочитай. Как сказать правильно? Честный (поступок/проступок). Держать ответ за свой последний (поступок/проступок). (Поступок/проступок), которым можно гордиться. * Запиши, вставляя подходящее по смыслу имя существительное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.
Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009. Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...