Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Коробейникова Татьяна Владимировна

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .

Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .

Планируемые образовательные результаты-

Предметные- знать основные понятия морфологии. Уметь находить нужную информацию, правильно использовать ее, склонять существительные, определять постоянные и непостоянные морфологические признаки существительного.

Метапредметные- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни .

Личностные- уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка34.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

5 КЛАСС

Тема: «Повторение изученного по теме  «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .

Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .

Планируемые образовательные результаты-

Предметные- ззнать основные понятия морфологии.Уметь находить нужную информацию, правильно использовать ее, склонять существительные, определять постоянные и непостоянные морфологические признаки существительного.

Метапредметные- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни .

Личностные- уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?) .

Методы и формы обучения:  индивидуальная, групповая, фронтальная; игра,системно- деятельностный, словесный, практический с применением ИКТ .

Оборудование: интерактивная доска( экран), мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядно-демонстационный материал : мультимедийный ряд-презентация по теме урока, раздаточный материал ( маршрутные листы), учебник.

Основные понятия : имя существительное, как часть речи;падежи,род,число, склонение, орфограммы по изученной теме, собственные и нарицательные существительные,одушевленные и неодушевленные .

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

  1. Организация рабочей обстановки. Приветствие. Запись даты в тетради.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

     Словарно-орфографическая работа

Предлагаю начать наше занятие со словарной работы. Я буду загадывать загадки, запишите отгадки в тетрадь. На доске дана подсказка(  записаны первые буквы отвветов).

Вопросы из области биологии:

  • Как называется стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня (Росток)( подсказка) :Картофель и репа в совершенной темноте подвалов дают  длинные ростки)
  • Фиалка, азалия, кактус- это домашние ..( растения)

Подбери пропущенное слово( см. слайд )

  • …......... большой, не будь лапшой ( расти)

Вопросы из области русского языка :

  • Как называется письменное упражнение,  где необходимо пересказать текст по пямяти без искажений и соблюдая   последовательность событий ,(Изложение)

Вопросы из области математики :

  • Как называется арифметическое действие , где происходит соединение двух или нескольких чисел в одно ( сложение).( Подсказка: скажите одним словом «прибавить одно к другому»)
  • Название числа, которое складывается с другим в (арифметическом) действии сложения ( слагаемое).( Подсказка: оно бывает первое и второе , в ответе получается сумма)

Выделите корни. Назовите орфограммы над которыми мы работали.

( Орфограммы :Буквы а-о  в корне -раст--- -рос- , буквы а- о в корне -лаг- – -лож- )

Найдите лишнее слово,  обоснуйте ответ ( лишнее слово- расти, тк это глагол, остальные существительные).

  • Как вы думаете , какова тема нашего урока ( имя существительное).

Учащиеся записывают отгадки в тетради. Один учащийся работает у доски.

Вспоминают, изученный ранее материал .

Отвечают на вопрос об  орфограммах, формулируют правила ,выделяют корень.

Определяют лишнее слово( расти-т.к это глагол, а остальные слова-существительные). Формулируют возможную тему урока .

( имя существительное)

3. Целеполагание и планирование

  • Над темой « Имя существительное» мы работали не один урок. Мы много знаем. Но наша задача сегодня- конкретная. Вот вам еще одна подсказка. Давайте проанализируем работу ученика , не помню фамилию, Ошибочкин или Знайкин. Сейчас разберемся.

(см. слайд  )

  • на доске дан морфологический разбор существительного. Выясняем, какие ошибки допустил ученик. Исправляем ошибки. Приходим к выводу, что ученик плохо подготовился к проверочной работе по теме « Имя существительное»

-Тогда тема нашего урока : Повторение изученного по теме « Имя существительное» Запись темы в тетрадь.

- О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить?

  • мы повторим и обобщим знания об имени существительном: что такое имя существительное, грамматические категории имени существительного, синтаксическая роль существительного в предложении.

Учитель предлагает отправиться в путешествие по стране Имени Существительного.

--Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, мы должны заранее наметить путь следования, т.е. мы должны определить маршрут. У вас на парте у каждого есть маршрутный лист ,  в нём указан путь нашего путешествия. Давайте посмотрим, какие остановки нас ожидают ( учащиеся зачитывают остановки маршрута).

-Обратите внимание, слева написаны наши остановки и даны задания, а справа три колонки, где вы будете  оценивать свою деятельность на уроке и заносить результаты в маршрутные листы . Отправляемся в путь!

Анализируют работу ученика. Исправляют ошибки. Ведут диалог с учителем.

Оформляют тетрадь к уроку.

 Форммулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Построение развернутых ответов на вопросы.

Получают маршрутные листы. Подписывают их.Изучают путь следования. Зачитывают остановки. Задают вопросы.

4.Работа по теме урока

1.Остановка « Опознавательная.Теоретическая»

Работа с текстом:

Учащимся предлагается прочитать текст.

-О ком говорится в тексте?( о писателе Борисе Житкове)

-Какие рассказы Б.Житкова вы читали?О чем в них говорится? ( возможна демонстрация книг писателя, краткие ответы детей)

Опрос:

 -Что такое имя существительное? (Имя существительное – это  самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. )

-На какие вопросы отвечает.( кто?  что? )

-Прочитайте текст,еще раз и  над именами существительными подпишите часть речи ( с.). Укажите количество существительных в специальной графе. ( 14 слов)( выполняется индивидуально с последующей взаимопроверкой в паре.Озвусивание ответов))

Оценивание своей работы в маршрутном листе.

2. Остановка « Морфологическая постоянная»

-Назовите постоянные морфологические признаки существительного

Постоянные (Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Относятся к трем родам: мужскому, женскому, среднему, и трем склонениям: 1, 2, 3.)

( после обсуждения включаем слайд презентации)

Задание 1

-Выпишите из текста станции « Опознавательная.Теоретическая» одушевленные существительные. Укажите количество неодушевленных. (Повторить признаки одушевленности, неодушевленности.)

  • Выпишите из текста имена собственные- Борис Житков ( повторить теорию)

        (  Одушевленные -писатель,Борис Житков

Неодушевленные- детство, жажда, знания, время, музыка, литература, математика, астрономия, ботаника, география, наука.-11)

( проведем работу над  значением слов : астрономия (наука о Вселенной, изучающая небесные тела), ботаника ( наука, изучающая растения, их строение и т. п.)

Задание 2 .(работа в группах по 4 человека)

Как определить род и склонения существительных?

Игра « Четвертый лишний»

Ученикам предлагаеся объединиться в группы по 4 человека. Выполнить задания 1-3: найти лишнее слово в каждом ряду, подобрать проверочные слова, поставить ударения.

  1. Весна, оттепель,проталина, вода( оттепель- тк 3 склонение) орфографическая работа: подобрать проверочные слова  к словам с пропущенными буквами)
  2. ЦемЕнт, щавЕль, досУг, свЕкла ( свЕкла- тк она 1 скл, или тк она ж.р.) орфоэпическая работа- расставь правильно ударение
  3. Девочка, мама, яблоня, неряха ( неряха- слово общего рода, остальные слова- женского)

 *** возможно задание( для класса с быстрым темпом работы) сочините свою цепочку по аналогии игры « Четвертый лишний» ( в группе).

Заслушиваем ответы учашихся, работа у доски.

Оценивают свою работу в маршрутном листе.

3. Остановка « Морфологическая непостоянная»

-Назовите непостоянные  морфологические признаки имен существительных

(число и падеж.)

Задание 1. Число ( индивидуальная работав тетрядях)

Образуйте множественное число, поставьте ударение( слайд )

инженер-инженЕры, офицер-офицЕры, доктор- докторА, мастер- мастЕра, торт- тОрты.

Задание 2 Физкультминутка.

Всегда ли число является непостоянным признаком?

Ребята вспоминают новый материал, изученный в 5 классе о том , что  есть существительные , которые имеют форму только множ. ч. или форму только ед. числа.

Ребята, я буду называть слова, если это слово употребляется только во множ. числе, то вы поворачиваетесь к гостям и изображаете предмет, который я назвала. Если это слово имеет только форму ед.числа, то вы поворачиваетесь к доске и вытягиваете руки вперед.

( только множ.ч.  :ножницы, прятки, грабли, санки, брюки

только ед.ч.  :молоко, доставка, свекла, цемент

Задание 3 Падеж

  •  Как определить падеж у существительного. Назовите падежи и вопросы к ним. Для чего нам надо знать падежи имен существительных? ( чтобы правильно писать окончания существительных)
  • Вернемся на станцию « Опознавательная..». Определите падежи существительных, запишите верные окончания.( в помощь таблица) с проблемными падежами) ( Индивидуальная работа. Взаимопроверка.Проверка в классе)

Оценивают свою работу в маршрутных листах

Остановка 4 « Синтаксическая»

Работа с текстом станции « Опознавательная..»( индивидуальная работа)

Определить ( подчеркнуть в тексте) какими членами предложения являются существительные в 1 абзаце. Сделайте вывод. Какого примера не хвататет.( подлежащее может быть сказуемым)

Оценивают свою работу в маршрутном листе.

Чтение текста.

Работа с индивидуальным домашним заданием.

Отвечают на вопросы учителя.

Зачитывают найденные существительные.Указывают их количество. Оценивают свои работу в маршрутном листе.

Называют постоянные морфологические признаки.

Отвечают на вопросы учителя.

Возможно устно проработать нарицательные существительные.

Индивидуальная работа в маршрутных листах. Взаимопроверка ( работа в парах). Озвучивание ответов.

Работают в группах Обсуждают ответы.Подбирают проверочные слова, ставят ударения. Работа у доски

Участвуют в диалоге с учителем.

Индивидуальная работав тетрадях и на доске .

Выполняют элементарные физические упражнения.

Определяют падеж существительных.

Индивидуальная работа. Взаимопроверка.Проверка в классе)

5 Рефлексия

Остановка 5 « Финальная»

Подводятся итоги урока, оценивается работа учащихся.

Ребятам предлагается письменно ответить на вопросы ( остановка « Финальная»)

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

Свою работу на уроке я оцениваю на …........

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

6 Домашнее задание

Продолжить работу с текстом о Б.Житкове-упр 561( 3 абзац по заданию), выполнить морфологический разбор 1 существительного по выбору

Дополнительное задание по желанию.Составить цепочки слов по аналогии с игрой

 « Четвертый лишний»

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

Дополнительные задания для класса с быстрым темпом работы

Задание 1

Игра « Черный ящик» ( работа в парах)

Необходимо угадать по описанию, что лежит в « Черном ящике», распределить слова по двум колонкам- только множ. ч. и  только ед. число.( работа в тетрадях)

  1. Здесь находится предмет, который используется на уроке технологии у мальчиков-слесарный или столярный инструмент для фиксирования детали при различных видах обработки (пиление, сверление, строгание и т. д.). ( ТИСКИ- только мн. ч)

2)Этим предметом можно разрезать разные материалы (ножницы- только мн.ч)

  1. Этот предмет можно изучать на уроках биологии,  а так же на уроках домоводства у девочек. Это  овощ, отгадате загадку. Над землей трава, под землей бордовая голова( Свекла- только ед. число)
  2. Питательная жидкость, вырабатываемая млекопитающими и человеком.Служит для  вскармливания потомства(  молоко- ед. число)

Задание 2

Реши филворд.. Двигаясь по горизонтали и вертикали , найди имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Помни, каждая буква может использоваться один раз. При разгадывании могут оставаться лишние буквы.( для домашнего задания можно предложить составить филворд с именами существительными, которые имеют форму только единственного числа).( слайд и радаточный материал)

Учащиеся вспоминают о том, что есть существительные , которые имеют форму только множ. ч. или форму только ед. числа

Отгадывают предметы вслух, слова по двум колонкам.

 Маршрутный лист .Ф.И______________________________________________класс______

Остановки

Справился

с заданием

Выполнил частично

Не справился

1. Остановка « Опознавательная.Теоретическая» 

Прочитай текст.

Борис Житков с детства отличался исключительной жаждой знаний.

Писатель много времени отдавал музык_, литератур_, математик_, астрономи_, ботаник_, географи_ и другим наукам.

Сколько существительных в тексте_________

2. Остановка « Морфологическая. Постоянная»

Постоянные признаки:

одушевленные (выписать)___________________________

неодушевленные( кол-во)______________

имя собственное ( выписать)________________________

Игра « Четвертый лишний»

1.В_сна, отт_пель,проталина, в_да

(орфографическая работа: подобрать проверочные слова  к словам с пропущенными буквами)

2.Цемент, щавель, досуг, свекла

(орфоэпическая работа- расставь правильно ударение)

3.Девочка, мама, яблоня, неряха

3.Остановка « Морфологическая. Непостоянная»

Число, падеж

4.Остановка « Синтаксическая». Синтаксическая роль существительных в предложении .

5.Остановка «Финальная»

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные___________________________________________________________________________________

Я вспомнил(а) о том, что существительные___________________________________________________________________________________

Мне необходимо повторить материал о __________________________________________________________________________________________________

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что_____________________________________________________________________________________________

Свою работу на уроке я оцениваю на ____________

Реши филворд

Двигаясь по горизонтали или вертикали, найди имена существительные, имеющие только форму множественного числа.Помни, каждая буква может использоваться один раз.

Д

У

З

Ы

Б

М

Ы

Ж

Ь

Л

Я

Р

К

А

И

Н

С

Ы

Ю

К

И

Б

И

Г

У

Д

И

Р

Ш

А

Ш

К

И

Б

О

Х

С

А

Н

И

У

Ж

Л

В

Е

С

Ы

С

К

О

П

О

Т

Ы

Ы

И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка для 5 класса

Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов»Тип урока: урок комплексного применения знанийЗадачи урока: образовательные, развивающие, воспитательныеОпорные понятия: глагол, спряжение, безударные лич...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Методическая разработка.Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.Тема " Возвратное местоимение"

Методическая разработка.Технологическая карта урока русского языка.                                      ...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Имена существительные общего рода»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «общий род» у имён существительных...

Методические разработки. Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.

Предмет: Русский языкКласс:  7Тема: Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.Тип урока: комбинированный.Методы контроля учебной деятельности на данном урок...