Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .
Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .
Планируемые образовательные результаты-
Предметные- знать основные понятия морфологии. Уметь находить нужную информацию, правильно использовать ее, склонять существительные, определять постоянные и непостоянные морфологические признаки существительного.
Метапредметные- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни .
Личностные- уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
5 КЛАСС
Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .
Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .
Планируемые образовательные результаты-
Предметные- ззнать основные понятия морфологии.Уметь находить нужную информацию, правильно использовать ее, склонять существительные, определять постоянные и непостоянные морфологические признаки существительного.
Метапредметные- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни .
Личностные- уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?) .
Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная; игра,системно- деятельностный, словесный, практический с применением ИКТ .
Оборудование: интерактивная доска( экран), мультимедийный проектор, компьютер.
Наглядно-демонстационный материал : мультимедийный ряд-презентация по теме урока, раздаточный материал ( маршрутные листы), учебник.
Основные понятия : имя существительное, как часть речи;падежи,род,число, склонение, орфограммы по изученной теме, собственные и нарицательные существительные,одушевленные и неодушевленные .
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний. | Словарно-орфографическая работа Предлагаю начать наше занятие со словарной работы. Я буду загадывать загадки, запишите отгадки в тетрадь. На доске дана подсказка( записаны первые буквы отвветов). Вопросы из области биологии:
Подбери пропущенное слово( см. слайд )
Вопросы из области русского языка :
Вопросы из области математики :
Выделите корни. Назовите орфограммы над которыми мы работали. ( Орфограммы :Буквы а-о в корне -раст--- -рос- , буквы а- о в корне -лаг- – -лож- ) Найдите лишнее слово, обоснуйте ответ ( лишнее слово- расти, тк это глагол, остальные существительные).
| Учащиеся записывают отгадки в тетради. Один учащийся работает у доски. Вспоминают, изученный ранее материал . Отвечают на вопрос об орфограммах, формулируют правила ,выделяют корень. Определяют лишнее слово( расти-т.к это глагол, а остальные слова-существительные). Формулируют возможную тему урока . ( имя существительное) |
3. Целеполагание и планирование |
(см. слайд )
-Тогда тема нашего урока : Повторение изученного по теме « Имя существительное» Запись темы в тетрадь. - О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить?
Учитель предлагает отправиться в путешествие по стране Имени Существительного. --Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, мы должны заранее наметить путь следования, т.е. мы должны определить маршрут. У вас на парте у каждого есть маршрутный лист , в нём указан путь нашего путешествия. Давайте посмотрим, какие остановки нас ожидают ( учащиеся зачитывают остановки маршрута). -Обратите внимание, слева написаны наши остановки и даны задания, а справа три колонки, где вы будете оценивать свою деятельность на уроке и заносить результаты в маршрутные листы . Отправляемся в путь! | Анализируют работу ученика. Исправляют ошибки. Ведут диалог с учителем. Оформляют тетрадь к уроку. Форммулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Построение развернутых ответов на вопросы. Получают маршрутные листы. Подписывают их.Изучают путь следования. Зачитывают остановки. Задают вопросы. |
4.Работа по теме урока | 1.Остановка « Опознавательная.Теоретическая» Работа с текстом: Учащимся предлагается прочитать текст. -О ком говорится в тексте?( о писателе Борисе Житкове) -Какие рассказы Б.Житкова вы читали?О чем в них говорится? ( возможна демонстрация книг писателя, краткие ответы детей) Опрос: -Что такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. ) -На какие вопросы отвечает.( кто? что? ) -Прочитайте текст,еще раз и над именами существительными подпишите часть речи ( с.). Укажите количество существительных в специальной графе. ( 14 слов)( выполняется индивидуально с последующей взаимопроверкой в паре.Озвусивание ответов)) Оценивание своей работы в маршрутном листе. 2. Остановка « Морфологическая постоянная» -Назовите постоянные морфологические признаки существительного Постоянные (Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Относятся к трем родам: мужскому, женскому, среднему, и трем склонениям: 1, 2, 3.) ( после обсуждения включаем слайд презентации) Задание 1 -Выпишите из текста станции « Опознавательная.Теоретическая» одушевленные существительные. Укажите количество неодушевленных. (Повторить признаки одушевленности, неодушевленности.)
( Одушевленные -писатель,Борис Житков Неодушевленные- детство, жажда, знания, время, музыка, литература, математика, астрономия, ботаника, география, наука.-11) ( проведем работу над значением слов : астрономия (наука о Вселенной, изучающая небесные тела), ботаника ( наука, изучающая растения, их строение и т. п.) Задание 2 .(работа в группах по 4 человека) Как определить род и склонения существительных? Игра « Четвертый лишний» Ученикам предлагаеся объединиться в группы по 4 человека. Выполнить задания 1-3: найти лишнее слово в каждом ряду, подобрать проверочные слова, поставить ударения.
*** возможно задание( для класса с быстрым темпом работы) сочините свою цепочку по аналогии игры « Четвертый лишний» ( в группе). Заслушиваем ответы учашихся, работа у доски. Оценивают свою работу в маршрутном листе. 3. Остановка « Морфологическая непостоянная» -Назовите непостоянные морфологические признаки имен существительных (число и падеж.) Задание 1. Число ( индивидуальная работав тетрядях) Образуйте множественное число, поставьте ударение( слайд ) инженер-инженЕры, офицер-офицЕры, доктор- докторА, мастер- мастЕра, торт- тОрты. Задание 2 Физкультминутка. Всегда ли число является непостоянным признаком? Ребята вспоминают новый материал, изученный в 5 классе о том , что есть существительные , которые имеют форму только множ. ч. или форму только ед. числа. Ребята, я буду называть слова, если это слово употребляется только во множ. числе, то вы поворачиваетесь к гостям и изображаете предмет, который я назвала. Если это слово имеет только форму ед.числа, то вы поворачиваетесь к доске и вытягиваете руки вперед. ( только множ.ч. :ножницы, прятки, грабли, санки, брюки только ед.ч. :молоко, доставка, свекла, цемент Задание 3 Падеж
Оценивают свою работу в маршрутных листах Остановка 4 « Синтаксическая» Работа с текстом станции « Опознавательная..»( индивидуальная работа) Определить ( подчеркнуть в тексте) какими членами предложения являются существительные в 1 абзаце. Сделайте вывод. Какого примера не хвататет.( подлежащее может быть сказуемым) Оценивают свою работу в маршрутном листе. | Чтение текста. Работа с индивидуальным домашним заданием. Отвечают на вопросы учителя. Зачитывают найденные существительные.Указывают их количество. Оценивают свои работу в маршрутном листе. Называют постоянные морфологические признаки. Отвечают на вопросы учителя. Возможно устно проработать нарицательные существительные. Индивидуальная работа в маршрутных листах. Взаимопроверка ( работа в парах). Озвучивание ответов. Работают в группах Обсуждают ответы.Подбирают проверочные слова, ставят ударения. Работа у доски Участвуют в диалоге с учителем. Индивидуальная работав тетрадях и на доске . Выполняют элементарные физические упражнения. Определяют падеж существительных. Индивидуальная работа. Взаимопроверка.Проверка в классе) |
5 Рефлексия | Остановка 5 « Финальная» Подводятся итоги урока, оценивается работа учащихся. Ребятам предлагается письменно ответить на вопросы ( остановка « Финальная») Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные…. Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… Свою работу на уроке я оцениваю на …........ | - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). |
6 Домашнее задание | Продолжить работу с текстом о Б.Житкове-упр 561( 3 абзац по заданию), выполнить морфологический разбор 1 существительного по выбору Дополнительное задание по желанию.Составить цепочки слов по аналогии с игрой « Четвертый лишний» | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. |
Дополнительные задания для класса с быстрым темпом работы | Задание 1 Игра « Черный ящик» ( работа в парах) Необходимо угадать по описанию, что лежит в « Черном ящике», распределить слова по двум колонкам- только множ. ч. и только ед. число.( работа в тетрадях)
2)Этим предметом можно разрезать разные материалы (ножницы- только мн.ч)
Задание 2 Реши филворд.. Двигаясь по горизонтали и вертикали , найди имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Помни, каждая буква может использоваться один раз. При разгадывании могут оставаться лишние буквы.( для домашнего задания можно предложить составить филворд с именами существительными, которые имеют форму только единственного числа).( слайд и радаточный материал) | Учащиеся вспоминают о том, что есть существительные , которые имеют форму только множ. ч. или форму только ед. числа Отгадывают предметы вслух, слова по двум колонкам. |
Маршрутный лист .Ф.И______________________________________________класс______
Остановки | Справился с заданием | Выполнил частично | Не справился |
1. Остановка « Опознавательная.Теоретическая» Прочитай текст. Борис Житков с детства отличался исключительной жаждой знаний. Писатель много времени отдавал музык_, литератур_, математик_, астрономи_, ботаник_, географи_ и другим наукам. Сколько существительных в тексте_________ | |||
2. Остановка « Морфологическая. Постоянная» Постоянные признаки: одушевленные (выписать)___________________________ неодушевленные( кол-во)______________ имя собственное ( выписать)________________________ Игра « Четвертый лишний» 1.В_сна, отт_пель,проталина, в_да (орфографическая работа: подобрать проверочные слова к словам с пропущенными буквами) 2.Цемент, щавель, досуг, свекла (орфоэпическая работа- расставь правильно ударение) 3.Девочка, мама, яблоня, неряха | |||
3.Остановка « Морфологическая. Непостоянная» Число, падеж | |||
4.Остановка « Синтаксическая». Синтаксическая роль существительных в предложении . | |||
5.Остановка «Финальная» Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные___________________________________________________________________________________ Я вспомнил(а) о том, что существительные___________________________________________________________________________________ Мне необходимо повторить материал о __________________________________________________________________________________________________ Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что_____________________________________________________________________________________________ Свою работу на уроке я оцениваю на ____________ |
Реши филворд
Двигаясь по горизонтали или вертикали, найди имена существительные, имеющие только форму множественного числа.Помни, каждая буква может использоваться один раз.
Д | У | З | Ы | Б | М | Ы |
Ж | Ь | Л | Я | Р | К | А |
И | Н | С | Ы | Ю | К | И |
Б | И | Г | У | Д | И | Р |
Ш | А | Ш | К | И | Б | О |
Х | С | А | Н | И | У | Ж |
Л | В | Е | С | Ы | С | К |
О | П | О | Т | Ы | Ы | И |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка для 5 класса
Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов»Тип урока: урок комплексного применения знанийЗадачи урока: образовательные, развивающие, воспитательныеОпорные понятия: глагол, спряжение, безударные лич...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"
В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Урок русского языка с элементами проблемного обучения...
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."
Технологическая карта урока . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....
Методическая разработка.Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.Тема " Возвратное местоимение"
Методическая разработка.Технологическая карта урока русского языка. ...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Имена существительные общего рода»
Цель: познакомить обучающихся с понятием «общий род» у имён существительных...
Методические разработки. Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.
Предмет: Русский языкКласс: 7Тема: Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.Тип урока: комбинированный.Методы контроля учебной деятельности на данном урок...