Культура речи. 9 класс. (1 час в неделю. 34 часа)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Культура речи. 9 класс.
(1 час в неделю. 34 часа)
Речь - неисчерпаемая сокровищница, обладающая огромным запасом разнообразных средств для оформления мысли. Плохая речь - это, прежде всего, свидетельство невоспитанности человека, а уж потом его необразованности. Поэтому повышение культуры речи, совершенствование этики общения – дело всего общества. Владеть языком – значит знать и уважать его, а это побуждает постоянно стремиться к высокому уровню культуры речи.
Основная цель курса "Культура речи" состоит в том, чтобы расширить уровень знаний обучающихся, научить использовать нормы и возможные варианты литературного языка в разнообразных практических речевых сферах.
Этот курс опирается на основу, заложенную различными дисциплинами, заключается в том, что призван создать на этой основе стройную и безупречную систему речевого совершенства.
Задача курса состоит в том, чтобы повысить уровень речевой культуры обучающихся, способствовать овладению навыками делового и бытового коммуникативно-речевого общения, научить их:
- налаживать взаимодействие с людьми, обоснованно и тактично представлять себя, обосновывать свою точку зрения, грамотно вести электронную переписку и телефонный разговор; уважать язык, на котором они общаются, людей, с которыми поддерживают связь; вдумчиво читать произведения различных стилей, стремясь к системности в выборе литературы; следить за изменениями орфографических норм, которые фиксируются в новых изданиях словарей, орфографических сборниках; критически относиться к написанному и высказанному слову, сверяя его с нормами правописания; не идти за "модными" тенденциями в неуместном употреблении жаргонизмов, иноязычных слов, терминов; свободно выражать мысль в различных жизненных ситуациях;
Обучающиеся должны знать: понятия «культура», «культура речи», «культурный человек»; основные правила общения: иметь сведения о ситуации речи и ее составляющих.
Обучающиеся должны научиться:
- слышать себя и слушать собеседника, адекватно воспринимать его;
- совершенствовать навыки логического мышления;
- владеть навыками отбора новых средств;
- пользоваться нормами литературного языка творчески и осмысленно;
- выполнять основные функции общения.
Обучающиеся должны понять, что: главными теоретическими принципами культуры речи является осмысление языковой нормы;главными практическими принципами культуры речи являются интерес, внимание к языку вообще и к уровню собственной речи; убежденность в общественной значимости высокого уровня культуры речи.
Обучающиеся должны уметь: правильно использовать стили, жанры литературного языка; соблюдать нормы языка; качественно пользоваться коммуникативным качеством речи: ее правильностью, этикетностью, уместностью, логичностью, точностью, чистотой, выразительностью, богатством.
Таким образом, «Культура речи» рассчитан на один год обучения - 34 часа:
- способствует активному поиску информации по культуре речи, этике общения, учит критически мыслить и применять знания на практике; формирует одну из ключевых компетенций – общекультурную; развивает навыки и умения эффективного речевого поведения в сферах общения; вырабатывает сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи.
2022-2023 учебный год
Тематическое планирование. Культура речи. 9 класс.
№ | Тема | Кол. час | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Речь и речь в жизни людей. Функции речи и речи. | 1 | 1.09.-9.09. | ||
2 | Культура речи и время. Нормирование литературной речи. Регулировочная функция культуры речи. | 1 | 12.09.-16.09. | ||
3 | Культура речи и письмо. Выразительность и четкость письма. | 1 | 19.09.-23.09. | ||
4 | Технические условия письма. Технические правила правописания. Общепринятые сокращения. | 1 | 26.09.-30.09. | ||
5 | Правильность речи. Нормы произношения. | 1 | 3.10.-8.10. | ||
6 | Нормы подчеркивания. Нормы словообразования. | 1 | 10.10.-14.10. | ||
7 | Морфологические нормы. Синтаксические и лексические нормы. | 1 | 17.10.-21.10. | ||
8 | Точность речи. Умение использовать синонимы, антонимы, перифразы. | 1 | 24.10.-28.10. | ||
9. | Логичность речи. | 1 | 7.11.-11.11. | ||
10. | Богатство и разнообразие речи | 1 | 14.11.-18.11. | ||
11 | Требования стилей к богатству и разнообразию речи. | 1 | 21.11-25.11. | ||
12 | Чистота речи. Правильное литературно-нормативное произношение. Отсутствие внелитературных элементов (диалектизмов, вульгаризмов, канцеляризмов, штампов, макаронизмов). | 1 | 28.11.-2.12. | ||
13 | Соответствие интонации содержанию. | 1 | 5.12.-9.12. | ||
14 | Уместность речи. Организация речи в соответствии с целью высказывания. | 1 | 12.12.-16.12. | ||
15 | Интонационная выразительность. Ритм, мелодия, темп, интонирование, паузы, тембр. | 1 | 19.12.-23.12. | ||
16 | Мимика и жест как компонент выразительности | 1 | 26.12.-29.12. | ||
17 | Речевой этикет. Поздравление. Знакомство и представление | 1 | 16.01.-20.01. | ||
18 | Звучание имен. Звуковое сочетание имени с фамилией и отчеством. | 1 | 23.01.-27.01. | ||
19 | Особенности обращения в русском языке. Реабилитированный звательный падеж. | 1 | 30.01.-3.02. | ||
20 | Состав русских фамилий. Склонение фамилий. | 1 | 6.02.-10.02. | ||
21 | Правописание фамилий не русского происхождения. | 1 | 13.02.-17.02. | ||
22 | Использование обращений «ты» и «Вы». Титулы и звания. | 1 | 20.02.-24.02. | ||
23 | Походка, осанка, руки. | 1 | 27.02.-3.03. | ||
24 | Телефонный разговор - один из разновидностей диалогической речи. Деловой и частный телефонный разговор. | 1 | 6.03.-10.03. | ||
25 | Переписка. Деловая и частная переписка. | 1 | 13.03.-17.03. | ||
26 | Зарождение эпистолярного жанра. Ознакомление с лучшими образцами эпистолярного жанра. | 1 | 20.03.-24.03. | ||
27 | Правила общения. Использование различных коммуникативных средств-вербальных и невербальных. | 1 | 3.04.-7.04. | ||
28 | Беседа или «великая тайна слов". Деловые и частные беседы. Построение беседы. Шутки и юмор. Интонация. | 1 | 10.04.-14.04. | ||
29 | Деловая беседа. Умение строить деловую беседу, умение слушать. | 1 | 17.04.-21.04. | ||
30 | Умение вести споры. | 1 | 24.04.-28.04. | ||
31 | Служебная беседа. Основные правила беседы. | 1 | 1.05.-5.05. | ||
32 | Особенности речевого этикета при дистанционном общении. | 1 | 8.05.-12.05. | ||
33 | Основные правила письменного общения в Интернете. | 1 | 15.05.-19.05. | ||
34 | Игра «Говори правильно». | 1 | 22.05.-25.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре 6 класс (3 часа в неделю)
Рабочая программа по физкультуре 6 класс (3 часа в неделю)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 2 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа)
Календарно-тематическое планирование 2 класс физическая культура....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 3 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа)
Календарно-тематическое планирование 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Рабочая программа по физической культуре 11 класс В.И.Лях ( 3 часа)
Рабочая программа по физической культуре 11 класс В.И.Ляха (3 часа)...