Урок русского языка в 5 классе "Фонетика. Гласные и согласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по теме «Фонетика. Гласные и согласные звуки».
В основу разработки урока открытия нового знания положена структура урока технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika.docx | 139.02 КБ |
fonetika.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс | 5 |
Тема урока | Фонетика. Гласные и согласные звуки |
Цель деятельности учителя | Создание условий для изучения гласных и согласных звуков, способов их образования, особенностей произношения и употребления. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции. Метапредметные: способность задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей. |
Технология | Развитие критического мышления через чтение и письмо |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, парная, фронтальная. |
Оборудование | Компьютер, проектор, интерактивная доска. |
Наглядно-демонстрационный материал | Учебник, тетрадь, карточки с заданием и самооценкой, аудиозаписи звуков природы и стихотворения Агнии Барто «Звонки», мячик. |
Основные понятия | Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция. |
УМК | Учебник «Русский язык. 5 класс». Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые умения | Промежуточный контроль и оценка |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | 1. Приветствие. 2. Вступительное слово. Стратегия «Корзина идей» - Посмотрите на Слайд № 1. Как вы думаете, о какой науке пойдёт речь и почему вы так считаете? Какая наука о языке самая нужная? Запишите свои мысли. - Выскажите ваши предположения. - Посмотрим, насколько верны ваши ответы. - Слайд № 2. Послушайте, пожалуйста, аудиозапись. Что вы слышите? (Звуки природы). Что видите? Нарисуйте словесный образ. (Приложение 2) - Одинаково ли увидели звуки природы ребята? - Слайд № 3. А теперь послушайте эту аудиозапись. Что слышите сейчас? (Звуки речи) (Приложение 3) - Чем звуки речи отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию). - Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке? (О звуках речи). - Посмотрите на Слайд № 4. Перед вами предметы. Как вы думаете, что объединяет их? (часть слова – ФОН). - Может быть, вы вспомните ещё слова с этой частью – фон? - Есть такое греческое слово phone. Именно оно вошло в состав этих слов. Что же общее у этих слов. Переведите слово phone на русский язык. (Звук). - Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, тоже имеет слово фон в своём названии. И это слово __(Фонетика)___. | Приветствуют учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Смотрят презентацию (Приложение 1) и участвуют в диалоге с учителем. | фронтальная и индивидуальная | Личностные (Л): формирование нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам. Коммуникативные (К): умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные (Р): прогнозирования как предвидения будущих событий Познавательные (П): умение решать учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи. | устные ответы |
2. ВЫЗОВ Актуализация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала. | 3.Стратегия «Кластер» (слепой) - В начале учебного года мы уже говорили о звуках речи. Вспомните ли вы их? Устно заполните схему. Слайд № 5. - Проверим. Слайд № 6.
- Перед нами тема урока. Сформулируйте её. - Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока «Фонетика. Гласные и согласные звуки». Слайд № 7. - Какие цели и задачи вы поставите перед собой? Запишите их. Озвучьте. | Смотрят презентацию. Вспоминают, выполняют работу по заполнению кластера. Проверяют, отвечают, обсуждают, Формулируют тему, записывают в тетрадях. Ставят цели, обсуждают. | индивидуальная фронтальная индивидуальная | (Р): умение ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем П.: умение использовать схемы для решения задач, умение выделять существенные признаки, умение решать учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи. Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу. К.: умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Самоконтроль, контроль учителя |
3. ОСМЫСЛЕНИЕ Активное получению информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока. | 1. Стратегия «Решение лингвистической задачи». Слайд № 8. Задание: Найдите слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме «Фонетика». Суффикс, словосочетание, согласные, корень, предложение, основа, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение. - Почему вы так считаете? Слайд № 9. 2. Работа с учебником. Параграф 50, стр. 122. Слайд № 10 - Прочитайте текст. Правильно произнесите слова в рамочке. Запишите их с транскрипцией и добавим ещё одно слово: замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал звуку речи красивое имя – фонема. - Запишите транскрипцию звука [Э] над буквой Е. Произнесите это слово правильно. 3. Работа с учебником. Параграф 51, стр. 122. - Самостоятельно познакомьтесь с теоретическим материалом. Поработайте в парах. Задание: составьте вопросы по тексту и задайте их друг другу, оцените ответы. Ответы должны быть полными. 4. Какие органы человека принимают участие в образовании звука? Слайд № 11 5. Слайд № 12. Упражнение: чем отличаются слова: кит – кот, дом – дым, лак – лук. - Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. - А только ли гласные звуки способны менять слово и его значение? (Согласные звуки тоже). - Поговорим о согласных звуках. 5. Работа с учебником. Параграф 52, стр. 124. Слайд № 13 - Чтение теории вслух. - Докажите, пожалуйста, достоверность полученной информации: произнесите согласные звуки. - Итак, кто скажет нам, чем отличаются в их образовании гласные звуки от согласных? 6. Слайд № 14. Произнесите звуки и буквы. 7. Упражнение 268. Подбор и запись 2-3 пар слов, которые различались бы только одним гласным или согласным. ФИЗМИНУТКА - Проверка выполнения задания. Читают примеры с места, обсуждают. Сами себя оценивают. 8.Упражнение 269. 1) Чтение текста и определение основной мысли. 2) Запись доказательства этой мысли. 3) Выпишите предложение, в котором содержится вывод. - Проверим правильность вывода? Посчитаем, сколько согласных и гласных звуков в выделенных словах и запишем результаты. - Согласны ли вы с утверждением? | Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы. Знакомятся с теорией параграфа, готовят вопросы для работы в паре, оценивают себя Устно работают с заданием, отвечают на вопросы. Знакомятся с теорией параграфа, отвечают на вопросы. Все встают. Игра «Передай другому» Тот, у кого оказывается мячик, читает свои пары слов. Если правильно, то получает аплодисменты. Выполняют самостоятельную работу по заданию. Проверяют и оценивают свою работу. | индивидуальная и фронтальная индивидуальная и парная, фронтальная парная фронтальная фронтальная индивидуальная коллективная | Л.: формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками. Р.: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: умение строить логическое суждение. К.: умение строить монологическое высказывание средствами устной речи К.: формирование умения ознакомительного и изучающего чтения Р.: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную. Умение осуществлять контроль по результату. умение оценивать правильность выполнения действия. | устные ответы взаимоконтроль и оценка, самооценка устные ответы самоконтроль самооценка самоконтроль, самооценка |
4. РЕФЛЕКСИЯ Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу | 9. Стратегия «Текст с пропусками» Задание: Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется __(фонетикой)_ , а звук речи __(фонемой)___ . Звуки речи делятся на __(гласные и согласные)__ . ___(Согласные)___ звуки при их образовании встречают преграды, а ___(гласные)___ не встречают. ___(Согласных)___ звуков больше, чем ___(гласных)__ . - Сдаём работы. 10. Подытожим урок. - Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их? - Все ли цели достигнуты? Что ещё не открыто вами? Значит, вопросы ещё остались? Что делать? (Будем искать ответы на следующих уроках или самостоятельно). Продолжите, пожалуйста, фразы: Было интересно… Было трудно… У меня получилось … | Выполняют на карточках, работы сдают. | индивидуальная фронтальная | П.: умение обобщать, сделать выводы Р.: умение оценивать правильность выполнения действия. | письменный контроль учителя самооценка |
5. Домашнее задание. | Мы начали урок с того, что Фонетика – это нужная наука. Дома попробуйте ответить на вопрос» «Зачем нужно знать фонетику артистам (учителям …)?» | Записывают в дневниках. | Р.: умение самостоятельно ставить новые цели и задачи деятельности. | Самоконтроль |
Приложение 1
Презентация «Такая нужная наука. (Фонетика. Гласные и согласные звуки. )»
Приложение 2
Аудиозапись «Звуки природы»
Приложение 3
Аудиозапись «Стихотворение Агнии Барто «Звонки».
Приложение 4
Карточка-контроль
Задание: Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова.
Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется _________ , а звук речи ___________ . Звуки речи делятся на ______ и _______ . ___________звуки при их образовании встречают преграды, а __________ не встречают. ____________ звуков больше, чем __________ .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что общего? От греч. р hone - звук
Гласные (?) Фонетика ( ) ? ? ? ? ? ? ?
Гласные (6) Фонетика (звуки речи) Согласные ударные безударные мягкие твёрдые звонкие глухие
Фонетика. Гласные и согласные звуки.
Задание : Найдите слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме «Фонетика». Суффикс, звук, словосочетание, согласные, корень, предложение, основа, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение.
Задание : Найдите слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме «Фонетика». Суффикс, звук , словосочетание, согласные , корень, предложение, основа, синтаксис, гласные , олицетворение, транскрипция , ударение .
Фон е тика [ э ] Фон е тический [ э ] Фон е ма [ э ] – звук речи
Органы речи Произнеси звуки [ а ] , [ о ] , [ у ] , [ и ] , [ э ] , [ ы [ . Встречает ли воздух, выходящий из гортани, преграду на своем пути?
В чём отличие? кот дом кит дым
Органы речи Произнесите звуки [ б ] , [ д ] , [ т ] . Проходит ли воздух свободно при произнесении этих звуков?
Назовите звуки и буквы.
Домашнее задание: Попробуйте ответить на вопрос: «Зачем нужно знать фонетику артистам (учителям, врачам, продавцам …)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему "Гласные И-Ы после Ц".
Урок проводится в 5 классе, отрабатываются навыки орфографической зоркости в отношении представленной орфограммы....
Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс
Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...
Урок русского языка в 5 классе. Непроизносимые согласные в корне слова
Повторение изученного в 5 классе....
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки гласные и согласные"
Данный урок русского языка «Звуки гласные и согласные» разработан для 5-ых классов при изучении темы «Фонетика» Тип урока - повторение.На этом этапе важно развить активность, самост...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"
Цели урока:1. уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2. развитие умений различать звук речи и бук...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....