Урок русского языка в 5 классе. Непроизносимые согласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
5 класс Русский язык
Урок № 9
Тема урока: Непроизносимые согласные в корне слова.
Тип урока: повторение изученного в начальной школе.
Цели урока:
1) предметные:
- вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы;
- продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;
- развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.
2) метапредметные:
корректировать и развивать
- познавательные способности;
- логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
- умение связно и грамотно излагать свои мысли;
- внимание, память, эмоциональную сферу;
- коммуникативные качества речи;
3) личностные:
формировать
- положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
- уважительное, бережное отношение к родному языку;
- умение рационально использовать время;
Методы: постановка проблемных вопросов.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока
- Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех.
Приём «яркое пятно»
За окном осень, но всё ещё по-летнему светит солнышко. Надеюсь, что настроение у вас тоже солнечное. Начнём наш урок со стихотворения В.Нировича «Листопад»:
Слайд 2
- Какое прилагательное несколько раз повторяется в стихотворении и почему?
- Как вы думаете, какие ещё цвета можно использовать для описания осени?
- Найдите в тексте слова с орфограммами, которые мы уже повторили на предыдущих уроках (безударные гласные, проверяемые согласные в корне слова), подберите проверочные слова.
- Проверка д/з / взаимопроверка.
Слайд 3
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения домашнего задания.
- Возьмите свои работы, посмотрите, какие ошибки вы допустили.
- Кто не допустил ни одной ошибки?
Сдайте тетради.
- Организация учебной деятельности.
- Учащиеся сами формулируют тему урока.
Слайд 4
Учитель читает стихотворение:
- О какой орфограмме говорится в тексте?
- Итак, запишите тему урока. Слайд 5
- Актуализация знаний. Образуйте от данных существительных прилагательные.
Слайд 6, 7, 8
- Какая орфограмма объединяет все слова? Как вы это определили?
- Какие слова помогли нам не допустить ошибки?
- Закрепление знаний. Самостоятельное чтение орфограммы 4 на стр.26 с последующим формулированием (работа в парах).
- Закрепление навыков.
1) Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова. (Работа в парах с последующей самопроверкой)
Слайд 9, 10
2) Упражнение 47 (4 чел. у доски)
3) Прочитайте текст.
Слайд 11
- К какому стилю речи относится текст, докажите своё мнение.
- Какие образные средства использует автор текста?
- Объясните значение слова пурпур.
- О чём стихотворение?
- Замените выделенные слова словами из справки. Найдите орфограмму, подберите проверочные слова. (индивидуальная работа, 1 чел. на скрытой доске)
- Текущий контроль.
Слайд 12
Составить по смыслу словосочетания из слов левой и правой колонки, вставить орфограмму, подобрать проверочные слова (самостоятельная работа на оценку).
- Рефлексия.
- Какую орфограмму мы повторили на сегодняшнем уроке?
- Назовите опознавательные признаки этой орфограммы?
- Какие строчки в стихотворении подсказывают, как мы можем избежать ошибки на данную орфограмму?
- Домашнее задание. Упражнение 48
Использованная литература:
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М: Изд.35-е. Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А.. Просвещение, 2012.
Русский язык. Поурочные планы 5-6 классы по учебникам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Учитель», 2011.
О.В.Беляева, О.А.Даценко. Поурочные разработки по русскому языку – М.: «ВАКО», 2009.
http://www.semya-rastet.ru/razd/stikhi_ob_oseni/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень – не весна.
Проверь себя! В е лос и пед, г и мнаст и ка, м а ршрут, к о чевник. Б а ск е тбол, кро сс , те нн ис, ф и гура , сп о р тс мен, в о к зал, рю к зак.
Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать, неясно нам… Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять. И за звуком непонятным Быстро гласную искать.
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Существительные: Грусть - доблесть - злость - ужас - честь - Прилагательные:
Грусть Доблесть Злость Ужас честь Грустный Доблестный Злостный Ужасный честный
Грусть Доблесть Злость Ужас честь Грус т ный Доблес т ный Злос т ный Ужасный чес т ный
Выпишите из стихотворения слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова. До чего ж сегодня день прелес .. ный , Солнце в небе праз .. нично горит, Освещает мес .. ность и окрес .. ность И теплом своим сер.. ца бодрит. Но лежит на пас.. бище корова – Грус ..но смотрят карие глаза. Чу.. ствую , что ей пастух суровый « Здра .. ствуйте » сегодня не сказал. ( А.Хайт , А.Левенбук )
Проверь себя! Прелес Т ный - прелесТь праз Д нично (словарное слово) мес Т ность - месТ о сер Д ца - серД е чко пас Т бище - паС ё т грус Т но – грусТ и ть Чу В ствую (словарное слово) Здра В ствуйте (словарное слово)
Ненас (?) ный , прекрас (?) ный , праз (?)ник, чу(?) ствовать , радос (?)но. В октябре у нас стояла хорошая погода . Дождливых дней почти не было. Весело светило солнце. Золотом и пурпуром горели деревья. Казалось , они собрались на веселое торжество и недели свои лучшие наряды. В воздухе ощущалась какая-то особая, бодрящая свежесть.
З вёз .. ный опас .. ный счас .. ливый вкус .. ный чудес .. ный поз .. ний интерес .. ный извес .. ный поворот случай небосклон пирог вечер писатель денёк рассказ
Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать, неясно нам… Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять. И за звуком непонятным Быстро гласную искать.
Домашнее задание: Упражнение 48
Использованная литература: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М: Изд.35-е. Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А.. Просвещение, 2012. Русский язык. Поурочные планы 5-6 классы по учебникам М.Т.Баранова , Т.А.Ладыженской . М.: Издательство «Учитель», 2011 . О.В.Беляева , О.А.Даценко . Поурочные разработки по русскому языку – М.: «ВАКО», 2009. http://www.semya-rastet.ru/razd/stikhi_ob_oseni/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"
Карточка для учащегося к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...
Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в корне слова"
Урок русского Обобщение знаний...
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»
Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...
5 класс Непроизносимые согласные в корне слова
Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника (без претензии на авторство)...
Урок русского языка "Правописание проверяемых безударных гласные в корне слова".
Урок русского языка в 5 классе....
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС
Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...
Презентация к уроку русского языка 5 класс "Прямое и переносное значение слов"
Презентация разработана в виде игры для изучения темы по русскому языку в 5 классе. Содержит занимательный материал....