Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему
Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:
- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;
- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;
- формировать умение находить Ь знак в словах и умение употреблять Ь знак в своей речи для обозначения мягкости согласных;
- знать о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ и других;
- развитие речи учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_znak.rar | 644.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29
ст. Петровской Славянского района
Урок русского языка по теме:
«Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»
Класс: 5
Учитель: Гарькавая О.В.
2008-2009 учебный год
Цели урока:
- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;
- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;
- формировать умение находить Ь знак в словах и умение употреблять Ь знак в своей речи для обозначения мягкости согласных;
- знать о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ и других;
- развитие речи учащихся.
Оснащение урока:
- презентационный материал по теме;
- словарные тетради;
- иллюстрации по теме;
- раздаточный материал.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Повторение.
- Мы продолжаем изучать фонетику. Что это за наука? (Раздел науки о языке, изучающий звуки речи).
- Сколько букв в русском алфавите? (33: 10 гласных, 21 согласная, Ь и Ъ).
- Вспомните, какова роль Ь и Ъ знаков? (Разделительные. орф. №6, стр.23)
1. Работа с сигнальными карточками «Ь и Ъ» (слайд №1)
Вьют, подъезд, объявления, листья, съезд, воробьи, Татьяна, вьюга, подъем, ружье.
2. СЛОВАРЬ (слайд №2)
Порфель – «porto» (лат.)- «носить»
«feuille» (фр.)- «бумага, листы»-
род жесткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг.
Синонимы – ранец, дипломат, кейс, сумка, рюкзак и т.д.
- Обратите внимание на конечный согласный [л]. Мы к нему еще вернемся.
3. Синтаксический разбор предложения.
На Кубани стоят морозные деньки (повеств., невоскл., простое, распростр.)
- Объяснение нового материала (слайд №3)
- Посмотрите, ребята, на слово «деньки»
- Какова в нем роль Ь знака и где он стоит? (стоит в середине слова и смягчает согл. [н]).
- От какого слова образовано? (деньки – день).
- Вернемся к слову «портфель» (+ чик).
Когда же мы пишем Ь для обозначения мягкости?
ВЫВОД:
- на конце слова (кроме шипящих);
- в середине слова (КаКая БуМаГа);
- мягкость [л] всегда обозначается Ь.
- Чтение &60 стр.123.
- Какова еще функция Ь знака в словах? (смыслоразличительная).
2. Задание. Придумать и записать слова с Ь знаком на конце для пары. (слайд №4)
Угол-уголь, быт-быть, дал-даль, конки-коньки, полка-полька, кон-конь.
(Конка – городская железная дорога с конной тягой, а также вагон такой дороги)
- Мы сказали, что Ь знак пишется на конце слов для обозначения мягкости.
3. Задание. Запишите слова и обозначьте в [ ] последний звук. (слайд №5)
Ложь [ш], брошь [ш], рожь [ш], дочь [ч].
- Как вы думаете, в какой роли выступает в этих словах Ь знак?
- Он смягчает?
- Вспомните, что это за звуки [ж],[ш],[ц]? (Они всегда твердые - Ь знак в этих словах не смягчает, а указывает на принадлежность существ. к 3-му скл.).
- А какие согласные всегда мягкие? ([ч],[щ],[ц]).
- Поэтому в слове «дочь» функция Ь знака тоже грамматическая.
- А какой фонетический процесс происходит в словах «рожь» и «ложь»? (Оглушение).
4. Работа с таблицей.
- Обратите внимание на слова в таблице.
- Почему в данных сочетаниях Ь знак не пишется? (Т.к. [ч] и [щ] мягкие сами по себе).
5. Чтение & 60 стр.123 орф. №9.
6. Упражнение №297 (1,3 (ЧН), 4).
V. Физминутка (слайд №6).
- Делая упражнения, вы вслух и в такт проговаривайте стихотворение – правило – шутку:
Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
-Спи, дочурочка, в тиши,
Мягкий знак тут не пиши.
- Закрепление.
- Прочитайте самостоятельно на стр. 124 орф. №2.
- А всегда ли это надо делать (обращаться к орфографическому словарю)? Нет!
1. Задание. Произнесите слова (слайд №7):
Мостик [т], гвозди[д], люк[л], мел[м], мял[м].
- За счет чего смягчается согласный звук? (За счет гласных звуков Е, Е, Ю, Я, И).
- Надо вслушиваться в звучание слова. Прислушайтесь к звучанию согласных в середине слова «хвостик» [с т] и «бантик» [н т] – услышали, что оба согласных звука звучат в этих словах мягко? Но Ь знак мы не пишем. Почему?
Слайд №8.
Сравните: мягкий [хвостик]-в твердый [хвост]
[бантик]-[бант]
- Упражнение №297 (5).
- Запись с объяснением (слайд №9):
Просьба, насквозь, молотьба, глушь, указчик, счетовод, фонарщик, перья, сельдь, раньше, почта, вечный.
- Обобщение.
- Ребята, когда же мы пишем Ь знак для обозначения мягкости согласных? (слайд №10)
- на конце слова (кроме шипящих);
- в середине слова (КаКая БуМаГа);
- мягкость [л] всегда обозначается Ь.
- А когда не пишем? (слайд №11)
1. в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЧТ, ЩН.
2. Перед мягкими согласными.
VIII. Занимательные задачки.
- Кроссворд (слайд №12-13)
- Шуточные загадки и вопросы.
- Что находится посередине земли? (М)
- Что мы говорим в начале урока? (У)
- Что мы слышим в начале концерта? (К)
- Я – в озерах и в реках, но в воде меня нет (Р)
- Я – в яблоке и в сливе, но в саду меня нет (Л)
- За какой согласной надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременно выстрел из многих огнестрельных орудий? (За [л] [ п] )
- За каким звуком спрятано большое, просторное помещение? (За [л])
- Как превратить: 1. Хвойное дерево в приспособление для откачивания воды\газов (сосна-насос)
2.высокое растение, растущее по берегам рек в маленькую мышь? (камыш-мышка)
3. гору из камня в нежное чувство? (скала-ласка)
4. палку в глагол? (палка-капал)
5. нитку в материю? (нитка-ткани)
IX. Домашнее задание.
-& 60, упр.299;
-выучить слова в рамках, уметь их правильно произносить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели: закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные, отрабатывать умение ориентироваться на после...
Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...
Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи: Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...
Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс
Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"
Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку соз...
Конспект интегрированного урока «Свет» и «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»
Технологическая карта интегрированного урока русского языка "Обозначение мягкости согласных на письме" и физики "Свет", посвященного Дню еврейской культуры. На уроке используются п...
технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"...
Комментарии
спасибо
спасибо