№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1.
| Этап мотивации
2 мин | Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. На доске фраза: УЧИТЬСЯ-всегда…… -Продолжите фразу. -Как вы понимаете данное выражение? - Зачем вам необходимо учиться? Сколько человеку необходимо учиться?
| Подготовка класса к работе.
Учащиеся отвечают на вопросы. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2. | Актуализация знаний и пробное учебное действие.
4 мин
| Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | -Какое значение может имеет суффикс –чик-? Докажите на примерах (переводчик – обозначает лицо; самоварчик – уменьшительно-ласкательный) -Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вы знаете? Приведите примеры.
Организует работу с текстом.
Читает отрывок из сказки К.И.Чуковского, предлагает подумать, в написании каких слов учащиеся могут сделать ошибки: А кузнечик, а кузнечик – Ну совсем, как человечек…
|
Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.
Учащиеся слушают текст, выявляют ошибкоопасные места в словах. Высказывают свое мнение. Формулируют тему и цель урока. | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез; доказательство. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
|
3. | Выявление места и причины затруднения.
2 мин | Цель: выявление и фиксация места и причины
| -В какой морфеме вы можете ошибиться? -Укажите, ударная гласная или безударная в суффиксе. -Нужно ли проверять гласную в суффиксе?
-Сформулируйте тему урока. Определите цели. | Учащиеся анализируют слова, отвечают на вопросы учителя. Фиксируют проблему.
Формулируют тему и цели урока. | Познавательные: формулирование проблемы; выделение познавательной цели. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.
|
4. | Построение проекта выхода из затруднения.
6 мин | Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Предлагает рассмотреть схему.
^ ^ ЧЕЛОВЕЧЕК – КУЗНЕЧИК ^ ^ -ЕК- -ИК-
^ ^ -К- Р.п. –ИК-
Учитель предлагает выявить условия написания е – и в суффиксах существительных и составить алгоритм.
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
| Учащиеся анализируют схему, выдвигают гипотезу, доказывают свою точку зрения, строят алгоритм рассуждения.
Пример алгоритма. I шаг. Измени форму слова. II шаг. Определи «убегает» ли гласный
ДА НЕТ
^ ^ -ЕК- -ИК- | Познавательные: выдвижение гипотез; самостоятельное создание способов решения проблем; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: целеполагание, саморегуляция. Коммуникативные: осознанно строить речевые высказывания. |
5. | Реализация построенного проекта. 7 мин | Цель: построение и фиксация нового знания. | Предлагает проверить правильность выводов, сравнив их с материалом учебника (с.156).
Учитель предлагает учащимся составить словосочетания и предложения со словами на изученную орфограмму. | Проверяют по учебнику правильность своих выводов. Корректируют алгоритм или кластер.
Учащиеся составляют словосочетания, предложения, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений; инициативное сотрудничество. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваемого содержания.
|
| Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. 2 мин |
|
|
|
|
6. | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
5 мин | Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Учитель предлагает выполнить упражнение учебника упр. № 299, стр. 157. | Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Речевое проговаривание по цепочке. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
6 мин | Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | 1. Организует самостоятельную работу учащихся с взаимопроверкой. Назови животных ласково: Кот, крокодил, слон, пес, жираф, бегемот, баран. Раздели слова на группы. 2. –Какие суффиксы вы использовали? -Каких животных можно назвать по-разному?
| Выполняют самостоятельно задание, осуществляют взаимопроверку по эталону:
-чик- | -ик- | -ек- | крокодильчик | котик |
| жирафчик | слоник | слоненочек |
| песик
| барашек |
| бегемотик |
|
| Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы; контроль и оценка. Личностные: способность самооценки своих действий. Коммуникативные: учебное сотрудничество. |
8. | Включение нового в систему знаний и повторения.
7 мин | Цель: включение нового способа действий в систему знаний. | Учитель организует работу в парах по применению новых знаний Запишите слова так, чтобы у вашей пары они были разные:стульч..к, мальч..к, ключ..к, замоч..к, человеч..к, чайнич..к, чемоданч..к, дружоч..к, ореш..к, кружоч.к, квадрат..к, треугольнич..к, овальч..к, мяч..к, пузырёч..к, телефонч..к, карандаш..к, листоч..к, стаканч..к, проводоч..к. - По какому принципу распределяли слова?
| Работают в парах.
Отвечают на вопрос учителя, приводят аргументы. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для сериации слов; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: саморегуляция, оценка. Коммуникативные: общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
|
9. | Рефлексия.
3 мин
1 мин | Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова: Урок мне -------- понравился. Я ------- доволен своей работой на уроке. Или показывают смайлы с разным выражением настроения.
|
Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке.
| Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
|
|
|
|
Предлагает домашнее задание. Д/З: 1) упр. 301 стр. 156; 2) написать лингвистическую сказку о правописании гласных в суффиксах –ек-, -ик-. |
Выбор домашнего задания. | Регулятивные: уметь делать выбор соответственно своей мотивации.
|