Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Трофимова Галина Викторовна

Цели урока:

1.     уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;

2.     развитие умений различать звук речи и букву;

3.     работа над понятиями: фонетика, фонетическая транскрипция;

4.     работа над выразительным чтением, связной устной речью.

Оборудование:

- выставка книг: Словарь В.И. Даля, «Русский язык» (энциклопедия), гл. ред. Ф.П. Филин, М.: 1979; «Энциклопедический словарь юного филолога», М.: 1984, «Орфоэпический словарь» и др.;

- плакат с изображением букв кириллицы или распечатанные карточки;

- записи на доске или на плакате (словарная работа):

фонетика («фоне» – звук)

орфоэпия («орфо» - «правильный», «эпос» - «речь»)

орфография («графо» - «пишу»)

графика

дикция

почерк

Пословицы и поговорки (на плакате):

Сперва аз да буки, а потом все науки.

Начинать с азов.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Урок «сдвоенный». На каждом уроке – «вызов – осмысление – размышление»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zvuki_rechi.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. Тема урока: «Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит»

Цели урока:

  1. уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;
  2. развитие умений различать звук речи и букву;
  3. работа над понятиями: фонетика, фонетическая транскрипция;
  4. работа над выразительным чтением, связной устной речью.

Оборудование:

- выставка книг: Словарь В.И. Даля, «Русский язык» (энциклопедия), гл. ред. Ф.П. Филин, М.: 1979; «Энциклопедический словарь юного филолога», М.: 1984, «Орфоэпический словарь» и др.;

- плакат с изображением букв кириллицы или распечатанные карточки;

- записи на доске или на плакате (словарная работа):

фонетика («фоне» – звук)

орфоэпия («орфо» - «правильный», «эпос» - «речь»)

орфография («графо» - «пишу»)

графика

дикция

почерк

Пословицы и поговорки (на плакате):

Сперва аз да буки, а потом все науки.

Начинать с азов.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Урок «сдвоенный». На каждом уроке – «вызов – осмысление – размышление»

Урок №1.

Ход урока:

  1. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы будете сами отбирать нужную информацию по теме урока, добывать знания, делать выводы. Сначала попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. На доске вы видите запись: [грамати учица всигда пригадица]. Как вы думаете, какая пословица здесь зашифрована? Как вы догадались, ведь пословица написана орфографически неверно? Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока? (Записываем тему урока). Какие цели мы поставим на уроке? (ответы ребят)
  2. У вас на парте листочки с тремя колонками: «Знаем – узнали – хотим узнать». Сейчас каждый из вас за 3 минуты запишет в колонку «Знаем» всё, что он знает по теме: «Звуки речи. Звуки и буквы». Условие: с соседом по парте пока не общаться, записывать молча.
  3. Следующий этап урока (1 мин.) – обмен информацией с соседом по парте, работа в парах. Через минуту желающие или те, кого вызывает учитель, говорят то, что они знают по теме. (Учитель, никого не исправляя, записывает на доске слева в «Банк данных» ответы детей. Ребята пишут на листочке, в колонке «Знаем»).
  4. А сейчас откроем теорию (учебник В.В. Бабайцевой), прочитаем с карандашом параграф 31, отмечая знаками: + (знаю), - (не знал), ? (не понял), V (хочу узнать больше).

Теперь добавим в банк данных на доске – справа; у ребят – колонка «Узнали»), что мы узнали из параграфа 31.

Записи на доске:

Слева:

Справа:

(Записано то, что говорили учащиеся до чтения параграфа учебника)

Звуки речи – это самые маленькие единицы языка.

Звуки мы слышим и произносим.

Буква – это знак азбуки.

Буквы мы пишем.

Звуки, различающие смысл слова, называются фонемой.

Фонетика изучает звуки речи.

Обозначение звуков речи на письме изучает графика.

  1. Физкультминутка.
  2. Теперь откроем учебник («Практика») на стр. 119 и посмотрим, как делается звуковая запись слов (транскрипция). На доске или на карточках у ребят эти слова тоже записаны. Например: домой [дамой].

Вопрос: совпадает ли звуковой и буквенный состав слов? Какой вывод мы сделаем? Вывод можно записать в колонку «Узнали».

  1. Выполняем упр.381 письменно в тетради. Какие цели мы ставим, выполняя это упражнение? (ответы ребят). Индивидуально – работа по карточке. Дополнительно – узнать пословицу по фонетической записи.
  2. Словарная работа (запись в тетради и устное объяснение слов):

фонетика [нэ]

орфоэпия

графика

дикция

почерк

Знакомим ребят с «Орфоэпическим словарём» и с «Энциклопедическим словарём юного филолога» (книги с выставки).

Урок №2

Ход урока.

  1. Продолжим работу над темой нашего урока «Звуки речи и буквы. Алфавит». Записываем в колонку «Знаем всё, что вы, ребята, знаете по теме «алфавит». (Далее продолжаем по схеме урока №1: работа в парах, чтение теории, параграфа 33, записи).

Запись на доске справа:

Алфавит – это буквы, расположенные в определённой последовательности.

Синоним слова алфавит - …

Состав русского алфавита - …

Знание алфавита нужно для …

Происхождение русского алфавита …

  1. Последний вопрос «Происхождение русского алфавита» подробнее освещается учителем или подготовленным учеником. Ученики слушают сообщение учителя (3-4 мин., см. приложение). Учитель знакомит ребят с выставкой книг по данной теме, с плакатом: «Славянская азбука. Кириллица». (или с презентацией). В конце сообщения выступает ученик с чтением стихотворения «Как церковный грамотей в старину учил детей».
  2. Физкультминутка.
  3. Следующий этап урока – тренировочные упражнения на знание алфавита:
  1. Рассказываем (желающие) алфавит по тесту на доске (кто быстрее?)

д

м

н

о

я

й

м

е

ц

б

ь

ч

к

а

л

т

и

ш

х

в

ы

ф

г

с

ю

ъ

р

э

п

у

ё

щ

з

  1. Составляем в тетради список учащихся в классе по алфавиту.

Индивидуальные задания: составить список городов Тульской области по алфавиту (Алексин, Белёв, Богородицк, Венёв, Донской, Ефремов, Кимовск, Киреевск, Новомосковск, Одоев, Плавск, Суворов, Тула, Щёкино, Ясногорск).

  1. Выполняем упражнение 388 (Кто больше? – названия птиц, рыб, цветов – по алфавиту. Какова цель выполнения наших заданий? (ответы учащихся).
  2. Рефлексия.

Что мы сегодня узнали на уроке? Что для вас было самым интересным?

  1. Домашнее задание: параграфы 31-33, заполнить на листке колонку: «Что хотим узнать?», упр. 389, алфавит наизусть.

Приложение

Сообщение учителя по теме «Происхождение русского алфавита»:

Наш современный русский алфавит складывался постепенно на основе кириллицы. Кириллица – одна из древнейших славянских азбук (ещё древнее – глаголица). Названа она по имени славянского просветителя IX века -Кирилла.

Кирилл и Мефодий – родные братья, славянские просветители, создатели азбуки, проповедники христианства (родом из Болгарии). Они переводили Библию на славянский язык (показать страницы из Библии на старославянском языке). Кирилл и Мефодий почитаются святыми. Вот икона с изображением Кирилла и Мефодия, она находится в Софии, столице Болгарии (показать репродукцию иконы из энциклопедии «Русский язык»). В кириллице – 43 буквы. Назовём некоторые из них (см. плакат). У букв было и цифровое значение (отдельно показать значение буквы А). о некоторых буквах кириллицы до сих пор существуют пословицы (см. плакат или запись на доске, читает кто-то из учащихся). Давайте запишем некоторые в тетрадь. В словаре В.И. Даля можно узнать о буквах славянской азбуки (см., например, о буквах «юс большой», «юс малый», «ижица»).

А теперь о том, как учили детей в древнерусской школе, прочитает стихотворение… (один из учащихся читает подготовленное стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей»).

Ребята, что мы можем записать в колонку «Узнали»? по теме «Происхождение русского алфавита»?

Ответы учащихся:

- Русский алфавит основан на кириллице.

- Кириллица – славянская азбука, названная по имени болгарского просветителя Кирилла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Звуки и буквы. Закрепление знаний".

Закрепление умения находить в словах орфограммы (место несовпадения звука и буквы). Развитие орфографической зоркости.Активизация тематического словаря.Развитие диалогической речи: умение определить т...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...

Конспект урока русского языка на тему "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему  "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование"....