Урок русского языка на тему "Гласные И-Ы после Ц".
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Урок проводится в 5 классе, отрабатываются навыки орфографической зоркости в отношении представленной орфограммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_i_y_posle_c.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы Гимназия №1518
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ
"БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»
АВТОР: КУТЯВИНА ИРИНА ГЕННАДИЕВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: "Буквы и-ы после ц»
ЦЕЛИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило “Гласные буквы и - ы после ц”; указать, что наличие звука ц также является “сигналом” орфограммы;
- РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание любви к русскому языку, сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Задачи урока:
Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц». Формирование культуроведческой компетентности через содержание и организацию учебного занятия.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ:
Данный урок – урок объяснения нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.
Использованы УМК:
1.С.И. Львова, В.В. Львов Русский язык: Учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений – М.: «Мнемозина», 2009.
2. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе. – М.:
Издательский дом «Генжер», 2009
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
- ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА СЛАЙД № 3- 6
- Учитель:
- Свой урок мы начнём с лингвистическоё разминки, которая поможет вспомнить значение и написание слов с непроверяемыми орфограммами.
Лицо, руководящее оркестром или хором
Опытный, бывалый, испытанный в боях воин
Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира
- Запишите эти слова в свой словарик и запомните, как они пишутся. Устно составьте с ними предложения
- НЕМНОГО ИСТОРИИ СЛАЙД № 8
В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами».
- ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА СЛАЙД № 7
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
- Расскажите об условиях написания букв И –Ы после Ц.
- Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило. /Работа с учебником/
- ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ - ИСКЛЮЧНИЯМИ. СЛАЙД №9
- Это предложение поможет вам, ребята, запомнить слова – исключения.
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»
- Повторное чтение правила по учебнику самостоятельно.
ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:
- Какие условия написания буквы И после Ц вы узнали?
- Когда пишется буквы Ы после Ц?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
- Пришло время закрепить полученные знания. У вас на партах лежат рабочие листы. Задание 1 - распределительный диктант: заполните таблицу заданными словами, объясняя выбор написания
1.РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ СЛАЙД № 10
2.ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ, В ОТГАДКАХ ОБОЗНАЧЬТЕ ОРФОГРАММУ СЛАЙД № 11
3. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ СЛАЙД № 12
4. БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ СЛАЙД № 13 – 14
Ц..ферблат Проказниц..
Ц..тировать Революц..я
Ц..плячий Ц..клон
Лекц..я Ц..ганские
Синиц..н Акц..я
5. ПРОВЕРЬ СЕБЯ СЛАЙД № 15
6. ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ СЛАЙД № 16
А)Ра..писание
Бе..болезненный
Во..стание
И..парение
Б)Р..стение
Прор..сли
Отр..сль
Выр..щенный
В)Ра..брелись
Ра..таял
Бе..полезно
..делать
Г)Ц..тата
Ц..пячий
Лекц..я
Ц..клоп
7. ИГРА «ЭРУДИТ» СЛАЙД №17
Составьте слово
Прилетел (приставка)
Земля (корень)
Вилять (суффикс)
Решаешь (окончание)
Светится (постфикс)
- составьте с данным словом предложение, употребив в нём слово с изученной орфограммой.
/Например: На арену цирка приземляется воздушный акробат./
8. ВСТАВЬТЕ НУЖНУЮ БУКВУ, ГРАФИЧЕСКИ ОБОЗНАЧЬТЕ ИЗУЧАЕМУЮ ОРФОГРАММУ СЛАЙД № 18
1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.
9. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ СЛАЙД № 19
1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:
А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.
2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:
А) ц..кнуть; Б) ц..новка;
В) ц..плёночек; Г) уц..питься.
3. В какой группе слов пишется И:
А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.
Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СЛАЙД № 20
1. Составьте текст из 7-10 предложений, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму «Буквы и – ы после ц». Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте.
2. Упражнение 698.
VI. РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ» СЛАЙД № 21
Я понял, что…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Нужно выучить…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Презентация к уроку русского языка. Тема: "Буквы О-Ё после шипящих и Ц".
Презентация к уроку русского языка....
Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"
Класс 6Предмет русский языкТема Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...
Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».
Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...
Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"
На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов. Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...
Технологическая карта урока русского языка «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».
Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникатив...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа
Предлагается информационный и дидактический материал, задания для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....