Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки гласные и согласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кулясова Ольга Константиновна
 
   Данный урок русского языка «Звуки гласные и согласные» разработан для 5-ых классов при изучении темы «Фонетика» Тип урока - повторение.
На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному закреплению знаний учащихся и овладению навыками правописания, поддержать их здоровье и эмоциональное благополучие.  На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска новых способов формирования правописания. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 5 класс

Тема урока: Звуки гласные и согласные

Цель деятельности учителя: создание условий для развития лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся в процессе освоения понятия о фонетике, об образовании гласных и согласных звуков

Планируемые результаты:

Предметные – воспринимают звучащий текст, звучащее слово на слух; пользуются знаками фонетической транскрипции, сопоставляют орфографическую и звуковую запись слов

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания (демонстрация рисунков)

III. Работа по теме урока

  1. Фонетическая разминка

*Сколько одинаковых звуков в словах  свой, овсяный? (й)

*3 человека у доски: сосчитать количество букв и звуков и поставить знак больше или меньше

      счастье                      ящик                             грустные

        б  з                             б  з                                   б  з

  1. Формулирование темы и целей.

- Почему количество букв и звуков в слове может не совпадать?

- Чем отличаются звуки от букв?

- В каком разделе лингвистики изучаются звуки?

- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на уроке? Сформулируйте тему.

- Что мы должны вынести из урока? Что понять и чему научиться?

      3.  Словарно-орфографическая работа.

- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.

Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

Микрофон (прибор для усиления голоса);

Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

Фонотека (собрание звукозаписей);

Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);

Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);

Патефон (граммофон с рупором).

- Но в русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).

4. Игровой момент

- Давайте поиграем с вами.

1 ряд – выньте 1 звук

2 ряд – измените 1-й звук

3 ряд – добавьте 1 звук

Склон -  слон

чайка – гайка

Клад - склад

полк

лапа

тепло

шар

беда

усы

экран

укус

- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

Что происходит со словом, если в нем поменять звук? 

*Определение роли гласных и согласных звуков

- Напомните, на какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

- Чем они отличаются?

- Я сегодня на своем столе нашла интересное письмо от звуков речи. Послушайте:

“Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”

- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.

В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

Ио и ео оая
Еёая ыа.

Зимой и летом стройная
Зелёная была.

- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? 
(Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
- Как же мы ответим на письмо?

Физминутка (нарисовать головой или всем телом все гласные звуки)

IV. Закрепление и работа над пройденным материалом

*Инд. задание для Богачевой Ю., Лебединской Ю., Сотникова Д., Роганина Д., Жигарева Н.: дать характеристику звукам: гласный или согласный.

*Задание в группах:

1) расположить предложения в правильном порядке и записать полученный текст;

2) анализ этого же текста (тема, основная мысль, стиль речи, тип текста, олицетворения);

В королевстве звуков русского языка  дружно жили гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Всего в королевстве было 33 жителя: 10 гласных звуков и 23 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг к  другу в гости. И каждый раз, когда они гостили друг у друга,  происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов. Согласные звуки не просто дружат с гласными — они с ними всегда и во всем «соглашаются».

3) выписать слова, в которых количество гласных и согласных звуков совпадает (языка, фонетики, жили домики, были, жителя, стоило, руки и т.д.)

V. Итог урока.

Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

На какие две группы делятся звуки речи?

В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?

Каких звуков больше: гласных или согласных?

VI. Рефлексия

Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

VII. Домашнее задание: упр.190 или 192, зашифровать слово, т.е сделать транскрипцию любого слова для разгадывания в классе.

В королевстве звуков русского языка  дружно жили гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Всего в королевстве было 33 жителя: 10 гласных звуков и 23 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг к  другу в гости. И каждый раз, когда они гостили друг у друга,  происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов. Согласные звуки не просто дружат с гласными — они с ними всегда и во всем «соглашаются».

В королевстве звуков русского языка  дружно жили гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Всего в королевстве было 33 жителя: 10 гласных звуков и 23 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг к  другу в гости. И каждый раз, когда они гостили друг у друга,  происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов. Согласные звуки не просто дружат с гласными — они с ними всегда и во всем «соглашаются».

В королевстве звуков русского языка  дружно жили гласные и согласные звуки.

У каждого звука был свой домик.

У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий.

 Всего в королевстве было 33 жителя: 10 гласных звуков и 23 согласных.

Они жили дружно и часто ходили друг к  другу в гости.

И каждый раз, когда они гостили друг у друга,  происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Согласные звуки не просто дружат с гласными — они с ними всегда и во всем «соглашаются».

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выберите фразеологизм или пословицу,которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Урок содержит разнообразный словарно-орфографический и игровой материал по теме "Фонетика" и нацелен на введение в лексикон обучающихся  термин “фонетика”. Дает  понятие об образовании гласн...

Урок по русскому языку на тему: "Звуки гласные и согласные"

Данный урок является последним при изучении раздела "Фонетика"....

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных и согласных в приставках"...

УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Презентация предназначена для систематизации и закрепления знаний по теме "Фонетика"...

Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме "Правописание гласных и согласных в разных морфемах"

Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме "Правописание гласных и согласных в разных морфемах"...