Рабочая программа курса дополнительного образования "Русский на 5" 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Крылова Светлана Васильевна

Рабочая программа кружка «Русский язык на 5» по русскому языку предназначена для дополнительного образования  учащихся 9 класса и нацелена на подготовку обучающихся к ОГЭ по русскому языку, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Полх-Майданская средняя школа»

Рабочая программа

кружка

«Русский язык на 5»

Классы: 9

Срок освоения: 1 год

Программа кружка

«Русский язык на 5»

 Статус документа

Настоящая программа кружка «Русский язык на 5» по русскому языку предназначена для дополнительного образования  учащихся 9 класса и нацелена на подготовку обучающихся к ОГЭ по русскому языку, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика кружка

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в  9 классе  формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Кружок «Русский язык на 5» для обучающихся 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит учителя перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, но и уровень компетентности.

Подготовка к ОГЭ – процесс специфический и имеет массу особенностей. Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: 1) лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную.

Цель кружка: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

-Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку.

-Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков.

-Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

-Формирование умений   осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовать необходимую информацию.

-Применение полученных знаний и умений в речевой практике.

        

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

-Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания

-Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания

собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

-Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке и овладение  навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

-Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладение русским речевым этикетом.

 Задачей кружка является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

            Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

Программа кружка «Русский язык на 5» состоит из трех основных разделов:

1.Сжатое изложение (задание 1)

2. Сочинение (задание 9.1, 9.2, 9.3)

3. Задания 2-8

Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  •         умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  •         умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении, его структуре и особенностях, так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

Подготовка к решению  заданий 2-8

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом.

Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста.
Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи.
Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. 
Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи). Оформление прямой и косвенной речи.
Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания.
Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание)
Задание 5. Синтаксический анализ предложений.
Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Простые предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями.
Сложные предложения: ССП, СПП, БСП.
Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы (союзные слова).
Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) по  эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).
Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.
Задание 6. Анализ содержания текста
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста.
Задание 7. Анализ средств выразительности.
Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
Задание 8Лексический анализ слова, предложения, текста.
Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

        В качестве учебного пособия используется для данного курса учебное пособие Н.А.Сениной, С.В. Гармаш. Русский язык. ОГЭ-2022. Тематический тренинг. 9 класс. – М.: Легион, 2020: Сениной, Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки. – М.: Легион, 2021. Цыбулько. ОГЭ-2022. Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ. 

Планируемые результаты

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Основное содержание

  1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2020 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

  1. Текст. Сжатое изложение (5 часов).

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

  1. Текст. Сочинение (8 часов).

Критерии оценки сочинения. Структура сочинения. Формулировка тезиса сочинения- рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения. Критерии оценки задания.

  1. Выполнение  заданий 2-8 (17 часов).

Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста.Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста.Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания.
Задание 5. Синтаксический анализ предложений.Задание 6. Анализ содержания текста
Задание 7. Анализ средств выразительности.
Задание 8Лексический анализ слова, предложения, текста.

  1. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).

Диагностическая работа. Анализ ошибок.

Календарно-тематическое планирование

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

9 класс (34 ч.)

Тема

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Введение. Значение курса, его задачи

2

1

Особенности ОГЭ-2020 по русскому языку: цели, содержание, структура, учебные пособия. Демоверсия.

1

7.09

2

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Заполнение бланков экзаменационной работы.

1

14.09

Текст. Сжатое изложение (задание 1)

5

3

Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение.

1

21.09

4

Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия. Отработка приема ИСКЛЮЧЕНИЕ.

1

28.09

5

Приемы сжатия. Отработка приема ОБОБЩЕНИЕ.

1

5.10

6

Приемы сжатия. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

1

12.10

7

Написание сжатого изложения

1

19.10

Сочинение (9.1,9.2,9.3)

8

8

Виды сочинений.  Критерии оценки. Структура сочинения.

1

26.10

9

Учимся формулировать тезис.

1

9.11

10

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

1

16.11

11

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из   жизненного опыта.

1

23.11

12

Учимся писать вывод сочинения.

1

30.11

13

Создание сочинения-рассуждения.

1

7.12

14

Создание сочинения-рассуждения.

1

14.12

15

Создание сочинения-рассуждения.

1

21.12

Подготовка к решению  заданий 2-8

16

16

Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста. Правописание приставок, корней.

1

28.12

17

Правописание суффиксов, окончаний разных частей речи.

1

11.01

18

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

1

18.01

19

Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста. Знаки препинания в простом предложении.

1

25.01

20

Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).

1

1.02

21

Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи.

1

8.02

22

Оформление прямой и косвенной речи.

1

15.02

23

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания. Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях.

1

22.02

24

Задание 5. Синтаксический анализ предложений.  Количество грамматических основ.

1

1.03

25

Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

1

8.03

26

Задание 6. Анализ содержания текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста.

1

15.03

27

Задание 7. Анализ средств выразительности. Тропы. Фигуры речи.

1

22.03

28

Анализ средств выразительности. Тропы. Фигуры речи.

1

5.04

29

Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста. Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов

1

12.04

30

Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова.

1

19.04

31

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

1

26.04

Заключение. Итоговый контроль

3

32

Диагностическая работа в форме ОГЭ.

1

3.05

33

Диагностическая работа в форме ОГЭ.

1

10.05

34

Анализ ошибок

1

17.05

Материалы, размещенные на сайтах

-www:fipi.ru:

- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2017 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2013 г.;

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.

- www1.ege.edu.ru/g

  1. Перечень учебно-методического обеспечения
  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по русскому языку
  2. Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. ОГЭ-2022. Тематический тренинг. 9 класс. – М.: Легион, 2021
  3. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки. – М.: Легион, 2020.
  4. Цыбулько. ОГЭ-2023. Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ. 

Словари и справочники

  1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
  2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
  3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
  4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
  5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
  7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
  8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" 6 класс

Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" для 6 класса с пояснительной запиской, содержанием, КТП на 34 часа...

Рабочая программа курса дополнительного образования по информатике "Информатика для всех" для учащихся 1-х классов

Рабочая программа составлена на основе программы и учебника-тетради ”Информатика в играх и задачах” 1 класс,  А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова и рассчитана на 1 час в неделю....

Рабочая программа курсов дополнительного образования по обществознанию "Человек и общество" 9 класс

.Рабочая программа составлена для занятий с одаренными учащимися в Центре дополнительного образования. Обществознание 9 класс....

Рабочая программа курса дополнительного образования по английскому языку для учащихся 6 классов "With English around the World"

Рабочая программа курса дополнительного образования по английскому языку "With English around the World" для учащихся 6 классов составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 8 класс

В этом разделе представлена рабочая программа курса «Просто о сложном» по предпрофильной подготовке учащихся 8 классов, посвященный основным понятиям  современной математики – ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 10 класс

                                          Данный курс по математике " Просто о слож...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...