Программа внеурочной деятельности "Увлекательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку
Программа внеурочной деятельности "Увлекательная грамматика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_uvlekatelnaya_grammatika.docx | 43.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика»
(6-7 класс)
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности под редакцией Д.В.Григорьева по направлению Художественное творчество подростков
— М.: Просвещение, 2013.
Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку.
Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по языку располагает учитель во внеклассной работе.
Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.
Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.
Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по русскому языку является кружок. Занятия в кружке пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.
Кружок «Увлекательная грамматика» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Содержание и методы обучения программы «Увлекательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Необходимость разработанного нами кружка заключается в желании школьников узнать нечто новое о русском языке.
В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета и регионального компонента.
Основные цели программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
-расширение знаний и представлений о литературном языке;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
2.Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
Программа ориентирована на УМК под редакцией С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 7 класс».
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.
Программа «Увлекательная грамматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
3. Место курса в учебном плане
Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Данная программа рассчитана на учащихся 7-х классов.
Срок ее реализации - 1 год.
Форма организации - кружок.
Курс рассчитан на 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
5.Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
Номер темы | Раздел, тема | Количество часов | Дата | Корректировка | ||||
1 | Язык и речь - чудо из чудес. | 1 | ||||||
2 | Необычные правила есть в русском языке. | 1 | ||||||
3 | Путеводные звёзды орфографии. | 1 |
4 | Если матрёшки не откликнулись… | 1 | ||||||
5 | Ъ и Ь – смягчение иль разделение? | 1 | ||||||
6 | Хитрый звук «йот» | 1 | ||||||
7 | Слова-тёзки. | 1 | ||||||
8 | Различай и отличай. | 1 | ||||||
9 | Поиск нужного слова. | 1 | ||||||
10 | Многословие. | 1 | ||||||
11 | Каламбур и многозначность.
| 1 | ||||||
12 | Тайно слово родилось. | 1 | ||||||
13 | Судьба слова. | 1 | ||||||
14 | Проще простого или сложнее сложного. | 1 | ||||||
15 | Согласуй меня и помни. | 1 | ||||||
16 | Работа над проектом. | 1 | ||||||
17 | Наречие как часть речи. | 1 | ||||||
18 | Образование бывает разным. | 1 | ||||||
19 | Разряд, становись в ряд! | 1 | ||||||
20 | Узнай меня по суффиксу! | 1 | ||||||
21 | Некогда или никогда? | 1 | ||||||
22 | Затруднительное состояние. | 1 | ||||||
23 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. | 1 | ||||||
24 | Употреби меня со словом. | 1 | ||||||
25 | То же, так же иль за то? | 1 | ||||||
26 | Соединю простое в сложное. | 1 | ||||||
27 | Уточню, укажу, на вопрос отвечу. | 1 | ||||||
28 | Не могу не знать - я знаю! | 1 | ||||||
29 | Будешь вежлив ты со мной. | 1 | ||||||
30 | «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» | 1 | ||||||
31 | Заговори, чтоб я тебя увидел. | 1 | ||||||
32 | «Стильная речь» | 1 | ||||||
33 | Типы речи или типы в речи. | 1 | ||||||
34 | Итоговое занятие за год. | 1 |
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся на базе кабинета русского языка и литературы, где для успешной реализации программы создан учебно-методический комплекс, дидактический материал, иллюстрированный материал.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| ||
1 2 3 4 5 | Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл.-М.: Просвещение, 2012. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995. Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. -М.: Просвещение, 1991. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.
| 1 1 1 1 1 |
7.Технические средства обучения | ||
1 2 3 | Экран Компьютер Мультимедийный проектор | 1 1 1 |
8. Планируемые результаты
- Учащиеся получат представление о языке как национальном достоянии и неотъемлемой части мировой культуры,
- приобретут интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- Учащиеся получат начальные представления об истории происхождения слов и устойчивых оборотов;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего портфолио,
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения
- получат представление о структуре публичного выступления
- приобретут навыки в умении договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
- задавать вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «Занимательная грамматика»
I. Пояснительная записка Успешное овладение знаниями во время обучения в основной общей школе невозможно без интерес...
Программа внеурочной деятельности в 5 классе "Занимательная грамматика"
Данная программа позволит повысить мотивацию пятиклассников к изучению русского языка....
"Английская грамматика" программа внеурочной деятельности для уч-ся 6 классов
Программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 6-х классов по внеурочной деятельности по ФГОС....
рабочая программа внеурочной деятельности " В мире английской грамматики" для 6 класса
Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения школьников. Особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности. Програма ...
Программа кружка внеурочной деятельности "Грамматика на пять"
Рабочая программа «Грамматика на пять » для 7 класса составлена на основе- федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, - ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Английская грамматика для общения"
Курс рассчитан для учащихся 7-х классов. Освещает часто встречающиеся грамматические структуры в разговорной речи....