Урок русского языка в 9 классе . Подготовка к написанию сочинения 9.3.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Урок русского языка в 9 классе . Подготовка к написанию сочинения 9.3.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Учитель: Овчинникова В.В.
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.3). Работа с определением.
Тип урока: урок развития речи
Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.
Цель урока: развивать навыки написания сочинения-рассуждения на морально – этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3); выстроить алгоритм работы над сочинением; учить анализировать готовые сочинения, применяя критерии проверки 9.3., создать проект сочинения 9.3. по нравственному понятию «Равнодушие»
Задачи урока:
образовательные:
- расширять и углублять знания о структуре сочинения-рассуждения в формате ОГЭ
- развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;
- развивать умение собирать и систематизировать материал для сочинения;
- развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;
- развивать умения применять критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3.;
- расширять и углублять знания о нравственных понятиях;
воспитательные:
- прививать любовь к слову, языку;
- формировать умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
- помочь учащимся осознать, что такое равнодушие; донести до детей мысль о том, что равнодушие – это отрицательное нравственное качество человека
- формировать такие нравственные качества учащихся, как доброжелательность, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, сострадание.
развивающие:
1) развивать речевую культуру учеников, творческую и мыслительную активность
2) развивать память учащихся и умение пересказывать;
3) отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.
3) развивать умение интерпретировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста, всего текста в целом;
4) формировать умение проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста
Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа,
индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ. Самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, видеофрагмент, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания
Ход урока
I. Организационный. Этап постановки целей урока и мотивации.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Настройтесь на работу! Садитесь!
На экране три эпиграфа:
Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово.
В.Литвинов
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.
М. Горький
Чтобы научиться писать, надо писать!
Д.Лихачев
Вопрос классу:
-Что объединяет все эти высказывания? (ответы детей)
- Так какой у нас сегодня урок? Какова тема урока? (ответы детей)
Учитель:
-Действительно, сегодня у нас урок развития речи, будем готовиться к написанию сочинения (тема урока открывается на слайде презентации).
- Давайте вспомним, какие виды сочинений включены в КИМ по русскому языку? (ответы детей)
Учитель:
-Действительно, формат экзамена предлагает нам 3 темы сочинения: 9.1.- лингвистическая тема, 9.2. - сочинение по тексту (аналитическая) и 9.3.- сочинение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.
- Сегодня мы работаем над сочинением 9.3.
- Как вы думает, что нам необходимо знать и уметь, чтобы успешно написать сочинение-рассуждение? (Ответы детей: структуру сочинения, критерии оценивания, нравственные понятия, умение читать и анализировать текст и умение приводить аргументы).
- Какие цели перед собой поставим?
1.Вспомнить требования к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ;
2.Повторить структуру, план сочинения-рассуждения, критерии оценивания;
3.Работать над лексическим значением слов и понятий;
4.Подготовиться к написанию сочинения, научиться строить рассуждения
5.Анализировать проделанную работу.
II. Актуализация имеющихся знаний и пробное учебное действие.
Работа в группах
Задание №1:
Вспомните структуру сочинения-рассуждения (на столах разрезанные этапы сочинения) – необходимо их расположить по порядку.
Представитель от группы выходит к доске и прикрепляет свой этап. (1 гр.-тезис и определение; 2гр. – 1 аргумент; 3гр. -2 аргумент; 4гр. – вывод)
На доске выстраивается схема-памятка:
1. Вступление. Тезис -определение предложенного в задании слова.
2. Комментарий определения.
3. Первый пример – аргумент из текста + комментарий.
4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.
5. Вывод.
Фронтальный опрос:
- Что представляет собой тезис, определение понятия и комментарий? (Тезис- это положение, утверждение, которое требуется доказать + его пояснение своими словами)
- Что такое аргументы? Из текста и пример из жизненного опыта?( Аргументы- это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.)
- Является ли пример из литературы примером из жизненного опыта? (Да)
- Что такое вывод? (Вывод- это заключение, итог проведенного рассуждения)
Задание №2: Анализ текста 1.
- анализ сочинения – надо определить границы этапов. (Совместная работа в группах, ответы фиксируются на доске напротив каждого этапа)
Доброта — это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, проявление любви ко всему живому. Доброта спасает нас в трудные минуты жизни, делает нас лучше. Докажу это примерами из текста А.А. Лиханова и из жизненного опыта.
В тексте мальчик Федя переехал из своего поселка, который разрушили, дом пошел на слом, осталась одна голубятня. И тут ему сообщают, что и ее нужно ликвидировать… Федя после такой новости долго не мог прийти в себя, потом стал прощаться с голубями (предложения 12-16). А после он поджег голубятню, но не смог бросить птиц: «Голуби! Разве их можно бросать? Разве он имел такое право? Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. Он отвечает за голубей». Поведение мальчика, его мысли, чувства — все это говорит о его доброте. Федя проявлял любовь, сострадание к этим птицам.
Говоря о доброте, я сразу вспоминаю Дину, героиню рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Она тоже стремилась делать добро по отношению к Жилину, отзывалась на его просьбы, рискуя, помогла ему выбраться из плена. Благодаря ее доброте Жилин вернулся на родину.
Таким образом, доброта- это стремление делать добро, отзывчивость, проявление любви.
- Как бы вы оценили данное сочинение? Вспомним критерии оценивания (слайд)
Задание №3: Анализ текста 2. Критерии оценивания сочинения 9.3.
№2 Совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Докажу это примерами из текста Р. Погодина и из своего жизненного опыта. – 1б
В приведенном отрывке мальчик Мишка поступил подло: отобрал у Коли Григорьева альбом, который он собирался подарить учительнице. Мишка скомкал первую страницу альбома, вырвал из него картинки и раздал их ребятам, а самого Колю обозвал подхалимом. Но потом мальчишка понял, что поступил плохо, особенно когда узнал, что этот альбом Коля хотел подарить старенькой учительнице в благодарность за то, что она помогала ему с уроками во время его болезни. В Мишке вовремя заговорила совесть, поэтому ему удалось многое исправить. – 2б (аргумент из текста)
Таким образом, совесть — это наш внутренний судья, наш внутренний голос, который помогает нам понять, что мы совершили или можем совершить плохой поступок. Главное, вовремя прислушаться к нему, чтобы избежать негативных последствий.
- Анализ сочинения по критериям: - Что отсутствует? (комментарий к понятию; нет аргумента из жизни); С3К3 – 2б; С3К4 – 1б (отсутствует аргумент) – ВСЕГО – 6 баллов
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель:
- Ребята, скажите, что на ваш взгляд, самое трудное в сочинении 9.3? С чем могут возникнуть особые трудности? (с определением понятию) Что такое мечта? Жизненные ценности? Фантазия? Настоящее искусство? Авторитет, воображение, внутренний мир? Нравственный выбор и т.д. Всё это - возможные темы сочинений. Учёные говорят, что проще всего дать определение существительному, обозначающему конкретные предметы, труднее объяснить смысл абстрактного существительного, а именно такие слова и даются на экзамене.
Есть такое понятие «боязнь чистого листа», когда человек не знает с чего начать, боится, что может не получиться или получится плохо. Сегодня мы постараемся побороть этот страх и научимся способам, которые помогут вам начать сочинение 9.3.
Но прежде нам нужно определиться с понятием, над которым мы будем работать сегодня. Посмотрите на экран. ( Просмотр видеоролика)
Учитель:
- Так с каким понятием мы будем работать сегодня? ( безразличие, равнодушие)
-Ребята, если бы вас попросили изобразить равнодушие (в виде скульптуры или рисунка, например), как бы вы это сделали? (ответы детей)
Учитель:
-В самом центре Москвы в парке на Болотной площади расположился один из скандальных памятников столицы, который так и называется «Дети – жертвы пороков взрослых». Это целая скульптурная композиция, состоящая из 15 скульптур. Появилась она на этом месте 2 сентября 2001 года.
Автор памятника, скульптор Михаил Шемякин, говорил, что эту композицию он придумал для того, чтобы люди задумались о своей жизни и спасении будущего поколения.
В самом центре композиции находятся двое детей, мальчик и девочка, лет десяти, которые то ли играют в мячик, то ли в прятки. Рядом лежат книжки со сказками. Они не видят, что происходит вокруг, так как глаза их завязаны.
А вот окружают этих безмятежных ребятишек страшные и уродливые фигуры, олицетворяющие собой те или иные людские пороки. Они могут завладеть детскими душами и развратить их навсегда.
Лжеученость, невежество, садизм, нищета, война, беспамятство и др. А в самом центре фигура Равнодушия в виде саркофага (саркофаг – потому что равнодушный человек – человек с мертвой душой) с четырьмя руками. Двумя из них она затыкает уши, а две других скрещены на груди в знак безразличия к происходящему. Глаза её закрыты.
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Учитель:
- Ребята, давайте сформулируем определение сострадания. Чтобы это сделать вам было легче, я познакомлю вас со способами толкования слов.
Дать толкование слова – это значит раскрыть понятие, дать характеристику, сказать другими словами, определить смысл слова.
(Слайд) СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
- 1) Описательный способ - раскрытие содержания понятия через родовое понятие и отличительных признаков этого понятия. Каждое из искомых определения можно отнести к группе: термин, понятие, качество, свойство, состояние, нравственная характеристика. Доброта - это качество человека, который искренне и бескорыстно желает сделать что-нибудь хорошее другому. Или Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим
- Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих лексическое значение слова. Добрый человек – любящий, чуткий, заботливый, способный к сопереживанию
- Отрицательного определения (с помощью антонимов). Это путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют. Добрый человек – тот, кто лишён чёрствости и эгоизма.
- Отсылочный способ. Милосердие – то же , что сострадание
V. Первичное усвоение новых знаний
Задание для групп: каждой группе дается таблица с готовыми определениями, задача - соотнести понятие и способ его толкования
Значение слова/понятия | Способы толкования значения слова |
1. Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий, бессердечный, безразличный, безучастный, невнимательный. | А. Способ отрицательного определения |
2. Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота. | Б. Синонимический способ |
3. Равнодушие - это отрицательное нравственное качество человека, которое заключается в нежелании помочь кому-либо, в игнорировании чьих-либо интересов. | В. Отсылочный способ |
4. Равнодушие -отсутствие у человека сопереживания, сочувствия, сострадания, душевного тепла по отношению к окружающим. | Г. Описательный способ |
Проверка по ключу (слайд)
Ключ: 1Б 2В 3Г 4 А
VI. Включение в систему знаний.
Учитель:
- Достаточно ли дать определение понятию, чтобы получить максимальное количествово баллов – 2 ? Вернитесь к критериям оценки, посмотрите на структуру сочинения (на доске) (нет, нужен еще комментарий)
- Что такое комментарий? Комментарий, самое главное, должен подходить к вашим последующим аргументам. Как его написать? Можно раскрыть актуальность рассматриваемого термина (например, милосердие – это то, чего не хватает в современном обществе) , это может быть анализ многозначности понятия (любовь, бывает разная, например…) или соотнесение с другими понятиями.
Вспомним ролик, который я показала вам в начале урока. "Нам всё равно / We couldn't care less" Артём Шамбалёв его автор. Эта короткометражка была создана специально, чтобы показать, в каком мире безразличия мы живём. Как вам кажется, в чем заключается идея ролика? ( идея ролика заключается в том, что люди, равнодушные к чужой беде, сами могут оказаться на месте тех, кому нужна будет помощь. И очень страшно, что помощь может и не прийти. А значит – нужно помогать людям, не проходить мимо чужой беды, иначе ты сам становишься соучастником преступления).
Ребята, а как вы думаете, почему человек проявляет равнодушие к беде, страданиям, проблемам другого? ( нежелание загружать себя проблемами - черствость души и сердца-эгоизм, - неспособность людей к милосердию и сочувствию).
- Я хочу вас познакомить со стихотворением. Прочитаем его выразительно. (слайд)
Сколько их, равнодушных вокруг?
Что чужую беду не заметив,
Безучастно пройдут, вспомнив вдруг,
Что добра не бывает на свете.
Равнодушие - душам вредит,
В нём душа загнивает и тлеет.
Для бездушных, жизнь словно кредит,
Жизнь живут, но она их не греет.
-Какие слова\словосочентания из стихотворения могут пригодиться вам для формулировки определения и комментария? (чужую беду не заметив, безучастно пройдут, равнодушие - душам вредит, в нём душа загнивает и тлеет)
V II. Творческая практическая деятельность учащихся
Задание: Теперь, ребята, попробуйте написать комментарий, в помощь вам содержание ролика, строки из стихотворения, все ваши мысли, возникшие после)
Самостоятельная работа.
Заслушать несколько комментариев.
Пример ответа: Равнодушие – это негативное качество личности, которое характеризуется безразличным отношением к чужим бедам и неприятностям. Это очень опасное свойство, потому что равнодушные люди наносят пусть не прямой, но косвенный вред жертвам жестокости, находящимся в опасности. Поэтому всегда, являясь свидетелем какого-либо происшествия, необходимо помочь человеку или животному, находящемуся в беде
VIII. Рефлексия
- Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.
Я познакомился...
Было непросто...
У меня получилось...
Хотелось бы...
IX. Комментирование домашнего задания.
(Вернуться к схеме-памятке по структуре сочинения, которую составили в начале урока).
Учитель:
- Ребята, посмотрите на схему. Как видите, мы только в самом начале пути работы над сочинением, сегодня разобрали только первый пункт (понятие и комментарии). Дома вы прочитаете текст Ю.П. Вяземского и попробуете пойти дальше: приведёте аргумент из текста на тему «равнодушие», подумаете, в каких произведениях художественной литературы также поднимается эта тема.
X. Итог урока. Выставление оценок.
Всем спасибо за работу. Закончить наш урок мне хотелось бы словами:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас состраданье,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправданье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...
Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий
Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...
Факультативное занятие по русскому языку 9 класс. Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Материал, который предложен учащимся на факультативе, дает возможность отработать правильное построение сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, углубить знание в изучениии трех видов рассуждени...
Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).
Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс "Подготовка к ЕГЭ: сочинение - рассуждение".
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение» содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения на экзамене, а также задания и метод...
конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...