Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комментариями для учеников и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме “Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе» с применением личностно-ориентированных технологий
1. Организация урока, цели урока.
Класс - 9-ый (общеобразовательный).
Тип урока - обобщение изученного материала.
Тема лингвистическая - особенности художественного стиля речи.
Тема коммуникативная - тема красоты родной природы в рассказе А.Онегова
Тема по развитию речи - способы сжатия текста.
Технология урока - технология педагогически мастерских и технология критического мышления.
Средства обучения - дидактический материал - рассказ А.Онегова «Вода, настоянная на чернике», таблица «Особенности художественного стиля речи», памятка с определениями средств выразительности, орфографические словари, портрет писателя, фотографии цветов и цветущих кустарников. Цели урока.
- Познавательные:
а) повторить ранее изученные сведения об основных особенностях художественного стиля речи; повторять попутно: средства выразительности, знаки препинания в сложных предложениях;
б) продолжить отрабатывать навыки сжатия текста.
- Практические:
а) закрепить умение определять средства выразительности;
б) сформировать умение сжимать текст художественного стиля.
- Общепредметные:
а) воспитывать:
- интерес к предмету в ходе освоения темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему красоты родной природы в рассказе А.Онегова;
- языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности;
- нравственные качества школьников; способность вырабатывать эмоциональное отношение к нравственным понятиям; эстетическое восприятие рассказа о природе;
б) развивать: память, логическое мышление, речь, способности, волю, эмоции;
в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.
- Ход урока
- Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжим обучение сжатому изложению текста. Особенность сегодняшнего урока состоит в том, что мы будем готовиться к написанию сжатого изложения художественного текста.
- Индуктор. Учитель предлагает детям фотографии, иллюстрации с изображениями цветущих кустарников, лесных цветов, рыб, озёр, лесов России.
— Ребята, посмотрите на иллюстрации и фотографии и выберите наиболее понравившуюся. В течение 5 минут вам необходимо создать небольшой текст по этой фотографии.
- Социализация. Ученики в группах читают созданные тексты, затем лучшие работы читаются в классе.
Вопросы к учащимся:
— Ребята, в каком стиле созданы все тексты? (В художественном) —Попробуйте доказать это, пользуясь сведениями из таблицы «Особенности художественного стиля речи».
Ученики, опираясь на таблицу, приводят примеры из своих текстов.
Цель высказывания | Сфера применения | Основная функция | Средства языка |
Воздействие на мысли и чувства читателей | Произведения художественной литературы | Эстетическая | Разнообразные средства художественной выразительности |
Обобщение и систематизация на основе таблицы.
Учитель предлагает ученикам прослушать текст, листочки с текстом раздаются обучающимся после прочтения учителем.
Озеро встретило меня настороженной, неласковой, неприветливой тишиной. Это было глубокое, дикое озеро северной тайги.
Я знал, что в этом озере жили голубые окуни. Они жили на глубине, среди камней, и даже на поиски пищи никогда не заходили в мелкие, заросшие заливы. Вода, которую избрали себе голубы окуни, рыбаки называли лёгкой. Такая вода хранила свежий запах черники и приносила уставшему человеку бодрость. Скорей всего это была даже не вода, а крепкий настой ягодного листа. Этот настой можно было согреть на костре и долго пить вместо чая. Эту воду приносили в озеро таёжные ручьи, что незаметно пробирались к нему по угрюмым еловым островам.
Право назвать это озеро своим приходило ко мне вместе с открытием тех тайн, которые глубокая, сумрачная вода долго не соглашалась отдать мне.
Первое молчание воды нарушила черёмуха. Белый, лёгкий цвет берегов упал в озеро и разбудил рыб. В заливах и на отмелях тут же завозились щуки.
Черёмуха отцвела, и тут же щуки исчезли. Снова вернулось молчание воды, и я опять ждал.
С рябиной снова появились щуки, и озеро рассказало мне, что для её обитателей белый цвет был сигналом к пробуждению.
Рябина отгорела не так быстро и широко, как черёмуха. Кончился июнь. И я ждал теперь, когда поднимутся над озером первые блестящие листья белых лилий. Вслед за листьями должны появиться из воды бутоны, а там и цветы. А за первыми белыми цветами к лудам (так на северных озёрах называют приподнятость дна) могут подойти голубые окуни...
...Сегодня утром раскрылась первая лилия. Она появилась не на луде, а в неглубоком ручейке, что незаметно приходил в озеро. Это была простая лилия. Она почти не напоминала собой настоящие цветы таёжных гор - она была куда меньше и неприметней, но она была первой.
Эту лилию я увожу с собой в лодке как подарок, что преподнесло мне озеро в знак расположения. Подарок был дорог, как улыбка хорошего человека, которую он отдал тебе в награду за долгую и трудную дорогу к нему. Я прошёл эту дорогу и теперь точно зал, что скоро встречусь с голубым окунем.
И тогда смело назову это озеро своим. (436 слов)
- План содержания (тема, материал, основная мысль).
— Каковы ваши первые впечатления от текста? Что вам особенно понравилось и запомнилось?
— В чём основное намерение автора? (Описать тайны лесного озера).
— Какова тема текста?( Знакомство автора с таёжным озером).
- Какова основная мысль текста? (Нужно быть внимательным и терпеливым, чтобы озеро доверило свои тайны).
— В каком стиле написан текст? Докажите.
- Попробуйте объяснить заглавие рассказа.
- Предложите свои варианты заголовка.
- План выражения (построение текста, тип речи, языковые средства).
— На сколько частей можно разделить текст? Пронумеруйте их. О чём идёт речь в каждой из них? (Рассказывается о тайнах озера)
— Определите тип речи.
— В отдельных частях найдите опорные слова, подчеркните их. Почему много глаголов, существительных и прилагательных? (Текст представляет собой описание с повествованием).
— Создайте в группах схему текста.
Учащиеся выступают перед классом, сравнивают свои схемы, дополняют их.
- Схема текста.
Озеро встретило
Я знал
Жили голубые окуни
Вода хранила свежий запах черники
Крепкий настой ягодного листа
Право назвать озеро своим приходило ко мне вместе с открытием тайн
- ЧАСТЬ
Первое молчание воды
Белый цвет упал Завозились щуки Молчание воды
Я опять ждал
Рябина отгорела
Я ждал теперь Поднимутся блестящие листья
белых лилий
Могут подойти голубые окуни
- ЧАСТЬ
Сегодня утром
Раскрылась первая лилия
Лилию я увожу с собой как подарок
Преподнесло озеро в знак расположения
Подарок был дорог как улыбка хорошего человека
Я прошёл эту дорогу
3 ЧАСТЬ '
Заключение. И тогда смело назову это озеро своим.
4. Знакомство с автором рассказа.
—Что вы можете рассказать об авторе рассказа как о человеке и художнике слова.
Учащиеся выдвигают свои предположения.
Учитель предлагает им прочитать краткие сведения о писателе и сравнить их со своими предположениями.
Анатолий Онегов окончил с отличием Московский авиационный институт по специальности инженер-механик, ракетчик, работал инженером в оборонной промышленности.
Оставил работу по специальности и поселился в каргопольской тайге под Архангельском, где в течение двух лет занимался рыболовным и охотничьим промыслами. Дебютировал в литературе серией очерков, посвящённых архангельскому лесу.
В 1967—1973 годах жил в Карелии. Опубликовал цикл очерков о карельской природе, в том числе «Карельская тропка», «Лоси на скалах», «Вода, настоянная на чернике» и другие.
Возглавлял природоведческую комиссию московских писателей, противодействовавшую правительственному проекту переброски частей стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию.
С 1991 года живёт в Ярославской области.
После знакомства с биографией Онегова учащиеся выступают перед классом и рассказывают, что нового в личности автора им открылось.
5. План.
1 .Озеро встретило меня тишиной.
- Тайны озера:
а) голубые окуни;
б) вода со свежим запахом черники.
- Белый цвет черёмухи.
- Завозились щуки.
- Я ждал первые листья белых лилий.
- Раскрылась первая лилия.
- Подарок был дорог как улыбка хорошего человека.
- И тогда смело назову это озеро своим.
— На основе текста, схемы, плана расскажите, чем дорого герою это лесное озеро.
- Работа со средствами выразительности.
Опираясь на памятку, найдите средства выразительности в данном рассказе и запишите их в таблицу.
Название | Определение | Пример из текста |
Сравнение | Троп, при котором характеристика одного предмета даётся через сопоставление его с другим предметом, осуществляемое по их сходству | Подарок как улыбка хорошего человека |
Эпитет | Художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления | Лёгкий цвет Дикое озеро Неприветливая тишина Угрюмые острова |
Олицетворение | Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ | Цвет разбудил рыб Озеро рассказало Приносили ручьи |
Метафора | Слово или выражение, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов | Рябина отгорела Я прошёл эту дорогу |
- Сжатие текста.
— Назовите приёмы сжатия текста.
— Замена, исключение, слияние.
— Расскажите подробнее, как можно применять эти приёмы.
— Можно заменить однородные члены обобщающим наименованием, фрагмент предложения синонимичным выражением, сложноподчинённое предложение простым.
— Исключить можно повторы, фрагменты предложения, один или несколько синонимов.
- При слиянии несколько предложений можно объединить в одно (Добротинина, 2009, с. 11)
Использование приёмов сжатия текста. Делать пометки в печатном варианте текса. Работа ведётся индивидуально с последующей проверкой. Учащиеся должны объяснить, почему применён именно этот приём сжатия текста. Жирным шрифтом выделен материал для слияния и обобщения, в скобках- для исключения.
Озеро встретило меня настороженной, неласковой, неприветливой
тишиной. Это было глубокое, дикое озеро северной тайги.
Я знал, что в этом озере жили голубые окуни. [Они жили на глубине, среди камней, и даже на поиски пищи никогда не заходили в мелкие, заросшие заливы.] Вода, [которую избрали себе голубы окуни,] рыбаки называли лёгкой. Такая вода хранила свежий запах черники [и приносила уставшему человеку бодрость.] Скорей всего это была даже не вода, а крепкий настой ягодного листа. Этот настой можно было [согреть на костре и долго] пить вместо чая. [Эту воду приносили в озеро таёжные ручьи, что незаметно пробирались к нему по угрюмым еловым островам.]
Право назвать это озеро своим приходило ко мне вместе с открытием тех тайн, [которые глубокая, сумрачная вода долго не соглашалась отдать мне.] Первое молчание воды нарушила черёмуха. Белый, лёгкий цвет берегов упал в озеро и разбудил рыб. [В заливах и на отмелях тут же завозились щуки.]
Черёмуха отцвела, и тут же щуки исчезли. [Снова вернулось молчание воды, и я опять ждал.]
С рябиной снова появились щуки, и озеро рассказало мне, что для её обитателей белый цвет был сигналом к пробуждению.
[Рябина отгорела не так быстро и широко, как черёмуха.] Кончился июнь. И я ждал теперь, когда поднимутся над озером первые блестящие листья белых лилий. [Вслед за листьями должны появиться из воды бутоны, а там и цветы.] А за первыми белыми цветами [к лудам ( так на северных озёрах называют приподнятость дна)] могут подойти голубые окуни...
...Сегодня утром раскрылась первая лилия. [Она появилась не на луде, а в неглубоком ручейке, что незаметно приходил в озеро.] Это была простая лилия. Она почти не напоминала собой настоящие цветы таёжных гор — она была куда меньше и неприметней, но она была первой.
Эту лилию я увожу с собой в лодке как подарок, [ что преподнесло мне озеро в знак расположения. Подарок был дорог,] как улыбка хорошего человека, которую он отдал тебе в награду за долгую и трудную дорогу к нему. Я прошёл эту дорогу и теперь точно зал, что скоро встречусь с голубым окунем.
И тогда смело назову это озеро своим.
- Повторное чтение сжатого текста.
- Запись текста школьниками в черновике, затем в чистовике.
- Проверка учащимися своей работы с орфографическим словарём.
- Проверка изложений, оценка по критериям ГИА, анализ результатов, рефлексия.
- Работа над ошибками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.
Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....
Урок русского языка в 9-х классах "Сжатое изложение"
Методическая разработка посвящена подготовке к сжатому изложению учащихся 9-х классов в рамках подготовки к ГИА по русскому языку. Работа посвящена изучению приемов сжатия текста....
Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Обучение сжатому изложению».
Презентация отражает последовательность работы с текстом художественного произведения по обучению написанию сжатого изложения....
Урок русского языка в 7 классе. Тема: Сжатое изложение «Разные братья».
Цель: формирование умения находить микротемы в тексте, «сжимать» текст;продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков;продолжить работу по обогащению словарн...
Конспект урока русского языка в 8 классе "Обучение сжатому изложению"
Тип урока: урок развития речи. Цели: Продолжить подготовку обучающихся к написанию часть С1 ОГЭ по русскому языку; обобщить знания о способах сжатия текста; развивать правильную монологическую и диало...
Конспект урока русского языка для 7 класса Тема: "Сжатое изложение по очерку К.Г. Паустовского "Обыкновенная земля"
На данном уроке педагог учит формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания, учит приемам сжатия текста и редактировать написанное, ...
Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"
Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....