Программа элективного курса по русскому языку 11 класс "Подготовка к ЕГЭ: сочинение - рассуждение".
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение» содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения на экзамене, а также задания и методику подготовки к выполнению задания 25.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.kurs_11kl.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение»
по русскому языку
11 класс
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Меркушева Н.Н.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
п.Коммунистический
2015 г.
Пояснительная записка
Направленность программы – филологическая
Рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, на изучение курса отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
Актуальность – курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникает необходимость более качественной подготовки к экзамену в форме ЕГЭ по русскому языку.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение» содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения на экзамене, а также задания и методику подготовки к выполнению задания 25.
Цель: формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение - рассуждение).
Задачи:
- достижение коммуникативной грамотности (компетенции) выпускников: умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка;
- повышение уровня общей культуры учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение её выразить, вступая в диалог с автором текста.
В соответствии с основными требованиями к выполнению 25 задания по русскому языку работа по подготовке и созданию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:
1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации, а также — при наличии специального задания — информации о языковых особенностях исходного текста;
2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;
3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Для решения первой задачи необходим многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка.
Для решения второй и третьей задач требуется четко продуманная система работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.
Организация занятий стоится на основе выполнения практической, творческой работы учащихся по разбору структуры сочинения-рассуждения, разбору заданий открытого банка
Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса.
Ученики должны
знать:
сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
структуру сочинения – рассуждения.
уметь:
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Аттестация по курсу проводится в виде тренинга в формате ЕГЭ, после чего осуществляется индивидуальная коррекция ошибок.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Проблема текста | 4 |
3 | Комментарий к проблеме | 5 |
4 | Авторская позиция | 5 |
5 | Аргументация собственной позиции | 5 |
6 | Композиция сочинения | 5 |
7 | Речевое оформление сочинения | 5 |
8 | Написание сочинений. Редактирование. Экспертиза (практикум) | 5 |
Итого | 35 |
Содержание программы.
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
2. Работа над художественным текстом при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
3. Структура сочинения – рассуждения.
4. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ сочинения.
Календарно-тематическое планирование
к элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение»
1час в неделю, всего 35 часов
Раздел | № ур | Дата проведения урока планиру- емая | Дата проведе-ния урока фактиче-ская | Тема занятия | Тип, форма занятия | Планируемые результаты (по разделу) | |
предметные | метапредметные (УУД) | ||||||
Введение | 1 | 2.09 | 2.09 | Сочинение на ЕГЭ. Структура сочинения – рассуждения. | Лекция | - Умение адекватно воспринимать и анализировать текст, создавать на основе собственное высказывание, выбирая необходимый тип и стиль речи, соблюдая нормы литературного языка; - композиционно – речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ | - выявление, осмысление и интерпретация смысловой информации; - определение личностной позиции и умение выразить её; - умение обосновывать суждения, приводить доказательства. |
Проблема текста | 2 | 9.09 | 9.09 | Типы проблем, способы выявления проблемы. | Лекция | ||
3 | 16.09 | 16.09 | Выбор, формулирование проблемы | Практическая работа | |||
4 | 23.09 | 23.09 | Анализ типичных ошибок при нахождении проблемы. | Практическая работа | |||
5 | 30.09 | 30.09 | Практическая работа. Нахождение проблемы в тексте. | Практическая работа | |||
Комментарий к проблеме | 6 | 7.10 | 7.10 | Виды комментариев. Типовые конструкции для комментирования проблемы | Лекция | ||
7 | 14.10 | 14.10 | Введение цитат в текст сочинения | Практическая работа | |||
8 | 21.10 | 21.10 | Анализ типичных ошибок | Практическая работа | |||
9-10 | 28.10 11.11 | 28.10 11.11 | Практическая работа. Вступление к сочинению –рассуждению. Написание комментария. | Практическая работа | |||
Авторская позиция | 11 | 18.11 | 18.11 | Авторская позиция. Средства выражения | Лекция | ||
12 | 25.11 | 25.11 | Типовые конструкции для выражения авторской позиции. | Комбинированное занятие | |||
13 | 2.12 | 2.12 | Формулирование авторской позиции | Практическая работа | |||
14-15 | 9.12 16.12 | 9.12 16.12 | Практическая работа. Написание вступления, комментария, позиции автора к тексту. | Практическая работа | |||
Аргументация собственной позиции | 16 | 23.12 | 23.12 | Виды аргументов | Лекция | ||
17 | 13.01 | 13.01 | Структура аргумента | Лекция | |||
18 | 20.01 | 20.01 | Отработка навыков аргументации. | Практическая работа | |||
19-20 | 27.01 3.02 | 27.01 3.02 | Комплексный анализ текста. | Практическая работа | |||
Композиция сочинения | 21 | 10.02 | 10.02 | Композиция. Соотношение и последовательность частей сочинения | Лекция | ||
22 | 17.02 | 17.02 | Средства связи между предложениями в тексте | Практическая работа | |||
23 | 24.02 | 24.02 | Виды и формы вступления и заключения | Практическая работа | |||
24-25 | 2.03 9.03 | 2.03 9.03 | Комплексный анализ текста. | Практическая работа | |||
Речевое оформление сочинения | 26 | 16.03 | 16.03 | Грамматические ошибки | Практическая работа | ||
27 | 30.03 | 30.03 | Речевые ошибки | Практическая работа | |||
28 | 6.04 | 06.04 | Логические, фактические ошибки | Практическая работа | |||
29-30 | 13.04 20.04 | 13.04 20.04 | Тренинг в формате ЕГЭ. Ин- дивидуальная коррекция оши- бок. | Практическая работа | |||
Написание сочинения-рассуждения | 31-35 | 27.04 4.05 11.05 18.05 25.05 | 27.04 04.05. 11.05 18.05 25.05 | Написание, редактирование, экспертиза сочинения- рассуждения. Критерии оценки сочинения. Анализ готового сочинения по критериям оценки. | Практическая работа |
Список литературы
1.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
2.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
3.О.В. Загоровская, О.В. Григоренко. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. – Москва: Просвещение, 2013.
4.Сайт ФИПИ (демоверсия ЕГЭ)
Образовательные электронные ресурсы:
1.www.ege.edu.ru
2.http//www.fipi.ru
3.http://neznaika.pro
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...
ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
ПРОГРАММАэлективного курса по русскому языкув 6 классе"Теория и практика написания сочиненийразных жанров" Пояснительная записка Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса со...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на две группы. За од...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.
Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык» - &laq...