Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний законов составления монологических и диалогических высказываний, так как от этого зависит уровень воспроизводимой речи. В ходе урока ребята окунуться в художественный мир создания картины, что, несомненно, вызовет учебную мотивацию.
На уроке используются наблюдения над языком, эвристический методы обучения; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физминутка), информационно-коммуникативн6ые технологии.
. Активная деятельность учащихся не дает им возможности почувствовать усталость.
Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная формы работы дают возможность учащимся почувствовать себя в различных социальных ситуациях, что формирует полноценную личность гражданина России.
Данный урок был представлен в качестве открытого на ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Алмалинская СОШ». Коллеги используют элементы методики в своей работе; методическая разработка этого урока напечатана в научно-методическом журнале «Русский язык и литература. Всё для учителя». Издательская группа «Основа», №9, 2012 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme_opyat_dvoyka.doc | 484 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний законов составления монологических и диалогических высказываний, так как от этого зависит уровень воспроизводимой речи. В ходе урока ребята окунуться в художественный мир создания картины, что, несомненно, вызовет учебную мотивацию.
На уроке используются наблюдения над языком, эвристический методы обучения; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физминутка), информационно-коммуникативн6ые технологии.
. Активная деятельность учащихся не дает им возможности почувствовать усталость.
Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная формы работы дают возможность учащимся почувствовать себя в различных социальных ситуациях, что формирует полноценную личность гражданина России.
Данный урок был представлен в качестве открытого на ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Алмалинская СОШ». Коллеги используют элементы методики в своей работе; методическая разработка этого урока напечатана в научно-методическом журнале «Русский язык и литература. Всё для учителя». Издательская группа «Основа», №9, 2012 год.
Методический конструктор учебного занятия
Название УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык 5 класс»/Научный редактор акад.РАО Н.М. Шанский Предмет русский язык Класс 5
Тема урока: «Подготовка к сочинению с грамматическим заданием (употребление диалога) по картине
Ф.П.Решетникова «Опять двойка».
Место и роль урока в изучаемой теме уроки 95-96 в разделе изучения учебного материала.
Тип урока: урок развития речи.
Цель урока: формирование умения строить связные монологические и диалогические высказывания в устной и письменной форме.
Цель деятельности учителя: обучать сочинению с грамматическим заданием ,отрабатывать умение правильно писать.
Планируемые образовательные результаты:
- личностные – понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- предметные – уметь создавать текст заданного стиля, редактировать его;
- метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд : презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.
Основные понятия: диалог, монолог.
Организационная структура (сценарий) урока.
Этапы урока. | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения. | Деятельность учителя. | Осуществляемая деятельность учащихся. | Формы организации совзаимодействия. | Формируемые универсальные учебные действия. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уча- щихся к усвоению изучаемого материала. | Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики! -Давайте определим своё настроение, настрой на работу: отличное ,хорошее, не совсем готовы. Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности. Опережающее домашнее задание: придумать рассказ на тему: «История двойки», подготовить сообщения о жизни художника, об истории создания картины «Опять двойка!» | Слушают учителя, участвуют в диалоге; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
2.Актуализация и пробное учебное действие. | Словесно – иллюстративный рассказ о художнике с элементами беседы по содержанию картины. | Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина его очень интересна тем, что на месте главного героя может оказаться каждый. Сообщения учеников (см. приложения. | Слушают сообщения, воспринимают их информацию. | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3.Выявление места и причины затруднения. | Эвристическая беседа, чтение творческих работ. физминутка | Организует проверку домашнего задания. Читает письмо Ф.П.Решетникова. (См. приложение) Буратино потянулся, Раз – нагнулся. Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развёл, Ключик, видно ,не нашёл. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют элементарные физические упражнения. | Групповая, индивидуальная. фронтальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопрсы. |
4.целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Беседа по вопросам, анализ содержания картины. Анализ языковых единиц, составление плана сочинения. | -Что объясняет нам название картины? Чем вам она понравилась? -В каком жанре написана эта картина? (В бытовом). -Как художник показал, что ученик – главный герой картины? -Определите возраст ученика. -Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? - О чём говорит его «бывалый» портфель? -Какова обстановка квартиры? Как живут её герои? -Как относится мама к появлению сына с очередной двойкой? -Каково отношение к мальчику младшего братишки? -Что выражает взгляд и поза сестры? -Кто встречает мальчика с радостью? -Есть ли у мальчика возможность учиться? -Какова основная мысль картины? -Какими художественными средствами автор её выразил? -Каков колорит картины? Как он помогает раскрытию замысла художника? Организует и сопровождает деятельность учеников Словарная работа. Записать ссч, объяснить орфограммы: потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной. Составление плана. | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра высказывания. Отвечают на вопросы, в группах составляют план. | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная, групповая. | Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные :желают приобретать новые знания. Познавательные: самостоятельное нахождение нужной информации. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, развивают умения договариваться. |
6.Первичное закрепление , самостоятельная работа | Устное составление текста, письменная работа. | Организуют составление устного рассказа по картине. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. | Отвечают на вопросы, пишут сочинения. | Индивидуальная. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. |
7.включение в систему знаний и повторение. | Обобщение полученных на уроке сведений. | Организует проверку письменных работ. | Определяет уровень приобретённых знаний. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения пользоваться приобретёнными знаниями в жизни. |
8.рефлексия учебной деятельности. | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания. | -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появились в процессе работы? -Понравилось ли вам на уроке? -Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе. | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Регулятивные: оценивают свою работу. |
Приложения к уроку.
Проекты учеников.
1.Родился Ф.П.Решетников в 1906 году в селе Сурско – Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи у мальчика проявился рано. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат – художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти; иногда рисовал и сам.
Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.
В 1926 году Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.
В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: «Нарушитель», «За мир», «За уроками», «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Достали языка», «Опять двойка!».
2.Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
3.Слова Ф.П.Решетникова:
«для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».
Письмо Ф.П.Решетникова:
«Дорогие ребята!
Мне известно, что на одном из ваших уроков вы будете обсуждать картину «Опять двойка!»
Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего внимания, и поэтому хочется для вас ещё многое сделать ( в меру своих сил и возможностей, конечно).
Вообще обсуждение художественных произведений принесёт вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше разбираться в искусстве. Да и нам, художникам, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение картины «Опять двойка!» - на пятёрку! Желаю вам здоровья и больших успехов в учёбе!
Ф.П.Решетников».
Бархатова Людмила Павловна,
учитель русского языка и литературы,
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя
общеобразовательная школа» с.Алмала Тюльганского района Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Урок подготовки к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...
Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса
Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....
Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"
Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...
Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"
Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"...
Методическая разработка урока развития речи. Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».
Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы». Различные ф...
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...