конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_reki.docx | 42.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7»
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
298600, РК, г. Ялта, ул. Кирова, д. 9, тел. 3654-23-50-60, e-mail: yalta7777777@mail.ru
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДОМАШНЕГО СОЧИНЕНИЯ»
6 КЛАСС
Учитель русского языка и литературы
Щиголева Юлия Александровна
г.Ялта, 2018
6 класс
Тема. Развитие речи. Подготовка материалов для домашнего сочинения.
Цели:
- формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию;
- расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями;
- закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи:
Воспитательные: стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе; стремление понимать красоту природы родного края.
- Образовательные: формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию.
- Развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.
Планируемый результат
Предметные умения
- формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию;
Личностные УУД
- Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.
Регулятивные УУД
- Способность адекватно выражать своё отношение к изображаемому предмету; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.
- Умение соотносить свои действия с планируемым результатом
Коммуникативные УУД
- Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
- Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
- Владение устной и письменной речью.
Познавательные УУД
- Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта
Основные понятия: сочинение-описание, лексические средства выразительности.
Межпредметные связи: Литература, история, культура речи, география
Ресурсы: Презентация по теме, раздаточный материал, фото рек
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах (по 2 – 4 человека)
Используемые образовательные технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающая технология обучения и воспитания д.м.н. Базарного В.Ф., развитие критического мышления, ИКТ.
Вступление к уроку: https://www.youtube.com/watch?v=bgxMBaihsXE – песня о Енисее
- ОРГМОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ.
Мы с вами продолжаем изучать тему дня, а именно …
РЕКИ.
Но как же тема, относящаяся к предмету «география» может быть связана с русским языком и литературой? (предположения детей). Что вы изучали на предыдущей части учебного дня? (части реки, названия рек, особенности рек..). Что помогло изучать тему «Реки», кроме знаний по географии? (русский язык, речь, тексты, отдельные предложения). Всё это – понятия языкознания (лингвистики). Многие из этих понятий нам необходимо сегодня повторить, чтобы дома вы смогли выполнить задание учебного проекта «Реки» - описание указанной реки.
Соберите название темы по русскому языку из распавшихся слов:
материала |
сочинения-описания |
для |
домашнего |
Подбор |
Как вы думаете, что необходимо повторить, чтобы написать сочинение о реке?
Функциональные стили языка.
Типы речи.
Построение текста.
Лексические выразительные средства.
Терминологию, связанную с темой «Реки».
Попробуем составить план урока:
- Словарная работа.
- Особенности стилей и типов речи.
- Подбор тропов для сочинения.
- Домашнее задание.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
И начнём мы с нашего ассоциативного жучок:
Река
Словарная работа.
Берег левый - берег правый,
По воде есть переправа,
Что же это за вода,
И течет она куда? -
Быстротечна, глубока
Вдаль бежит-течет... (река)
Бывает у любой реки:
Когда озёра, родники
Её воды питают ток
В самом начале. Он ... (исток)
Там, где реку море впустит,
Часть реки зовётся... (устье)
Какие ещё термины, связанные с темой «Реки» вы запомнили?
Река, исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.
Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки.
Исток – место, где река берет начало.
Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку.
Речная система – главная река со всеми притоками.
Водораздел – граница, разделяющая речные системы.
Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку.
Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.
Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке.
Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке.
Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.
3. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА И ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В СТАНДАРТНЫХ УСЛОВИЯХ
Какие из этих слов можно отнести к научному стилю речи?
Говоря о реках на географии, какие функциональные стили речи вы использовали? (научный, художественный). Давайте вспомним особенности стилей речи (приложение 1).
Задание: вставить пропущенные понятия (выделено жирных шрифтом, а у детей на карточках – пропущено).
Стили речи.
Стили речи | С какой целью употребляем? | Где употребляется? (сфера употребления) | Жанры речи | Языковые средства |
Разговорный | Общение, обмен мыслями | Общение в быту, беседы. | Беседа, разговор, записка, частные письма | Разговорная лексика |
Официально-деловой | Сообщение, информация | Общение людей с учреждениями, переписка | Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги | Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи. |
Научный | Сообщение, объяснение научных трудов и понятий. | Научно-исследовательская деятельность. | Научная статья, научная работа, доклад, учебники | Термины, профессионализмы |
Публицисти-ческий | Воздействие на слушателей, для агитации и пропа-ганды в газетах, журналах, по радио и телевидении | Агитационно-массовая, общественно-политическая деятельность | Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление. | Обращения, слова высокого стиля. |
Художественный | Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей. | Словесно-художественное творчество | Драма Проза поэзия | Все богатства лексики |
И особенности типов речи. Какой тип речи вы будете использовать в сочинении?
В продолжение словарной работы научимся без ошибок записывать названия рек.
Реки – Амазонка (Южная Америка – Бразилия и др.), Волга, Гвадалквивир (Испания), Янцзы (Китай), Енисей, Нил (Египет, Эфиопия и др.), Миссисипи (США), Терек.
Одной из задач нашего урока мы назвали подобрать материал для описания рек. Как вы думаете, какие реки мы с вами будем рассматривать? (предположения). Я подскажу: какой предмет мы с вами изучаем? Значит, на территории какой страны, скорее всего, протекают нужные нам реки? (Россия). Это – Волга, Енисей, Терек.
Посмотрите на изображения этих рек. Как вы думаете, где какая река? Какими вы бы назвали эти реки? (Мощными, могучими, многоводными). Мы подобрали красочными прилагательные. Как называется это лексическое средство выразительности? (Эпитет).
Чтобы легче было написать сочинение-описание, подберём художественные средства выразительности. Начнём готовить материал для сочинения.
Эпитеты | Мощные, могучие, полноводные. |
Сравнения | Реки – вены и артерии Земли. Как голубые ленточки. |
Метафоры | Играют солнечными лучами. Красуются перед горными вершинами. |
В древности люди считали нашу планету живым организмом.
Они вежливо называли её матерью. Чтобы попасть из одной части организма в другую, нужно найти артерию, которая вас с потоком крови доставит туда, куда вам надо. Вернуться обратно можно с помощью вены, венозная кровь доставит вас обратно. Таким образом можно путешествовать по всему организму.
Понятно, что венами и артериями древние люди называли реки, пересекающие континенты и материки, а также океанские течения.
Юлий Цезарь произнес крылатую фразу: «Вени, Види, Вици» (veni, vidi, vici, пришел, увидел, победил).
Слово «Вени» по латыни означало движение по дороге, магистрали, а в древние времена магистралью могли быть только реки и моря.
Сибирская река Лена, по которой плавают коренные жители эвены и эвенки, называется ими именно Эльвена.. .
А в Северной Америке находится озеро Виннипег, по которому, возможно, плавал индеец Винету...)
(Подбираем сравнения и метафоры)
- А теперь проследим, какими же средствами выразительности пользуются писатели и поэты в описаниях рек. Давайте выберем художественные средства выразительности из описания Енисея А.П.Чехова, которое дано у вас в учебнике географии (работа по парам). Подчеркните волнистой линией эпитеты, используемые в тексте, и выпишите сравнения и метафоры. (проверка)
Енисей: два описания великой реки
Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью, а кончил стоном, который зовётся песнью; яркие, золотые надежды сменились у него немочью, которую принято называть русским пессимизмом, на Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась. Так, по крайней мере, думал я, стоя на берегу широкого Енисея и с жадностью глядя на его воду, которая с страшной быстротой и силой мчится в суровый Ледовитый океан. В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смыл ещё берегов и не пробуравил дна. На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том – горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!
А.П.Чехов. «Из Сибири».
Обратите внимание на построение текста-описания:
ЕНИСЕЙ, Ионеси (по-эвенкийски – большая вода), самая многоводная река в России. Образуется слиянием Большого и Малого Енисея в пределах Тувинской котловины и далее течёт под названием Верхний Енисей (Улуг-Хем). Затем в узком ущелье прорывается через горы Западного Сеяна в Минусинскую котловину, куда выходит уже мощной рекой шириной более 1 км. После того, как преодолены отроги Восточного Саяна, Енисей течёт почти строго с юга на север по границе Западно-Сибирской равнины и Среднесибирского плоскогорья, образуя важный географический рубеж на севере Азии. При пересечении отрогов Енисейского кряжа в русле реки Осиновский и Казачинский пороги. В низовьях Енисей разбивается на рукава, ширина русла достигает 20 км, глубина до 15 – 20 м (ниже Дудинки до 25 м), впадает в Енисейский залив Карского моря одним руслом («горлом»).
Словарь современных географических названий
4. ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Попробуйте в описании природы (в тексте-клише), где пропущены прилагательные и глаголы, подобрать наиболее целесообразные лексические выразительные средства. Обратите внимание на то, что Терек – это горная река.
Сколько рек на Земле! Сколько горных и равнинных, могучих и скромных водных артерий планеты дарят нам свою живительную влагу!
Высоко в горах берёт начало _______________ (неторопливая, бурная) река Терек. Воздух вокруг прозрачен и свеж. Величавая природа Кавказских гор (наблюдает, смотрит) за тем, как разливается весной Терек, (питаясь, вбирая в себя) влагу после таяния снегов и весенних гроз. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в реке вместе с рыбками.
Восхищайтесь Тереком, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу, как восхищались этой __________ (бойкой, весёлой, гордой) рекой великие поэты А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов.
Вложите клише в папки. Это тоже будет помощью в подборе тропов.
Работа в группах.
Я предлагаю вам метафоры, связанные с разными реками. (Метафоры размещены по всему классу, учащиеся выбирают подходящие для конкретной реки). Выберите те, которые подойдут конкретно к указанной реке. Разместите выбранные метафоры на доске и допишите по 2 метафоры, придуманные группой.
Рёв и рокот реки, наполнила мощью берега, разлил свои силы, потемнел от ярости, пробился из заточения, многими ленточками вплела свои тайны в море, оживил красноярскую землю, поднял белые «барашки» пены, идёт величественной поступью, не боится буйства стихий. |
Запишем метафоры в учебные проекты.
- РЕФЛЕКСИЯ
- Я предлагаю вам ещё раз вернуться к научному стилю и определить, что означают географические понятия?
| А Главная река со всеми притоками |
| Б Место, где река впадает в море, озеро или другую реку |
| В Крутой уступ, с которого вода реки падает вниз |
| Г Это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки |
| Д Место, где река берет начало |
- Составьте по 1 вопросу своим одноклассникам на повторение темы сегодняшнего урока (5-7 вопросов для проверки усвоения темы звучат в классе).
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать сочинение-описание реки (на выбор – Волга или Терек)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание по теме "Дождь" (конспект урока русского языка в 5 классе)
Тема: сочинение-описание по теме «Дождь». Цель: создание условий для формирования коммуникативной, речевой и языковой компетенции учащихся. Тип урока: развитие речи. Задачи: 1. Повторить особе...
Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...
Конспект урока русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры
Презентация к уроку представлена в моём портфолио....
Урок русского языка на тему Сочинение-описание по картине И.А. Тихой «Аисты»
Данная презентация разработана для проведения урока русского языка в 9 классе по теме: сочинение- описание по картине И.А. Тихой «Аисты»...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"
В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....
Презентация к уроку русского языка как писать сочинени-описание по картине. 5 класс.
Презентация .Как писать сочинение по картине. Основные этапы подготовки ....