Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цели урока :
· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.
· Развивать монологическую речь учащихся, формировать умения грамотно и красиво выражать свою мысль в письменной форме.
· Формировать умение описывать процесс изготовления произведения народного декоративного искусства;
Формировать чувства гордости за талантливых русских мастеров
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе сочинение- описание.
Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :
- Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.
- Развивать монологическую речь учащихся, формировать умения грамотно и красиво выражать свою мысль в письменной форме.
- Формировать умение описывать процесс изготовления произведения народного декоративного искусства;
- Формировать чувства гордости за талантливых русских мастеров.
Оборудование :
оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла
цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки
Межпредметные связи : история, география , изобразительная деятельность
Чем знаменито Дымково? -
Игрушкою своей ,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы...
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично!
(В.Фофанов)
Ход урока.
1. Слово учителя
Сегодня у нас необычный день, нас ждет встреча с произведениями народного промысла.
Мы попробуем узнать , как изготовлялись произведения народных умельцев России и написать об этом в своих сочинениях. Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Городец, Гжель, Палех, дымковская глиняная игрушка и другие. Мы будем сегодня говорить о дымковской игрушке. Но сначала давайте вспомним :
- Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны? (Роспись по дереву, резьба по дереву, бисероплетение, гончарное ремесло и другие).
-А что умеете вы делать?
2. Запись числа, темы урока. Обращение к эпиграфу.
Что, по вашему мнению, обозначает слово “промысел”?
На доске и в тетрадях. Промысел – ремесло; мелкое ремесленное производство (изготовление предметов традиционной народной культуры). Обращаемся к эпиграфу урока.
О чём же идёт речь? А речь идёт об удивительном искусстве, неповторимом и ярком, берущем своё начало из седой старины.
Посмотрите ,у меня в руках игрушка. Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. По месту её рождения – она из Слободы Дымково. Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушку дымковской?
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке.
Откуда берёт дымковская игрушка своё начало нам расскажут историки.
3.Сообщение историков ( Учащиеся заранее получили задание и подготовили материал )
Ученик №1
Ды́мковская игру́шка — это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки.
Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.
Ученик №2
Как же изготовляли игрушки?
Сначала копали и месили красную глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности (Смотреть приложение №1 к уроку)
Основными мотивами дымковской игрушки были кони, индюки , бараны, петухи, олени ,а также групповые композиции.
С 19 века фигурки дымковской игрушки изменились , появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами, пирогами, с коромыслами, на скамеечках, в лодочках и т.д.
Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках – сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» простые геометрические формы :круги, клетки, волны.
Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней
Для росписи игрушек использовали т цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный , но обязательно на белом фоне. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.
В современной игрушке присутствуют: оранжевый, коричневый, розовый голубой.
Обобщение материала. Вопросы
- Где находится Дымково?
- Чем оно знаменито?
- Из какого материала изготовляли игрушку?
- Что характерно для дымковской игрушки?
- Какие цвета преобладали в дымковской игрушке
- Как называют мастера, который работает с глиной? (Гончар)
4. Лексическая и словарная работа.
Дайте толкование словам искусный, талант, орнамент.
На доске и в тетрадях.
Искусный – умелый; сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.
Талант – особая природная одарённость.
Орна́мент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее)
Словарная работа.
Перед вами слова, которые вам понадобятся для написания сочинения , давайте прочитаем их и вставим пропущенные буквы, объясним орфограммы.
пр…родный орнамент
иску…ный мастер,
с затейл…вым узором
праз…ничный наря…, процес…
деревя…ые изделия
ярк… ж…вопись
красо…ая роспись
маленьк… ч…до
глиня…ая игрушка
т…лант р…скошный
искус..тво пр..обладает
5. Работа над планом сочинения – описания
1. Дымковский промысел – уникальное явление русского народного искусства.
2. Зарождение традиции изготовления игрушки.
3. Изготовление игрушки:
- Подготовка глины
- Лепка игрушки
- Сушка и обжиг в печи
- Беление меловым грунтом
- Роспись игрушки .
4. Какое настроение передает игрушка?
6.Работа над сочинением-описанием:
- Какие типы текстов вы знаете? ( повествование, описание, рассуждение)
- Какой тип вы будете использовать при написании работы ?
- Назовите отличительные признаки описания. (применение прилагательных)
7.Подведение итогов Теперь вам надо обобщить свои наблюдения и написать сочинение. Это и будет ваша домашняя работа.
8.Домашнее задание : описать процесс изготовления дымковской игрушки.
Наш урок подошёл к концу.
О чем говорили?
Чему научились?
Приложение № 1.Процесс изготовления игрушки с фотографиями.
Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого:
1.Подготовка красной глины к работе.
2. Лепка игрушки из отдельных частей.
3. Сушка изделия
4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов).
5. Беление меловым грунтом.
6. Роспись темперными красками.
Палитра мастерицы
7. Декорирование квадратиками сусального золота (или потали).
Готовая дымковская игрушка
Подготовка игрушки к художественному совету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения-описания по картине И.И.Бродского "Летний сад осенью" в жанре письма другу. 7 класс.
Урок развития речи. И это не просто подготовка к сочинению-описанию, а работа над особым жанром - письмо другу. ...
Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе
Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе...
Подготовка к написанию сочинения - описания по картине В.Волегова «Счастливое детство». 6 класс
При разработке презентации использована репродукция картины современного художника Владимира Волегова...
Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....
6 КЛАСС. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ А.В. МАКОВСКОГО "ПЕЙЗАЖ С ЦЕРКОВЬЮ"
Презентация для проведения урока по подготовке к написанию сочинения-описания по картине...
Конспект урока в технологической карте "Подготовка к написанию сочинения - описания"
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе. Она направлена на развитие речи обучающихся. Этот вид работы является одним из сложных для пятиклассников.Цели...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы"
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы" разработана в 2022 г. для открытого урока...