Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Коваленко Валентина Михайловна

Цели урока :

·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.

·        Развивать монологическую  речь учащихся, формировать  умения грамотно и красиво выражать свою мысль в письменной форме.

·        Формировать умение описывать процесс изготовления произведения народного декоративного искусства;

 Формировать чувства гордости за талантливых русских мастеров

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе сочинение- описание.

Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :

  • Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.
  • Развивать монологическую  речь учащихся, формировать  умения грамотно и красиво выражать свою мысль в письменной форме.
  • Формировать умение описывать процесс изготовления произведения народного декоративного искусства;
  •  Формировать чувства гордости за талантливых русских мастеров.

Оборудование :

  • оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла

  • цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки

Межпредметные связи :  история, география , изобразительная деятельность

                                                                    Чем знаменито Дымково? -
Игрушкою своей ,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы...
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично!
(В.Фофанов)

Ход урока.

1. Слово учителя

Сегодня у нас необычный день, нас ждет встреча с произведениями народного промысла.

Мы попробуем узнать , как изготовлялись произведения народных умельцев России и написать об этом в своих сочинениях. Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Городец, Гжель, Палех, дымковская глиняная игрушка и другие.  Мы будем сегодня говорить о дымковской игрушке. Но сначала давайте вспомним  :

- Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны? (Роспись по дереву, резьба по дереву, бисероплетение, гончарное ремесло и другие).

-А что умеете вы делать?

2. Запись числа, темы урока. Обращение к эпиграфу.

Что, по вашему мнению, обозначает слово “промысел”?

На доске и в тетрадях. Промысел – ремесло; мелкое ремесленное производство (изготовление предметов традиционной народной культуры). Обращаемся к эпиграфу урока.

 О чём же идёт речь? А речь идёт об удивительном искусстве, неповторимом и ярком,  берущем своё начало из седой старины.

Посмотрите ,у меня в руках игрушка. Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. По месту её рождения – она из Слободы Дымково. Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушку дымковской? 
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке.

Откуда берёт дымковская игрушка своё начало нам расскажут историки.

3.Сообщение историков   ( Учащиеся  заранее получили задание и подготовили материал )

Ученик №1

Ды́мковская игру́шка — это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки.

Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

Ученик №2

 Как же изготовляли игрушки?

Сначала копали и месили красную глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности (Смотреть приложение №1 к уроку)

Основными мотивами дымковской игрушки были кони, индюки , бараны, петухи, олени ,а также групповые композиции.

С 19 века фигурки дымковской игрушки изменились , появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами, пирогами, с коромыслами, на скамеечках, в лодочках и т.д.

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках – сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали»  простые геометрические формы :круги, клетки, волны.

Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней

Для росписи игрушек использовали т цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный , но обязательно на  белом фоне. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.
В современной игрушке присутствуют: оранжевый, коричневый, розовый голубой.

Обобщение материала. Вопросы

  • Где находится Дымково?
  • Чем оно знаменито?
  • Из какого материала изготовляли игрушку?
  •  Что характерно для дымковской игрушки?
  • Какие цвета преобладали в дымковской игрушке
  • Как называют мастера, который работает с глиной? (Гончар)

4. Лексическая  и словарная работа.  

Дайте  толкование словам искусный, талант, орнамент.

На доске и в тетрадях.

  Искусный – умелый; сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.

 Талант – особая природная одарённость.

Орна́мент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее)

Словарная  работа.

Перед вами слова, которые вам понадобятся для написания сочинения , давайте прочитаем их и вставим пропущенные буквы, объясним орфограммы.

пр…родный орнамент

иску…ный мастер,

с затейл…вым  узором

праз…ничный  наря…, процес…

деревя…ые изделия

ярк…  ж…вопись

красо…ая роспись

маленьк… ч…до

глиня…ая игрушка

т…лант  р…скошный

искус..тво      пр..обладает

 

5. Работа над планом сочинения – описания

1. Дымковский промысел – уникальное явление русского народного искусства.

2.  Зарождение традиции изготовления игрушки.

3. Изготовление игрушки:

  • Подготовка  глины
  • Лепка игрушки  
  • Сушка и обжиг в печи
  • Беление меловым грунтом
  • Роспись игрушки .

4. Какое настроение передает игрушка?

6.Работа над сочинением-описанием:

  • Какие типы текстов вы знаете? ( повествование, описание, рассуждение)
  • Какой тип  вы будете использовать при написании работы ?
  • Назовите отличительные признаки описания. (применение прилагательных)

7.Подведение итогов Теперь вам надо обобщить свои наблюдения и написать сочинение. Это и будет ваша домашняя работа.

8.Домашнее задание : описать процесс изготовления дымковской игрушки.

Наш урок подошёл к концу.

О чем говорили?

Чему научились?

Приложение № 1.Процесс изготовления игрушки с фотографиями.

Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого:

 

1.Подготовка красной глины к работе.
2. Лепка игрушки из отдельных частей.
http://dymkatoy.ru/download/Lepka-igrushki-iz-krasnoj-gliny-800.jpg

3. Сушка изделия

сушка дымковской игрушки

 

4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов).

обжиг дымковской игрушки

 

5. Беление меловым грунтом.

http://dymkatoy.ru/sc-pic/i0041.jpg

 

6. Роспись темперными красками.

Темперные краски для росписи дымковской игрушкиПалитра мастерицы

Палитра мастерицы

 7. Декорирование квадратиками сусального золота (или потали). 

 

Готовая дымковская игрушка Готовая дымковская игрушка

Подготовка игрушки к художественному совету

Готовая дымковская игрушка перед художественным советом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине И.И.Бродского "Летний сад осенью" в жанре письма другу. 7 класс.

Урок развития речи. И это не просто подготовка к сочинению-описанию, а  работа над особым жанром - письмо другу. ...

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...

Подготовка к написанию сочинения - описания по картине В.Волегова «Счастливое детство». 6 класс

При разработке презентации использована репродукция картины современного художника Владимира Волегова...

Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»

Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....

6 КЛАСС. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ А.В. МАКОВСКОГО "ПЕЙЗАЖ С ЦЕРКОВЬЮ"

Презентация для проведения урока по подготовке к написанию сочинения-описания по картине...

Конспект урока в технологической карте "Подготовка к написанию сочинения - описания"

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе. Она направлена на развитие речи обучающихся. Этот вид работы является одним из сложных для пятиклассников.Цели...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы" разработана в 2022 г. для открытого урока...