Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Деепричастие. Запятые при деепричастном обороте". 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте". К технологической карте прилагаются мультимедийная презентация, листы самооценки и самоанализ открытого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_deeprichastnyy_oborot.docx | 30.41 КБ |
samoanaliz_otkrytogo_uroka_deeprichastnyy_oborot.docx | 18.9 КБ |
prezentatsiya_deeprichastnyy_oborot.pptx | 701.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»
Предмет: русский язык.
Класс: 7 класс.
Тема урока: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Дидактические средства: Учебник Русский язык 7 класс часть 1. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.А. Тростенцова и др. М.:Просвещение, 2018, маршрутные листы, эпиграф к уроку, мультимедийная презентация.
Оборудование: доска, мел, компьютер, мультимедийное устройство.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в группах, парная.
Цель урока: Познакомить обучающихся с понятием «деепричастный оборот», правилами постановки запятых при деепричастном обороте, развивать умение устно рассуждать и объяснять условия постановки запятых.
Задачи урока:
-образовательные: выявление условий обособления деепричастного оборота; формирование навыков постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах; совершенствование орфографических и пунктуационных умений.
- развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умения применять новые знания.
-воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других; совершенствование навыков этичного межличностного общения; формирование уважительного и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
-Предметные: знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах, уметь конструировать предложения с деепричастным оборотом.
- Метапредметные: формирование универсальных учебных действий.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания.
Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия, операции; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся навыки. Формируют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми.
Предварительный просмотр:
Открытый урок, разработанный в соответствии с ФГОС, по русскому языку в 7 классе по теме: «Деепричастный оборот»
(учитель Очирова Е.Д., 2021-2022 уч. год)
Предмет: русский язык.
Класс:7. В классе обучаются 10 учеников, присутствовало – 10.
Программа: УМК Т.А. Ладыженская. Учебник Русский язык 7 класс часть 1. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.А. Тростенцова и др. М.:Просвещение, 2018.
Раздел: «Деепричастие» (11 часов)
Тема: «Деепричастный оборот» первый урок по теме, всего дается 2 урока).
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Урок построен на системно-деятельностном подходе.
Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
1)дать учащимся понятие о деепричастном обороте,
2)научить определять зависимые от деепричастия слова,
3)формировать навык видеть в предложении деепричастный оборот, выделять его и одиночное деепричастие графически и знаками препинания.
Развивающие:
1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,
2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.
Воспитательные:
1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,
2)на примере слов, словосочетаний и предложений, предложенных на уроке, воспитывать у учащихся уважительное и бережное отношение к природе.
3)воспитывать интерес к русскому языку.
Задачи урока реализовывались:
1. образовательные цели - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с деепричастными оборотами, составлению схем предложений;
2. развивающие цели - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;
3. воспитательные цели - через подбор дидактического материала, воспитывающего у учащихся такие нравственные качества как «доброта», «сострадание», «бережное отношение к природе»; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в коллективе.
Планируемые результаты:
-Предметные: знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах, уметь конструировать предложения с деепричастным оборотом.
- Метапредметные: формирование универсальных учебных действий.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания.
Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия, операции; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся навыки. Формируют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми.
Метод урока по типу познавательной деятельности: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, также осуществлялся творческий характер познавательной деятельности.
В ходе урока использовались межпредметные связи: русский язык, литература.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия.
На данном уроке использовались технологии:
- здоровьесберегающие технологии - чёткая дозировка учебной нагрузок, смена видов деятельности;
- технология коллективного сотрудничества – развивает умение работать в паре, группе;
- технология личностно-ориентированного образования – даёт возможность каждому учащемуся реализовать себя на уроке, показать свои способности;
- информационно - коммуникационные технологии - делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным.
Презентация, используемая на протяжении урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание учащихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению их в работу.
На уроке был применен дифференцированный подход в обучении учащихся, что проявлялось в разной степени оказания помощи учителем ученикам. Были организованы чередование и смена видов деятельности в ходе урока.
Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся. Письменная работа велась в тетрадях.
Для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. В ходе урока учащиеся осознали новое для себя понятие «деепричастный оборот». Научились видеть его в предложении, выделять деепричастный оборот и одиночное деепричастие графически и пунктуационно. Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи. Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовало хорошее владение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками; соответствующее эмоциональное состояние, созданное в начале урока.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся).
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность.
Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.
Все цели были реализованы, вся запланированная работа выполнена.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф к уроку “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”. М. Пришвин
Текст Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались , кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором...
Продолжение... Огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”
Дидактическая игра «Да-нет». 1 . Деепричастие – самостоятельная часть речи 2. Деепричастие обозначает добавочное действие. 3. Деепричастие отвечает на вопросы что делать, что сделать. 4. В предложении деепричастие является определением. 5. В деепричастии совмещены признаки наречия и прилагательного. 6. Деепричастия изменяются. 7. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. 8. Деепричастие бывает будущего и настоящего времени.
Проверка по эталону 1. Деепричастие – самостоятельная часть речи. Да. 2. Деепричастие обозначает добавочное действие . Да. 3. Деепричастие отвечает на вопросы что делать, что сделать . Нет. 4. В предложении деепричастие является определением . Нет. 5. В деепричастии совмещены признаки наречия и прилагательного . Нет. 6. Деепричастия изменяются . Нет. 7. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида . Да. 8. Деепричастие бывает будущего и настоящего времени . Нет.
Тема урока Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Материал для наблюдения /Выходя из церкви/ , Кирила Петрович пригласил всех к себе домой. Кирила Петрович пригласил всех к себе домой, / выходя из церкви/. Кирила Петрович, / выходя из церкви/ , пригласил всех к себе домой . /Волнуясь / , конница летит. Конница, / волнуясь/ , летит. Конница летит, / волнуясь/ .
Не обособляются: 1 ) если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей — бегут как?; 2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать спустя рукава , работать не покладая рук и др.: Н/р В трудные дни он работал с нами рук не покладая . 3) если деепричастие или деепричастный оборот оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя .
Объяснительный диктант 1 . Выглянув из-за дерева я увидел тигра на том же месте. 2.Лошадь доскакав до оврага вдруг кинулась в сторону. 3.Уважая собеседника уважаешь и себя. 4.Сделав зло не жди добра. 5.Не имея терпения ничему не научишься.
Проверка по эталону 1. Выглянув из-за дерева , я увидел тигра на том же месте. 2.Лошадь , доскакав до оврага , вдруг кинулась в сторону. 3.Уважая собеседника , уважаешь и себя. 4.Сделав зло , не жди добра. 5.Не имея терпения , ничему не научишься.
Творческий диктант. Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот . 1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
Проверка по эталону Белочка, распустив хвост, прыгала по веткам. Белочка распустила хвост, прыгая по веткам. Снег, падая на землю, покрывал ее пушистым ковром. Снег падал на землю, покрывая ее пушистым ковром.
Орфоэпическая минутка Образуйте деепричастия несовершенного вида, поставьте ударение . Ржаветь – Черпать – Баловаться –
Орфоэпическая минутка (проверка) Ржаветь – ржав Е я . Черпать – чЕрпая . Баловаться – балУясь .
Выборочный диктант С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели гуси. Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак , замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. И всё же, бывало, где-нибудь оставалась старая гусыня. Ей трудно было поспевать за стаей, и она летала одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.
Проверка по эталону Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, / выдерживая строй/. Они ломали линию строя, и старый вожак , /замедлив размеренный лёт/, звал их резким, гортанным криком. Ей трудно было поспевать за стаей, и она летала одна, / часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта/. Отдохнув немного , она пыталась догнать стаю, / тяжело взмахивая крыльями/.
Цифровой диктант Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот. 1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома. 2) Много тайн хранят леса, опалённые войной. 3) Не узнав горя, не узнаешь и радости. 4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь. 5) Потрескивая, горел костёр. 6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых. 7) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
Цифровой диктант (проверка по эталону) 3 5 6 7
Деепричастия обладают выразительностью... Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов ). Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).
Лингвистический эксперимент Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь , она завоет. То заплачет, как дитя. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит.
Правила общежития с природой Потушив костер после отдыха в лесу, учишься любить ее. Починив подтекающий кран удержись от соблазна сорвать красивый цветок Охраняя растения бережешь чистую воду Изучая природу сохраняешь лес и его обитателей. Отдыхая на природе бережешь чистый воздух.
Рефлексия Как оцениваете свою работу на уроке? Чему научились? Что бы хотели еще улучшить? Комфортно ли чувствовали себя на уроке?
Домашнее задание Составить 5-7 предложений с деепричастным оборотом на тему охраны природы. или Выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 5-7 предложений с деепричастным оборотом, произвести синтаксический разбор и составить схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по русскому языку
Тема: ««Сложные слова»...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе.
Русский язык 5 класс. / по учебнику Баранова, Ладыженской/. Технологическая карта урока....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
Цели урока: 1.Образовательные: повторить и обобщить пройденное по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе "Вопросительные и относительные местоимения"
Урок общеметодологической направленности .Цель урока :Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного соде...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание Ы-И после Ц". 5 класс
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание Ы-И после Ц". Данная тема изучается в 5 классе. К технологической карте прилагаются самоанализ урока, приложения (листы ...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе "Основа слова".
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе "Основа слова". Используемый УМК: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская....