Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе "Основа слова".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта открытого урока по русскому языку  в 5 классе "Основа слова". Используемый УМК: Учеб. Для общеобразоват. учреждений.  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_osnova_slova.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе «Основа слова».

Тема: «Основа слова»

Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Задачи:

обучающие: систематизировать ранее изученный материал об основе слова и окончании; дать определение понятиям «основа слова» и «окончание»; сформировать у учащихся умение выделять окончание и основу различных частей речи;

развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память; развивать речь обучающихся;

воспитывающие: воспитывать интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Тип урока - урок «открытия» новых знаний.

Дидактические средства: Учебник Русский язык 5 класс часть 2. Учеб. Для общеобразоват. учреждений.  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.А. Тростенцова и др. М.:Просвещение, 2018

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, эвристический метод , фронтальная, работа в паре.

Оборудование – карточки самоконтроля, доска, мел.

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация учебной деятельности учащихся

Создание доброжелательной атмосферы.

Прозвенел у нас звонок,

Все настроились на урок!

Ну-ка, улыбнитесь!

Здравствуйте, садитесь.

Откройте тетради, запишите число

Приветствуют учителя, готовят учебные принадлежности, записывают число в тетради.

Личностные: положительное отношение к учению.

Коммуникативные: умение слушать

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Систематизация полученных ранее знаний

Фронтальный опрос.

Что такое морфема? (Морфема – это наименьшая значимая часть слова).

Что образуется с помощью морфем? ( С помощью морфем образуются новые слова).

Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание).

Какую морфему мы с вами уже изучили? (Окончание).

На доске записаны слова. Пушистый, снегири, сидеть, на, ветках, рябина.

Можно ли сказать, что здесь написано предложение? (нет)

Что надо сделать, чтобы составить предложение? (Надо изменить окончание слов).

Давайте вспомним, для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании).

В каком слове мы не будем выделять окончание? (на)

Почему? В каких еще словах мы не выделяем окончания. (несклоняемые существительные, наречия, предлоги, союзы).

Выделите во всех словах окончания.

Теперь обменяйтесь тетрадями и сверьте с эталоном.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют предложение и выделяют окончания.

Обмениваются тетрадями и сверяют с эталоном.

Личностные:положительное отношение к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках; умение строить речевое высказывание.

Регулятивные: адекватная оценка других и себя.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

3. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности

Как называется часть слова без окончания? При морфемном разборе после окончания что мы выделяем? (основу слова).

Верно, значит какова тема нашего сегодняшнего урока? (Основа слова).

Исходя из темы сформулируйте цель урока (научиться выделять основу слова).

Ученики определяют тему и цель урока, формулируют проблемный вопрос. Намечают план работы.

Коммуникативные: учёт разных мнений.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные: выделение существенной информации.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Как вы думаете, что заключено в основе слова?

Ознакомление с новым материалом. Откройте учебники на странице 10, ознакомьтесь с материалом.

Запишите слова, выделите в них окончание и основу слова. (ребята работают у доски).

Музыка, молодой, изучаешь, математика, игрушка, красивый,  урок,  пальто.

Упр. 386.

Ученики отвечают на вопрос, затем работают по учебнику.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование мотивов достижения цели.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные: структурирование знаний,
построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

5. Физкультминутка

Предупреждение переутомления

Какая же зима без снега. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели, закружились, упали на землю. Дети из снега стали лепить снеговика. А потом слепили снежки и весело бросали их друг в друга. Наступил вечер, и все вернулись домой.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Самостоятельное выполнение  учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Упр. 387. Работа у доски.

Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с задачей.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Повторение и закрепление ранее изученного.

Замените словосочетания одним словом, запишите, разберите по составу:

детёныш тигра, участник игры, рабочий в шахте, небольшая береза.

От слов: роза, изба, коза, образуйте слова, используя суффиксы –ушк-, -очк-  разберите их по составу.

Составьте слово с корнем –вод-. Приставка у него должна быть такой, как в слове подберёзовик, суффикс такой, как в слове грибник, а окончание, как в слове раки. Запишите составленное слово и разберите его по составу

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осознание усвоенного и того, что еще подлежит усвоению.

Познавательные: структурирование знаний, смысловое чтение.

Личностные: положительное отношение к учению.

8. Рефлексия

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний, самооценка учащимися своей учебной деятельности.

Что у вас получилось лучше всего? В чем испытали затруднения? Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Д/З: Упр. 384 или 390 на выбор.

Регулятивные: соотносить цель с достигнутым результатом, адекватно оценивать уровень  достижений и возникшие трудности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе.

Русский язык 5 класс. / по учебнику Баранова, Ладыженской/. Технологическая карта урока....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание –З и –С на конце приставок»

Проводился открытый урок в 5 классе по теме: " Правописание -З и -С на конце приставок"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему "Наречие. Закрепление знаний"

Урок на тему "Наречие. Закрепление знаний" для обучающихся 9 классов ОУ, осуществляющих деятельность по АООП. Форма урока - деловая игра....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе "Вопросительные и относительные местоимения"

Урок общеметодологической направленности .Цель урока :Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного соде...