Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе "Вопросительные и относительные местоимения"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Гарифуллина Роза Ибрагимовна

Урок общеметодологической направленности .Цель урока :Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательные: сформировать представление о вопросительных и относительных местоимениях, отработать умение их различать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_6_klasse.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО учителя

Гарифуллина Роза Ибрагимовна

Учебный предмет

Русский язык

Класс

6

Дата урока

25 марта 2020 г.

Автор УМК

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Тема урока

Вопросительные и относительные местоимения

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цели урока

Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательные: сформировать представление о вопросительных и относительных местоимениях, отработать умение их различать.

УУД

Регулятивные УУД:

1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета.

2. Понимать, структурировать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

ЛичностныеУУД:

- Адекватно воспринимать оценку учителя.

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

– Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

– Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Средства ИКТ и материалы

ПК, интерактивная доска, элементы презентации со схемами и таблицами по теме; карточки-подсказки учителю.

Список дополнительной литературы

  • Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 класс» / Е. М. Сергеева. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2016. — 141 с.

Ссылки на интернет-ресурсы

https://school.tver.ru/system/methodic_documents/files/000/001/188/original/1409906192.pdf?1409906192

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/nabor_raznourovnevih_zadanij_po_kursu_russkogo_yazi_190941.html

https://pedsovet.su/fgos/6391_analiz_uroka_po_fgos

http://rus.1september.ru/view_article.php?id=200901606

Педагогические методы и приемы

Притча, “Я беру тебя с собой”, конструктор “События”, письмо по кругу, ТРИЗ-загадки.

Дополнительная информация

1. На следующем уроке при проверке домашнего задания № 4 вводится понятие местоименных (вопросительных и относительных) наречий для ознакомления и последующей актуализации знаний в 7 классе, а также для более системного усвоения материала по теме; озвучивается также альтернативная точка зрения лингвистов на данную классификацию.

2. Длительность урока в ГБОУ СОШ с.Русский Байтуган— 40 минут.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 мин)

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности

1. Чтение притчи Я. Корчака о местоимении, вопросы к учащимся;

2. Проверка домашнего задания (упр. 449);

3. Демонстрация темы урока, вопрос о предполагаемой цели урока (слайд 3 — число, классная работа, тема урока);

4. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний, итоговый вопрос: в каких по цели высказывания предложениях употребляются вопросительные местоимения?

(3 отметки в журнал)

1. Отвечают на вопросы к притче:

- О каких особенностях местоимений в образной форме поведал польский учитель?

- К какому разряду местоимений вы бы отнесли местоимение кто из этого текста? (слайд 1 со списком разрядов)

- Попробуйте определить, какие слова из использованных в тексте, кроме «малышки Кто», относятся к местоимениям (слайд 2 с текстом притчи)

- Какие разряды местоимений мы уже изучили? Приведите примеры (личные, возвратное)

2. Проверяют домашнее задание;

3. Записывают число, тему урока, определяют цель урока;

4. Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, делают вывод об употреблении вопросительных местоимений.

П5, П6, П 14, К13, Р1, Л9, Л11

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

1. Обобщение теоретического материала: Слова, на которые отвечают существительные (кто? что?), прилагательные (какой? чей? каков? который?) и числительные (сколько?) являются вопросительными местоимениями (потому что ИМЕНА!)

2. Слайд 4 с таблицами склонения чей? сколько?

3. Подача теоретического материла об относительных местоимениях;

4. Прием «Я беру тебя с собой».

(4 отметки в журнал)

1. Читают вслух теорию о вопросительных местоимениях, стр. 72; перечисляют вопросительные местоимения; анализируют, какие части речи они заменяют;

2. Склоняют местоимения кто? что? какой? который?, упр. 452 (устно), упр. 451 (письменно) с взаимной проверкой в парах, образец — устный ответ одного из учащихся.

3. Выделяют главное в теоретическом материале об относительных местоимениях, делают выводы об отличительных чертах (функция в предложении); заполняют «Конструктор «События» в форме таблицы «Если …, то …»;

4. Угадывают загаданные учителем признаки в игре «Я беру тебя с собой» (личные мест. 3 л, мест-прил, возвр. мест.)

П1, П2, П7, П8, П9, П10, К9, Р2, Р9, Л9

3. Этап закрепления и включения изученного в систему знаний (10 мин)

Цель этапа: закрепление и применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

1. Упр. 453, помочь в определении синтаксической роли местоимений;

2. Упр. 454;

3. Прием «Письмо по кругу», учитель зачитывает вслух результаты;

4. Упр. 456, объяснение грамматических норм употребления вопросительных и относительных местоимений и связанных с ними слов.

(6-8 отметок в журнал)

1. Упр. 453 с дополнительным заданием определить синтаксическую роль местоимений, делают выводы о том, какая она может быть, исходя из правила и упражнения;

2. Упр. 454;

3. Учащиеся делятся на несколько групп, каждый ученик в группе записывает на листочек вопрос с вопросительным местоимением, группы обмениваются листочками и записывают ответы на вопросы другой группы в виде предложений с относительными местоимениями (например: Что ты читаешь? Я читаю книгу, которую ты мне подарил)

4. Упр. 456.

П3, П4, П11, П 18, П 19, К2, К 8, К10, Р1, Р3, Р6, Л 7, Л11

4. Этап рефлексии учебной деятельности (5 мин)

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности

1. Подведение итогов урока;

2. Выставление и комментирование оценок;

3. Вопросы учащимся для рефлексии;

4. Трехуровневое домашнее задание:

I уровень (обязательный) — задания 1, 2;

II уровень (развитие речи, более глубокая рефлексия, исследование) — задание 3, 4 (на выбор);

III уровень (творческий) — задание 5.

(5-10 отметок в журнал)

1. Отвечают на вопросы для рефлексии:

- Какие вопросительные и относительные местоимения ты запомнил?

- Чем они отличаются?

- Какое слово в предложении Кто знает, в какое море впадает река Волга? является относительным местоимением?

- Каким членом предложения является местоимение что в предложении Что из коллекции понравилось вам больше всего?

- Укажите начальную форму местоимения чьими?

- Какие задания мне особенно понравились на уроке?

При выполнении каких заданий я испытывал затруднения?

2. Записывают домашнее задание.

П3, П7, П10, К5, P3, P4, P5, Л7

Приложение 1. Притча Януша Корчака:

        Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: КТО?

        Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки Кто, ты должен был бы спросить: «Это Казик стучит? или Менька? или тетя? или гончар? или продавец посуды? или кум Петр? или нищий?» А тот все отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: «Кто там?» — и в этом коротеньком «кто» сидят имена всех на свете людей. «Кто» — это местоимение.

Приложение 2. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний:

  1. Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (часы)
  2. Что возвратить нельзя? (время)
  3. С каким «божьим» цветком часто сравнивают старичков? («божий одуванчик»)
  4. Что бывает и виноградным, и томатным, и желудочным? (сок)
  5. В каком орехе есть молоко? (кокос)

  1. Чем является Кама по отношению к Волге? (приток)
  2. «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда, и была, как Буратино, я когда-то молода». Чья это песня? (черепахи)
  3. Кого писатель Н. Носов услал на Луну? (Незнайку)     молодому капитану из романов Жюля Верна? (пятнадцать)

Приложение 3. Домашнее задание (слайд 5):

  1. § 79, определение вопросительного и относительного местоимения, стр. 72, 74
  2. Упр. 455 с дополнительным заданием составить вопросы с вопросительными местоимениями к каждому предложению.
  3. Упр. 457 (устно)
  4. Почему кто, какой, чей, сколько — это местоимения, а где, куда, почему, как — это наречия?
  5. Сочинить загадки с вопросительными местоимениями.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе.

Русский язык 5 класс. / по учебнику Баранова, Ладыженской/. Технологическая карта урока....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание –З и –С на конце приставок»

Проводился открытый урок в 5 классе по теме: " Правописание -З и -С на конце приставок"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему "Наречие. Закрепление знаний"

Урок на тему "Наречие. Закрепление знаний" для обучающихся 9 классов ОУ, осуществляющих деятельность по АООП. Форма урока - деловая игра....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Описание животного"

Технологическая карта разработана с учетом всех требования ФГОС. Урок проводился в рамках конкурса "Учитель года Республики Башкортостан"...