Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе "Вопросительные и относительные местоимения"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Урок общеметодологической направленности .Цель урока :Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательные: сформировать представление о вопросительных и относительных местоимениях, отработать умение их различать. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_6_klasse.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ФИО учителя | Гарифуллина Роза Ибрагимовна |
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 6 |
Дата урока | 25 марта 2020 г. |
Автор УМК | М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. |
Тема урока | Вопросительные и относительные местоимения |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Цели урока | Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательные: сформировать представление о вопросительных и относительных местоимениях, отработать умение их различать. |
УУД | Регулятивные УУД: 1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета. 2. Понимать, структурировать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. ЛичностныеУУД: - Адекватно воспринимать оценку учителя. - Выражать положительное отношение к процессу познания. - Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. – Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. – Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности |
Средства ИКТ и материалы | ПК, интерактивная доска, элементы презентации со схемами и таблицами по теме; карточки-подсказки учителю. | |||||
Список дополнительной литературы |
| |||||
Ссылки на интернет-ресурсы | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/nabor_raznourovnevih_zadanij_po_kursu_russkogo_yazi_190941.html https://pedsovet.su/fgos/6391_analiz_uroka_po_fgos http://rus.1september.ru/view_article.php?id=200901606 | |||||
Педагогические методы и приемы | Притча, “Я беру тебя с собой”, конструктор “События”, письмо по кругу, ТРИЗ-загадки. | |||||
Дополнительная информация | 1. На следующем уроке при проверке домашнего задания № 4 вводится понятие местоименных (вопросительных и относительных) наречий для ознакомления и последующей актуализации знаний в 7 классе, а также для более системного усвоения материала по теме; озвучивается также альтернативная точка зрения лингвистов на данную классификацию. 2. Длительность урока в ГБОУ СОШ с.Русский Байтуган— 40 минут. | |||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 мин) | ||||||
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности | 1. Чтение притчи Я. Корчака о местоимении, вопросы к учащимся; 2. Проверка домашнего задания (упр. 449); 3. Демонстрация темы урока, вопрос о предполагаемой цели урока (слайд 3 — число, классная работа, тема урока); 4. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний, итоговый вопрос: в каких по цели высказывания предложениях употребляются вопросительные местоимения? (3 отметки в журнал) | 1. Отвечают на вопросы к притче: - О каких особенностях местоимений в образной форме поведал польский учитель? - К какому разряду местоимений вы бы отнесли местоимение кто из этого текста? (слайд 1 со списком разрядов) - Попробуйте определить, какие слова из использованных в тексте, кроме «малышки Кто», относятся к местоимениям (слайд 2 с текстом притчи) - Какие разряды местоимений мы уже изучили? Приведите примеры (личные, возвратное) 2. Проверяют домашнее задание; 3. Записывают число, тему урока, определяют цель урока; 4. Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, делают вывод об употреблении вопросительных местоимений. | П5, П6, П 14, К13, Р1, Л9, Л11 | |||
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 мин) | ||||||
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | 1. Обобщение теоретического материала: Слова, на которые отвечают существительные (кто? что?), прилагательные (какой? чей? каков? который?) и числительные (сколько?) являются вопросительными местоимениями (потому что ИМЕНА!) 2. Слайд 4 с таблицами склонения чей? сколько? 3. Подача теоретического материла об относительных местоимениях; 4. Прием «Я беру тебя с собой». (4 отметки в журнал) | 1. Читают вслух теорию о вопросительных местоимениях, стр. 72; перечисляют вопросительные местоимения; анализируют, какие части речи они заменяют; 2. Склоняют местоимения кто? что? какой? который?, упр. 452 (устно), упр. 451 (письменно) с взаимной проверкой в парах, образец — устный ответ одного из учащихся. 3. Выделяют главное в теоретическом материале об относительных местоимениях, делают выводы об отличительных чертах (функция в предложении); заполняют «Конструктор «События» в форме таблицы «Если …, то …»; 4. Угадывают загаданные учителем признаки в игре «Я беру тебя с собой» (личные мест. 3 л, мест-прил, возвр. мест.) | П1, П2, П7, П8, П9, П10, К9, Р2, Р9, Л9 | |||
3. Этап закрепления и включения изученного в систему знаний (10 мин) | ||||||
Цель этапа: закрепление и применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | 1. Упр. 453, помочь в определении синтаксической роли местоимений; 2. Упр. 454; 3. Прием «Письмо по кругу», учитель зачитывает вслух результаты; 4. Упр. 456, объяснение грамматических норм употребления вопросительных и относительных местоимений и связанных с ними слов. (6-8 отметок в журнал) | 1. Упр. 453 с дополнительным заданием определить синтаксическую роль местоимений, делают выводы о том, какая она может быть, исходя из правила и упражнения; 2. Упр. 454; 3. Учащиеся делятся на несколько групп, каждый ученик в группе записывает на листочек вопрос с вопросительным местоимением, группы обмениваются листочками и записывают ответы на вопросы другой группы в виде предложений с относительными местоимениями (например: Что ты читаешь? Я читаю книгу, которую ты мне подарил) 4. Упр. 456. | П3, П4, П11, П 18, П 19, К2, К 8, К10, Р1, Р3, Р6, Л 7, Л11 | |||
4. Этап рефлексии учебной деятельности (5 мин) | ||||||
Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности | 1. Подведение итогов урока; 2. Выставление и комментирование оценок; 3. Вопросы учащимся для рефлексии; 4. Трехуровневое домашнее задание: I уровень (обязательный) — задания 1, 2; II уровень (развитие речи, более глубокая рефлексия, исследование) — задание 3, 4 (на выбор); III уровень (творческий) — задание 5. (5-10 отметок в журнал) | 1. Отвечают на вопросы для рефлексии: - Какие вопросительные и относительные местоимения ты запомнил? - Чем они отличаются? - Какое слово в предложении Кто знает, в какое море впадает река Волга? является относительным местоимением? - Каким членом предложения является местоимение что в предложении Что из коллекции понравилось вам больше всего? - Укажите начальную форму местоимения чьими? - Какие задания мне особенно понравились на уроке? При выполнении каких заданий я испытывал затруднения? 2. Записывают домашнее задание. | П3, П7, П10, К5, P3, P4, P5, Л7 |
Приложение 1. Притча Януша Корчака:
Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: КТО?
Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки Кто, ты должен был бы спросить: «Это Казик стучит? или Менька? или тетя? или гончар? или продавец посуды? или кум Петр? или нищий?» А тот все отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: «Кто там?» — и в этом коротеньком «кто» сидят имена всех на свете людей. «Кто» — это местоимение.
Приложение 2. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний:
- Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (часы)
- Что возвратить нельзя? (время)
- С каким «божьим» цветком часто сравнивают старичков? («божий одуванчик»)
- Что бывает и виноградным, и томатным, и желудочным? (сок)
- В каком орехе есть молоко? (кокос)
- Чем является Кама по отношению к Волге? (приток)
- «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда, и была, как Буратино, я когда-то молода». Чья это песня? (черепахи)
- Кого писатель Н. Носов услал на Луну? (Незнайку) молодому капитану из романов Жюля Верна? (пятнадцать)
Приложение 3. Домашнее задание (слайд 5):
- § 79, определение вопросительного и относительного местоимения, стр. 72, 74
- Упр. 455 с дополнительным заданием составить вопросы с вопросительными местоимениями к каждому предложению.
- Упр. 457 (устно)
- Почему кто, какой, чей, сколько — это местоимения, а где, куда, почему, как — это наречия?
- Сочинить загадки с вопросительными местоимениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по русскому языку
Тема: ««Сложные слова»...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе.
Русский язык 5 класс. / по учебнику Баранова, Ладыженской/. Технологическая карта урока....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
Цели урока: 1.Образовательные: повторить и обобщить пройденное по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание –З и –С на конце приставок»
Проводился открытый урок в 5 классе по теме: " Правописание -З и -С на конце приставок"...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему "Наречие. Закрепление знаний"
Урок на тему "Наречие. Закрепление знаний" для обучающихся 9 классов ОУ, осуществляющих деятельность по АООП. Форма урока - деловая игра....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Описание животного"
Технологическая карта разработана с учетом всех требования ФГОС. Урок проводился в рамках конкурса "Учитель года Республики Башкортостан"...