Культура речи. Правильное употребление глаголов. Цели урока:
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока русского языка в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi._pravilnoe_upotreblenie_glagolov.docx | 40.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Культура речи. Правильное употребление глаголов.
Цели урока:
- формирование учебно-познавательной компетенции через постановку цели на уроке и организацию её достижения;
- совершенствование коммуникативной компетенции через овладение способами совместной деятельности, создание собственного текста;
- формирование информационной компетенции через овладение навыками работы с различными источниками информации.
Задачи:
- развивать творческие и коммуникативные способности ребят;
- развивать речь учащихся.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Планируемые результаты урока:
- предметные: научиться правильно употреблять глаголы в речи;
продолжать знакомство с языковыми нормами, лингвистическими словарями.
- метапредметные: овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательности действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.
- коммуникативные: слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
- регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции, осуществлять самоконтроль.
- познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- личностные: формулировать и аргументировать собственное мнение, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Основные термины, понятия: лингвистика, языковые нормы, орфоэпические нормы, паронимы, грамматические нормы, лингвистические нормы.
Подготовка, оформление и оборудование:
- записи на доске (тема, опорный конспект урока);
- раздаточный дидактический материал,
- компьютер.
Приложения: презентация, распечатанные задания.
Время урока: 30 минут
Ход урока.
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Запись в тетрадь даты урока.
- Подготовка к восприятию материала.
Чтение учителем стихотворения
Александр Матюшкин-Герке, писатель – пародист
(слайд «Весна»)
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов.
Проклинывая всё на белом свете
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша.
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Но выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь,
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой орфографический словарь.
- Соответствует ли творение рук человеческих тому, что мы видим за окном, на фотографии? В чем причина отсутствия гармонии? (Допущены речевые и грамматические ошибки)
- Чтобы не получилось того, о чём с улыбкой предупреждает нас в своей пародии Александр Матюшкин-Герке, что важно соблюдать?
Беседа
Все термины и их значения - на доске
- Что такое культура речи? (Раздел лингвистики, в котором изучаются нормы современного русского литературного языка).
- Вспомним, какие существуют нормы языка?
Построение схемы на доске
- эти нормы устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков (Орфоэпические).
- правила образования форм слова, словосочетаний и предложений устанавливают (Грамматические нормы).
- регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением (Лексические нормы).
- Посмотрите на текст стихотворения Матюшкина-Герке. В словах каких знакомых вам частях речи допущены ошибки? (В глаголах). Выделенные курсивом слова тесно связаны с глаголами, это причастия и деепричастия. О них мы узнаем в 7 классе.
- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на этом уроке? (Учиться употреблять глаголы, совершенствовать культуру речи, умения строить высказывание в соответствии с нормами русского языка).
Запись в тетрадь темы урока
- Обобщение изученного материала.
Орфоэпические нормы
(Слайд «Картина «Вечерний звон»)
- Прочитайте вслух стихотворение Н. Рубцова «Левитан», написанное по мотивам картины «Вечерний звон».
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, –
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
- Вы услышали звон? Как поэту удалось передать звучание звона? (за счет аллитерации).
- Какие согласные звуки преобладают в тексте стихотворения?
- Сколько раз встречается в тексте глагол звонить? Поставьте ударение в этих словах. Что заметили?
Закрепление изученного
(Задание на карточках выполняется по рядам)
Проверь себя: правильно ли ты произносишь слова? Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам. Расставьте ударение: звонить, включить, повторить.
Я звоню′, включу′, повторю′
Ты звони′шь, включи′шь, повтори′шь
Он звони′т, включи′т, повтори′т
Мы звони′м, включи′м, повтори′м
Вы звони′те, включи′те, повтори′те
Они звоня′т, включа′т, повторя′т
- Какую особенность изменения данных глаголов вы отметили? (Ударение приходится на окончание глагола).
(Слайд ждалА, звалА, началА, понялА, отдалА, НО клАла, крАла, слАла, и стлАла)
- В русском языке существует особое орфоэпическое правило произношения глаголов в прошедшем времени женского рода: ударение в таких формах обычно падает на последний слог (ждалА, звалА, началА, понялА, отдалА). Своеобразными исключениями из этого правила можно считать глаголы клАла, крАла, слАла, и стлАла. В этих словах ударение падает не на окончание, а на корень.
ПАМЯТКА №1
| Мужской род | Женский род |
занять | за′нял | заняла′ |
начать | на′чал | начала′ |
прибыть | при′был | прибыла′ |
подать | по′дал | подала′ |
продать | про′дал | продала′ |
создать | со′здал | создала′ |
налить | на′лил | налила′ |
обнять | о′бнял | обняла′ |
принять | при′нял | приняла′ |
понять | пОнял | понялА |
ПАМЯТКА №2
задАть – зАдал и доп. задАл
налИть – нАлил и доп. налИл
обнЯть – Обнял и доп. обнЯл
отдАть – Отдал и доп. отдАл
подАть – пОдал и доп. подАл
предАть – прЕдал и доп. предАл
продАть – прОдал и доп. продАл
прожИть – прОжил и доп. прожИл
создАть – сОздал и доп. создАл
Творческая работа
- Запишите тексты из 4-5 предложений на тему «Весна», употребив в них как можно больше глаголов с орфограммой «Написание –тся и –ться). Словарь: разлить, хотеть, окутывать, преображать, греть, поднимать, стать, слышать, пробивать, гулять, радовать, чувствовать, менять, делать, греть, проспать.
- Прочитайте текст. Какой звук произносили в глаголах? (Глаголы на -тся и -ться произносятся со звуком ц).
Вы заметили, что обычные глаголы вдруг стали «весенними»? В каком значении употребляются эти глаголы? Как называется художественное средство выразительности, позволяющее неживые явления и предметы изобразить как живые, одушевлённые? (Олицетворение).
Микровывод:
- Какие правила устанавливают орфоэпические нормы? (Постановку ударения в словах и произношение отдельных звуков).
Грамматические нормы
- Какие нормы мы называем грамматическими? (Нормы образования форм слов и связи с другими словами. Морфологические и синтаксические нормы).
Задание «Пропорции» (устно)
- Объясните пропорции и решите их.
(Слайд. Числитель – инфинитив, знаменатель – форма 1 лица ед. числа. Глаголы: пронзить, ощутить, скользить, победить).
(Решение: пронзить – пронжу, ощутить – ощущу, скользить – скольжу, победить –
одержу победу).
(Слайд. Числитель – инфинитив, знаменатель – форма повелительного наклонения ед.
число. Глаголы: лечь, положить, класть, приехать).
(Решение: лечь – ляг, положить – положи, класть – клади, приехать – приезжай)
Задание «Проверь себя»
(слайд: предложения с ошибками)
Карточка. Проверь себя: умеешь ли ты предупреждать и устранять ошибки в предложениях, связанных с употреблением глаголов? Запишите предложения согласно грамматическим нормам.
- 1 ряд: Когда я состарюсь, приедь ко мне, и мы пересмотрим наш альбом. Приехай на дачу, друг! Ласточка, прилеть ко мне с весною!
- 2 ряд: Таня, покладь тетради на стол. Выйди в поле, ляжь на траву! Сергей, плывь быстрее!
- 3 ряд: Помахай мне рукой на прощанье! Скакай, мой вернй конь, уж время.
(Приедь, приехай – приезжай, прилеть – прилети, покладь – положи, ляжь – ляг, плывь – плыви, помахай – помаши, скакай – скачи).
Микровывод. Грамматические нормы – это нормы образования слов, построения словосочетаний и предложений. Здесь очень важно уметь правильно образовывать повелительное наклонение глагола, правильно спрягать глагол.
Лексические нормы
- Какие нормы называем лексическими? (Это нормы правильного употребления слова в соответствии с его значением).
Задание «Выберите нужное слово».
(задание выполняется по рядам)
- (Надеть/ одеть) пальто, ордена, на спину рюкзак, ребенка, листвой.
- (Освоить /усвоить) профессию, тему, язык, участок.
- (Предоставить/представить) свободу, слово, возможность; проект, гостя, к ордену.
Слайд
Словарь
НАДЕТЬ (НАДЕВАТЬ) - ОДЕТЬ (ОДЕВАТЬ)
Надеть - покрыть одеждой тело (т.е. надеть на самого себя).
Одеть - покрыть кого-нибудь одеждой, покрывалом.
ОСВОИТЬ (ОСВАИВАТЬ) - УСВОИТЬ (УСВАИВАТЬ)
Освоить - вполне овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться.
Усвоить - сделать свойственным, привычным для себя.
ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ) - ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ)
Предоставить - отдать в распоряжение, пользование.
Представить - предъявить, сообщить.
Слайд
Понятие о паронимах
Паронимы – это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.
Фразеологизмы
Слайд
- Вы уже знаете, что в состав фразеологизмов часто входят глаголы. Как вы понимаете значение данных фразеологизмов?
Весна на носу –
- Невдалеке, рядом.
- Легко достижимое, доступное.
Одна ласточка весны не делает – первый признак не может служить итогом.
Язык и литература
Помнится мне рассказ отца, как ему мальчиком пришлось встречать Пасху в Москве.
– Московская Пасха, сынок, могучая! Кто раз повидал ее, тот всегда поминать будет! Грохнет в полночь первый удар колокола с Ивана Великого, так словно небо со звездами упадет на землю! А в колоколе-то шесть тысяч пудов, и для раскачивания языка требовалось двенадцать человек! Первый удар подгоняли к бою часов на Спасской башне. Часы пробьют – и сразу же взвивается к небу ракета, а за ней пальба из старых орудий на Тайницкой башне – сто один выстрел! Морем стелется Иван Великий, а остальные сорок сороков вторят ему, как реки в половодье! Такая сила плывет над Первопрестольной, что ты словно не ходишь, а на волнах качаешься маленькой щепкой. Могучая ночь, грому Господню подобная! Эх, сынок, не живописать словами пасхальную Москву!
(По рассказу В.Никифорова-Волгина «Светлая заутреня»)
Задание
- Определите тему, основную мысль, стиль и тип текста.
- Глаголы какого времени преобладают в тесте? Есть глаголы другого времени?
- Глаголы в форме настоящего (будущего) времени могут быть использованы при описании закончившихся событий. Такой художественный прием создает эффект присутствия: действия как бы происходят на глазах читателя или слушателя, и картина оживает.
-Заканчивая наш урок, предлагаю присоединиться к пасхальному звону колокола с Ивана Великого и позвонить в наши колокольчики во все города России, великую Победу жизни над смертью!
4.Подведение итогов урока.
- Что нового узнали? Чем запомнился урок?
Вывод: правильное использование глаголов в речи придаёт ей динамичность, помогает точно выразить свою мысль, свидетельствует о культурном уровне человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Культура речи.Правила употребления прилагательных. Лексические нормы".
Презентация к уроку русского языка по материалу учебника Львовой С.И., Львова В.В.Цель данного урока:1) тренировать умение учащихся использовать синонимы для объяснения лексического значения сло...
Урок русского языка в 5 классе "Правильное употребление глаголов"
Урок русского языка в 5 классе Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормыЦели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагол...
Конспект урока +презентация по теме: "Культура речи. Правильное построение предложения"
Продолжение работы по теме «Культура речи»; обобщение знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, систематизация знаний и применение их на практике ( тест "Главные члены предложения")- всё это н...
Урок русского языка для 5 класса на тему " Культура речи. Правильное употребление глаголов.
Урок соответствует ФГОС. В данной разработке предусмотрены: самостоятельная работа учащихся, работа в парах, проверка по эталону, индивидуальная оценка работы учащегося на уроке....
Урок русского языка в 6 классе по УМК под редакцией С. И. Львовой. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.
Целью данного урока является - развитие понятия "культура речи", умения правильно и красиво строить свою речь; - воспитание любви к родному языку, родному слову...
Урок Культуры речи. Правильное употребление предлогов, союзов, частиц
Урок направлен не только на умение правильно употреблять в своей речи предлоги, союзы и частицы, но и на развитие в обучающихся умения ставить перед собой цель, определять средства её достижения...
Урок русского языка в 5 классе. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы
Урок русского языка в 5 классеТема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы...