Урок русского языка в 6 классе по УМК под редакцией С. И. Львовой. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ильченко Елена Михайловна

Целью данного урока является 

  - развитие понятия "культура речи",  умения правильно и красиво строить свою речь;

  -  воспитание  любви к родному языку, родному слову;

  - продолжение  знакомства с языковыми нормами, лингвистическими словарями;

-  подготовка обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.

 

            

 

   

             

 

   

         

             - 

     

 

 

     

             - 

             -

 

      

      

          

          

        

             

             -

    

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Китаевского Новоселицкого р-на

Направление:   Урок русского языка в 6 классе по УМК под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова.  

Культура речи. Правильное употребление имён           прилагательных.

                                                               Подготовила: учитель русского языка

                                                               и литературы Ильченко Е. М.

                                                               МОУ СОШ №3 с. Китаевского

                                                               Новоселицкого района

                                                 

 

Цели:   - развивать понятие культуры речи, умение правильно и красиво строить свою речь;

             -  воспитывать любовь к родному языку, родному слову;

             - продолжать знакомство с языковыми нормами, лингвистическими словарями.

Ход урока

   I.  Организационный момент.

     У. Добрый день,  дорогие ребята!  Посмотрите в окно.

      Под голубыми небесами

      Великолепными коврами

      Блестя на солнце снег, снег лежит.

      Прозрачный лес один чернеет,

       И ель сквозь иней зеленеет,

       И речка подо льдом блестит…

       Вся комната янтарным блеском озарена….

       - Какая часть речи помогла нам увидеть такую удивительную картину?

      - Имя прилагательное.

 II. Подготовка к восприятию темы. Постановка цели.

У. Говорить мы сегодня снова будем о прилагательном.  Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф (СЛАЙД 1) и ответьте на вопрос:

« Почему мы не умеем общаться? И почему наша речь недостаточно хороша?»

- Потому что мы иногда не знаем, как правильно говорить.

- Что же поможет нам? Как называется предмет о правильной речи?

-  Культура речи.

-  Давайте попробуем сформулировать тему урока. О чём она?

- О культуре речи и прилагательных.

Тема  нашего урока: «Культура речи.  Правильное употребление имён прилагательных» (СЛАЙД 2)

Откройте  тетради, запишите число, тему урока:

Двадцать пятое декабря

Культура речи.  Правильное употребление имён прилагательных.

Классная работа

III. Повторение изученного о культуре речи.

У. Ребята, давайте вспомним, что такое культура речи? (СЛАЙД 4)

 - А какую речь мы считаем правильной?  Что важно соблюдать, чтобы не делать ошибок?        (Ответы детей: нормы) (СЛАЙД 5)

 - Что такое языковая норма?

- Какие группы языковых норм вы знаете?  (СЛАЙД 6)

- А в каких словарях содержатся эти нормы?  (на столах лежат словари6 орфоэпические, паронимов, толковые).

 IV. Восприятие нового материала.

 - Итак, прежде всего, обратимся к орфоэпическим нормам.

1).  Работа с орфоэпическим  словарём. Отработка навыков правильного произношения звуков. (Словарик «Говори правильно»)

1 группа -  Выписать слова, в которых произносится и [ч'н] и [шн], (средний уровень)

2 группа - только [шн], (слабый уровень)

3 группа -  только [ч’н]. (слабый уровень)

 4 группа - Упражнение №  319 (письменно) (высокий уровень) и дать ответ на вопрос:

 - Почему количество слов со звуками [шн] постепенно сокращается?  (В процессе развития языка это употребление вытеснялось [ч'н] под влиянием орфографии.) (СЛАЙД  8)

Слова с [шн] – всегда (Запись в тетрадь)

 2).  Знакомство с нормами ударения

Упражнение 320. Исправить ошибки в обозначении ударения (весь класс письменно).

 ( СЛАЙД  9) Проверяем все вместе.

Выполним тестовое задание из материалов ЕГЭ. (В тетради) (Слайд 10)

У.  В речи и на письме необходимо соблюдать грамматические нормы            

 (СЛАЙД 11)

У. Вспомним, как образуются сравнительная  и превосходная степени имён прилагательных.  (Слайд 12)

Упражнение 323.  Исправить ошибки.

 -Какие нормы нарушены? (все вместе) (работа со словарями).

Подготовка к ЕГЭ. (Слайд 13)

 У.  Очень важно овладеть лексическими нормами.

Упражнение 325 . (Устно) (какой вид ошибки допустили?)

Фразеологизмы – (СЛАЙД 14 - 15)

Упражнение 327(письменно) (это речевые ошибки)

Отработка заданий ЕГЭ. Как называются эти слова?   - ПАРОНИМЫ.      

V. Домашнее задание:

1.Материал учебника (читать, выучить определения).

2. Упр. №326,  №324.

3. Орфографический минимум №328.

 VI.  Итог урока. Рефлексия.

     - Что нового я узнал?

     -Чем полезен был урок?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. Подготовила: учитель русского языка и литературы Ильченко Е. М. МОУ СОШ №3 с. Китаевского Новоселицкого района

Слайд 2

Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако наш повседневный быт даёт немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо. Н. Формановская

Слайд 3

Двадцать пятое декабря Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных Классная работа

Слайд 4

Цели урока : развивать понятие культуры речи, умение правильно и красиво строить свою речь; воспитывать любовь к родному языку, родному слову; продолжать знакомство с языковыми нормами, лингвистическими словарями;

Слайд 5

Культура речи – раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от образных условий общения людей.

Слайд 6

Правильность речи – соблюдение языковых норм современного русского литературного языка. Языковая норма – правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ орфоэпические грамматические лексические орфографические и пунктуационные

Слайд 8

Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий нормы литературного произношения звуков и нормы ударения. Ударение – выделение слога в слове. Произношение – воспроизведение звуков речи.

Слайд 9

Упражнение №319 [ шн ] [ ч ’ н ] Порядочный [ шн ] Копеечный Скучный Сердечный (друг) Пустячный [ ч ’ н ] Молочный Мозаичный Конечный Обычный Гречневый Очный

Слайд 10

Упр. №320 кУхонный мУскулИстый кружковОй ку [ п ’ э ] йный , но ку [ пэ ] нУжно слИвовый грУшевый двоЮродный зубчАтый красИвейший ску [ шн ] ый [ щы сь ль вый ]

Слайд 11

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) вклЮчат 2) квартАл 3) донИзу 4) послалА

Слайд 12

Грамматические нормы Морфологические (формообразование, словоизменение) Синтаксические (построение словосочетаний и предложений)

Слайд 13

Трудные случаи употребления форм имен прилагательных Положительная степень Сравнительная степень Превосходная степень Сладкий хороший Слаще Более (менее) сладкий лучше Сладчайший Наисладчайший Наименее (наиболее) сладкий Лучший, самый лучший

Слайд 14

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) по ихнему желанию 2) в две тысячи пятом году 3) красивейший пейзаж 4) прополощи бельё

Слайд 15

Лексико-фразеологические нормы – нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.

Слайд 16

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание.

Слайд 17

В каком предложении вместо слова ЦЕЛЫЙ нужно употребить ЦЕЛОСТНЫЙ? Необходимо иметь целое представление о мире. Целые стаи птиц совершают ежегодную миграцию. Он вернулся с войны целый и невредимый. Я был готов любить целый мир.

Слайд 18

В каком предложении вместо слова НЕТЕРПИМЫЙ нужно употребить НЕСТЕРПИМЫЙ? Несколько раз в день он начищал свои сапоги до НЕТЕРПИМОГО блеска. НЕТЕРПИМОЕ отношение к окружающим мешает совместной работе в коллективе. Вечно раздраженная, НЕТЕРПИМАЯ к слабостям других людей, Людмила постоянно провоцировала конфликты. НЕТЕРПИМЫЙ к чужим мнениям, Алексеев с трудом шел на компромисс.

Слайд 19

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении

Слайд 20

Домашнее задание: 1.Материал учебника (читать, выучить определения). 2. Упр. №326, №324. 3. Орфографический минимум №328.

Слайд 21

РЕФЛЕКСИЯ 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересно / не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.

Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....

Урок русского языка для 5 класса на тему " Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Урок соответствует ФГОС. В данной разработке предусмотрены: самостоятельная работа учащихся, работа в парах, проверка по эталону, индивидуальная оценка работы учащегося  на уроке....

Урок Культуры речи. Правильное употребление предлогов, союзов, частиц

Урок  направлен не только на умение правильно употреблять в своей речи предлоги, союзы и частицы, но и на развитие в обучающихся умения ставить перед собой цель, определять средства её достижения...

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС...

Культура речи. Правильное употребление глаголов. Цели урока:

Конспект урока русского языка в 6 классе...

открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку  6 класс...