Урок русского языка для 5 класса на тему " Культура речи. Правильное употребление глаголов.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок соответствует ФГОС. В данной разработке предусмотрены: самостоятельная работа учащихся, работа в парах, проверка по эталону, индивидуальная оценка работы учащегося на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
5 класс
Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов.
Цели урока:
обучающие: формирование правильной речи учащихся; актуализация
опорных знаний и умений по теме « Употребление
глаголов»;
развивающие: развивать речевые навыки при построении устных и
письменных высказываний; развивать языковое чутьё;
воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.
I. Организационный момент (ввод в сюжет). Мотивация учащихся.
Учитель. Доброе утро. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке русского языка. Пусть девизом нашей встречи будут следующие утверждения… Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия. Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!
Сегодня у нас необычный урок по теме «Глагол», для того чтобы обобщить изученное, мы станем на 45 минут настоящими детективами. Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания, накопленный практический опыт, но и должен обладать определенным чутьем, интуицией, воображением и уметь оценивать свои действия. У вас на столе лежит индивидуальная карта оценки, в которой вы будете отмечать каждое выполненное задание.
Вчера, 7 мая в 22.00 пропал несовершеннолетний Гражданин Морфологии. Нарушение Закона УК 15-39 привело к ужасным последствиям. На сегодняшний день неизвестно, где он находится. Нет никакой надежды на дальнейшее проживание в семье самостоятельных частей речи, так как до сих пор не найден. Надежда только на особый союз детективов нашей школы, задача которых найти пропавшего гражданина и его Постоянные Морфологические признаки.
II. Основная часть. Актуализация знаний.
Нам передали Личное дело потерпевшего за №1. (схема) Первое, что мы внесем в него это дату начала расследования. Запишите в своих блокнотах-тетрадях дату урока- расследования: 7 мая. Классная работа. Давайте предположим ход нашего следствия или план поиска и попытаемся в течение урока найти пропавшего гражданина и украденные признаки. Точных сведений о пропавшем лице у нас нет. Каковы будут ваши предложения по расследованию?
Итак, план поиска.
- Уточнить приметы пропавшего.
- Выявить свидетелей - очевидцев, обратить внимание на особые приметы.
- Слушать показания свидетелей.
- Установить личность и обнаружить похищенное.
III. Обобщение и систематизация знаний.
1. Допрос свидетеля. Уточнить приметы пропавшего ( презентация « Употребление глаголов в речи») .
2.Выявить свидетелей- очевидцев, обратить внимание на особые приметы( тесты -4 варианта) .
Вариант 1.
1Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица единственного числа
А - Полощет Б—Дружит В- Бегут -Дышит
2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву.
А. Не кладите локти на стол во время еды.
Б. При выполнении упражнения лягте на коврик.
В. Вдалеке засветилась яркая звездочка, но вскоре она погасла.
Д. Они хочут встретиться.
3. Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.
А. Уважайте старших
Б. Приезжайте к нам
В. Едьте скорее
Д. Нагружайте машину.
4. Найдите ошибку в употреблении глагольных форм
А.Одеть пальто
Б. Задеть соседа
В. Оплатить проезд
В. Владеть собой
Вариант 2
1Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица единственного числа
А - Ждёт Б - Листает В- Махает Д- Гонит
2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву.
А.Ты должен класть в портфель только книги и тетради
Б. Дети любят играть с котёнком
В.Если вы хотите быть вежливыми, непременно здоровайтесь
Д. Я обязательно побежу всех своих врагов.
3.Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.
А.Сложите два числа
Б. Разложите на множители
В.Ложите книги на стол
Д.Положите руки на парту
4. Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.
А.Не бежите по лестнице
Б.Не дрожите понапрасну
В. Не лежите на траве
Д.Не служите двум господам
Вариант3
1Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица единственного числа
А - Несёт Б- Листает В- Тыкает( пальцем) Д- Притихнет
2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву.
А.Положи вилку на место
Б.Девочка сыплет корм курам
В. Летом мы ездим отдыхать на море
Д.Не махай руками при разговоре
3.Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.
А.Рабочие соревнуются
Б. Родители волнуются
В. Дети играются
Д. Обиды забываются
4.Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.
А.Ребята не хочут отдыхать
Б. Волны рокочут вдали
В. Родители хлопочут обо всём
Д.Старушки что-то бормочут
Вариант 4
1Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица единственного числа
А - Бьёт Б - Несёт В - Плескает Д –Сыплет
2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву.
А.Им движет чувство сострадания
Б.Снова собирались тучи
В.Доброта и справедливость закладываются в человеке с раннего детства
Д. Дома я всегда кушаю с аппетитом
3.Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.
А.Отрежь хлеба
Б. Намажь маслом
В. Ляжь отдохнуть
Д.Спрячь нож
4.Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.
А. Едьте скорее
Б.Нагружайте машину
В.Время движется
Д.Машет рукой
Физминутка
( повторение повелительного наклонения глагола)
Комплекс упражнений для физпаузы.
1. Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трёх, откройте глаза и посмотрите вдаль, считайте до пяти. Повторите 3 раза.
2. Закройте глаза, проделайте круговые движения глазами в правую сторону(3 раза), столько же в левую сторону. Откройте глаза, посмотрите вдаль на счёт 1-6. Повторите 3 раза.
3.Встаньте, руки поставьте на пояс. На счёт 1-2 сведите локти вперёд, голову наклоните вперёд. На счёт 3-4 – локти назад, прогнитесь. Повторите 5 раз. Руки опустите вниз и потрясите расслабленно.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации. Слушаем показания. Сейчас я расскажу вам одну очень интересную историю. Однажды встретились два друга – спортсмена, и один, рассказывая о своих спортивных победах, сказал: «В этом году на соревнованиях в области я обязательно победю, нет, побежу…».
- Эх ты, не знаешь, как правильно сказать, надо говорить побежду!
Ребята, кто прав в этом споре, и как сказать правильно?
Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:
- победить –
- убедить –
- командовать –
- доверять –
- пылесосить –
- преодолеть –
- висеть –
- жалеть –
- очутиться –
- выкопать
- ощутить –
- задудеть –
Итак, какие выводы можно сделать по проведенному следствию. Кто же этот пропавший гражданин? Почему сразу не обнаружили? ( Неправильно употребляли глаголы). Оказывается, глагол ещё обокрали. Поможем найти похищенное.
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. ( Работа в парах)
Установить личность и обнаружить похищенное имущество (Лови ошибку – повторение вида); (Шерлок Холмс – музыка)
Прочитайте текст про себя, затем вслух, исправив речевые ошибки.
Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывает Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов.
Мы можем заполнить дело за номером 1 несовершеннолетнего гражданина Глагола. Какой потерянный признак мы нашли? (вид) А какие же признаки не были украдены преступниками? (наклонение, число, время, лицо и род).
Сегодня же дело №1 будет передано в следственные органы для задержания преступников и возвращения украденных вещей. Наша работа продолжается, дома вы выполните дело №2, составите текст выступления на тему « По хорошей речи хорошо и узнать человека», запишите задание в своих дневниках. Я благодарю всех детективов за работу.
Оценивание ( индивидуальные карты оценивания). Выставление оценок.
Подведем итоги работы на уроке: ( Положите на чаши весов красные кубики, если на уроке мне было понятно, и в моей работе нет ошибок и синие кубики, если на уроке мне было понятно, но в моей работе 1-3 ошибки). ( Звучит музыка из песни « Наша служба и опасна, и трудна).
Вы молодцы!
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. ( если останется время)
Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.
1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)
2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)
3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)
4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)
5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)
6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)
7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...
урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"
ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».
Данные дидактические материалы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...
Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».
Данные дидактические материалы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...
Культура речи. Правильное употребление глаголов. Цели урока:
Конспект урока русского языка в 6 классе...