Урок русского языка в 5 классе "Правильное употребление глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы
Цели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагола.
Задачи:
1. совершенствовать умение определять роль глагольных форм в предложении.
2. Развивать рефлексивные умения и навыки.
3. Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе 161
Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы
Цели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагола.
Задачи:
1. совершенствовать умение определять роль глагольных форм в предложении.
2. Развивать рефлексивные умения и навыки.
3. Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.
Основные термины: глагол, нормы: орфоэпические, лексические, грамматические
Оборудование: компьютер; медиапроектор; экран; раздаточный материал для работы в парах и домашнее задание.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.
- Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты
Умение:
- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
- обобщать полученную информацию,
- прогнозировать учебную ситуацию,
- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты
Умение:
- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные результаты
Умение:
- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
- использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме,
- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.
Предметные результаты
Формирование навыка работы со словарями
Умения определять и исправлять ошибки
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 3 мин | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать. И друг другу помогать. Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, гостям. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Слайд 2 Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист? «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова». Н. Греч Конечно, это глагол. Запишите высказывание в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? Животворит – одухотворяет. Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу». Перед вами лежат листы самооценки, в которых вы будете себя оценивать за выполненные задания на уроке. | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся 10 мин | Слайд 3 1.Разминка Глагол Вид Переходные глаголы Возвратные глаголы Спряжение Наклонение Время Норма Орфоэпические нормы Грамматические нормы - Какие понятия мы рассматривали не прошлом уроке? Слайд 4, 5,6 Определение нормы, орфоэпических и грамматических Слайд 7 самооценка Слайд 8,9 2.Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам. Расставьте ударение: звонить, включить, вручить. Задание выполняем по рядам. Ед.ч 1 л звонЮ включУ вручУ 2 л. звонИшь включИшь вручИшь 3 л. звонИм включИт вручИт Мн.ч. 1 л звонИм включИм вручИм 2 л. звонИте включИте вручИте 3 л. звонЯт включАт вручАт Слайд 10 3.Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов: Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить. слайд 11 От каких глаголов вы не образовали нужную форму? Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить, задудеть – могу задудеть). Слайд 12 самооценка | Ответы Проверка Оценивают себя. Проверка Оценивают себя. Орфоэпические нормы – устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах. Проверка Грамматические нормы – это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений Оценивают себя. | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). 2 мин | Слайд 13Стадия вызова Ребята, скоро будет последний звонок, а я не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ. Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ? Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол? Цели урока? Слайд 14,15 | Ответы Формулируют тему, цель и задачи урока Оценивают себя. | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог. |
Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: составить план достижения целей 5 мин | Слайд 16.Стадия осмысления. 1. Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу (инсерт) Учитель: Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки на полях: "V"- уже знал "+ - новое "?" - не понял Учащиеся читают тексты (приложение 1) Сделайте вывод Лексические ошибки обусловлены употреблением слова без учета его точного лексического значения или требования лексической сочетаемости. НЕОБХОДИМО учитывать ситуацию общения и не допускать употребления в книжной речи разговорных или просторечных слов. Слайды 17-35 Физминутка. | Намечают пути решения задач Работа по группам Проверка Оценивание | Планирование, прогнозирование (Р), Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний 8 мин | Слайд 36-37 Вернемся к словам ОДЕТЬ-НАДЕТЬ Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе прелог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо. Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным. Одеть КОГО_ТО Надеть ЧТО_ТО 1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть) 3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу. - Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение. Я надела платье Слайд 38,39 Упр.756 1,2,3,4,6) нарушение требования лексической сочетаемости (глубокое небо, сказали результаты, не щадил ничего; не увидала, как заснула; построили памятник), правильно: высокое небо; объявили результаты; не жалел ничего; не заметила, как заснула; установили памятник; 5) нарушены стилистические нормы, а также нормы грамматические синтаксические (поженилась Марья с молодцом), правильно: сыграли Марья с молодцом свадьбу; 7) употребление слова без учёта его точного лексического значения (наступила метель), правильно: началась метель; 8) употребление слова без учёта его точного лексического значения (не мог учиться), правильно: не имел возможности учиться; 9) употребление в близком контексте однокоренных слов – тавтология (приблизился ближе), правильно: подошёл ближе. | Работа в паре Оценивание по цепочке Оценивание | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Самостоятельная работа Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности 5 мин | Слайд 40 Упр.758 записать предложения в исправленном виде Упр.760 (работа со словариком) ЗАДАНИЯ (карточки) 1. Почему учитель из кинофильма "Доживем до понедельника" возмутил-ся, услышав фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"? 2.Кто сказал правильно? Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто». Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер». 3. Из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию": Слайд 43 2.Игра «Корректор». Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни. | Работа в паре Проверка, оценивание. Работа в группе Проверка, оценивание. Работа индивидуально Проверка, оценивание. | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 10 мин Домашнее задание 2 мин | С какими нормами вы познакомились на уроке? Как это знание вам пригодиться в жизни? Приведите примеры. Слайд 44 Синквейн - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определённое строение. Первая строка- тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме). Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных). Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола). Четвёртая строка - что автор думает? (фраза из четырёх слов). Пятая строка - новое звучание темы (синоним) НОРМА СЛАЙД 45Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Написать сочинение-миниатюру «Какая речь называется правильной» Составить текст из глаголов | Составляют синквейн Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Областной семинар
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы
Учитель русского языка и литературы первой категории
Брехнева Любовь Владимировна
2013 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме "Употребление наречий в тексте".
Для изучения материала использовались технические средства при просмотре эпизода художественного фильма о народном гулянии на Масленицу, ученическая презентация, картина Б.Кустодиева "Широкая Маслениц...
Презентация к уроку русского языка по теме: "Употребление причастий и деепричастий"
Презентацию можно использовать в качестве фрагмента урока в 7 классе....
Урок русского языка по теме "Употребление фразеологизмов в речи"
Урок русского языка по теме "Употребление фразеологизмов в речи"...
Урок русского языка по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи"
Презентация урока по теме "Роль причастий и деепричастий в художественном произведении"...
Урок русского языка по теме "Употребление прописных букв"
Представленная презентация содержит авторский материал к уроку русского языка в 10 классе по теме "Употребление прописных букв"....
Урок русского языка по теме "Употребление наклонений глагола" 6 класс
Урок систематизации и обобщения материала по теме с учётом требований ФГОС....
Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"
Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...