Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.. Определение рода у несклоняемых имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 37.63 КБ |
opredelenie_roda_u_nesklonyaemyh_imen_sushchestvitelnyh.ppt | 792.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №5 имени Карла Мая, г Санкт - Петербург..
УМК: Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский – М.: «Просвещение», 2020.
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 6 А
Дата проведения: 07.12.2021г.
Учитель: Бардина Марина Ивановна
Тип урока: урок "открытия" нового знания (технология деятельностного подхода)
Тема: "Определение рода у несклоняемых имён существительных ".
Цели урока:
Образовательная цель: способствование формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых имён существительных; формированию представления об особенностях рода несклоняемых имён существительных; создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к русскому языку.
Развивающая цель: развитие логического мышления через умение ставить и анализировать учебную задачу, нахождение способов её решения; формирование умения определять границы между знанием и незнанием, способность к самостоятельному суждению, грамотно работать с информацией.
Воспитательная цель: развитие умения понимать и принимать точку зрения других, быть толерантным, обладать коммуникативной культурой, умением высказывать свою точку зрения, работать в паре и группе; способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности, воспитанию положительной мотивации к учению.
Планируемые результаты:
Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)
Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Метапредметные:
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено;
Познавательные: выполняют задания развивающего характера, преобразовывают информацию, анализируют, сравнивают, делают выводы;
Коммуникативные: учатся слышать и понимать партнёров, правильно выражать свои мысли, контролировать и оценивать свою работу и её результат.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||
1. | Этап мотивации (самоопределе-ние) к учебной деятельности. | Цель: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Улыбнитесь друг другу, поделитесь теплом своей души и хорошим настроением с товарищем, ведь нам сегодня предстоит интересная и увлекательная работа. Сегодня мы обратимся к несклоняемым именам существительным . | Эмоциональный настрой на урок; активное слушание, выдвижение предположений. | Личностные: положительно относятся к учебной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; формируют мотивацию к изучению нового материала. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознают учебно – познавательную задачу; контролируют свои действия | |||
2. | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Цель: предложить задания близкие жизненному опыту учащихся; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, для усвоения нового материала | Вы уже знаете, какие имена существительные называются несклоняемыми. Кто хочет о них рассказать? -Можем ли мы прожить хотя бы день без этих существительных? Нет! Составьте устный текст на тему «Как начинается мой день» при этом используйте несклоняемые имена существительные. (Примерный текст: «Утром я встаю, пью кофе и слушаю передачу по радио. Потом я надеваю пальто и быстро шагаю по шоссе в школу») Текст хорош, но каких слов здесь не хватает? (Имён прилагательных) | Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. Строят понятные для собеседника высказывания. Активизируют имевшиеся ранее знания, активно погружаются в тему. Фронтальная работа | Познавательные: анализируют объекты; выдвигают гипотезы; доказывают своё мнение. Регулятивные: фиксируют затруднения, принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: выражают свои мысли, аргументируют своё мнение, учитывают мнение одноклассников. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности | |||
3. | Выявление места и причины затруднения. | Цель: выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности | А какие бы вы испытывали трудности при написании прилагательных с несклоняемыми именами существительными? (Написание окончания) Почему? (Род данных существительных не знают). А теперь давайте сформулируем тему нашего урока. А какую мы перед собой поставим цель? | Обдумывают ответы на вопросы; формулируют тему и цель урока, составляют план урока. Фронтальная работа | Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делают обобщения, выводы. Регулятивные: прогнозируют предстоящую работу; осознают недостаточность своих знаний; осуществляют познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению. | |||
4. | Открытие новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения. | Цель: зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения | (Дети заранее распределяются в группы по 4 человека) Перед вами слова: Шоссе, такси, алоэ, шимпанзе, какаду, кенгуру, леди, мадам, мисс, Батуми, Миссисипи, Гоби. Разделите эти слова на группы. Составьте по одному вопросу для каждой группы. Подумайте: по каким критериям вы разделите эти слова. Сколько групп у вас получилось? По каким критериям вы их разделили? Какие слова вошли в первую группу? (Неодушевлённые предметы) Какие слова вошли во вторую группу? (Слова, обозначающие животных, птиц) Какие слова вошли в третью группу? ( Слова, обозначающие лиц женского рода) Какие слова вошли в четвёртую группу? (Географические наименования: названия городов, рек, островов и т. д.) Как вы думаете: если у несклоняемых существительных по внешней форме род определить нельзя, то какой в данном случае может быть показатель рода? (Одушевлённость- неодушевлённость, обозначение лиц женского- мужского рода, грамматический род нарицательного существительного, обозначающего родовое понятие, т.е. по роду слов город, река, озеро) Что было трудным на этом этапе? Как бы вы оценили работу группы? А свою собственную? Работа по учебнику. Стр. 143. (Материал для ознакомления) |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Групповая работа Учащиеся анализируют и оценивают свою работу и работу одноклассников. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя и прочитанного материала из учебника; выдвигают гипотезы; самостоятельно создают способы решения проблем; строят логические цепи рассуждений. Личностные: слушают учителя и сверстников. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно – познавательных задач. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. | |||
5. | Реализация построенного проекта. | Цель: зафиксировать алгоритм определения рода у несклоняемых имён существительных; организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально и в группах) | Подберите к данным именам существительным имена прилагательные. Какой алгоритм работы мы с вами составим? (Определяем, какое это существительное: одушевлённое или неодушевлённое, обозначает лиц женского или мужского пола, а если это имя собственное, то определяем, к какому грамматическому роду нарицательного существительного принадлежит). Обозначьте окончания прилагательных. Примеры словосочетаний: прямое шоссе, маршрутное такси, целебное алоэ, весёлый шимпанзе, красивый какаду, молодой кенгуру, почтенная леди, строгая мадам, скромная мисс, солнечный Батуми, широкая Миссисипи, живописный Капри. | Воспринимают на слух информацию, работают со словарями и справочной литературой; корректируют алгоритм или кластер. Учащиеся несколько примеров делают фронтально, создав образец выполнения, далее работают в парах. Парная и фронтальная работа | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно создают способы решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно – познавательных задач. Регулятивные: контролируют учебные действия, корректируют, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | |||
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности; самоорганизация отдыха на уроке. Мы – весёлые мартышки, мы играем громко слишком. Все ногами топаем, все руками хлопаем, Надуваем щёчки, скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесём к виску И друг другу даже язычки покажем! Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я слово ТРИ, все с гримасами замри РАЗ, ДВА, ТРИ! | ||||||||
6. | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Цель: формировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок | К данным несклоняемым существительным подберите существительные, обозначающие родовое понятие, определите род несклоняемых существительных: кольраби (капуста- ж. р.), салями (колбаса- ж. р.), инкогнито (лицо – ср. р.), Мали ( государство – ср. р. или страна – ж. р.), авеню (улица – ж. р.) денди ( модный мужчина – м. р.), Баку ( город- м. р.), Конго ( река – ж. р.),Онтарио ( озеро- ср. р.). Обратите внимание: такие слова, как салями, кольраби и авеню обозначают неодушевлённые предметы, но являются исключением, их род обозначается по родовому понятию. Запишите ещё несколько слов – исключений: Кофе (м. р.), пенальти (. р.), хинди язык-м. р.), тюль (м. р.), шампунь (м.р.). В группе существительных, называющих животных и птиц есть тоже исключения: цеце ( муха – ж. р.), иваси ( сельдь – ж. р.). В данной группе мужской род обозначается безотносительно к полу животного, но если контекст указывает на самку, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода. Составьте предложения, употребив слова кенгуру и шимпанзе в форме ж. р. Пример: 1. Кенгуру несла в сумке кенгурёнка; 2. Шимпанзе кормила детёныша. Подберите к данным существительным прилагательные, определите род: Пианино, метро, пальто, жюри, кашне, депо, Чили, какао, фасоль. | Учащиеся выполняют упражнение. Речевое проговаривание по цепочке; слушают и обсуждают ответы товарищей, производя по ходу выполнения работы самоконтроль , самооценку и взаимоконтроль. Фронтальная работа | Познавательные: анализируют объекты с целью выделения признаков. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников, планируют свои действия организации работы на уроке. Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение работать в парах. Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. | |||
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | А сейчас откройте учебники на стр.143 упр. 273 , прочитайте внимательно задание и, пользуясь построенным алгоритмом, выполните задание, данное в упражнении. | Самостоятельно выполняют задание, пользуясь построенным алгоритмом, работают с учебником. Индивидуальная работа. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя , по воспроизведению в памяти. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Личностные: нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания; способность оценивать свои действия. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |||
8. | Включение нового в систему знаний и повторения с взаимопровер-кой. | Цель: включение нового способа действий в систему знаний. | А сейчас, ребята, откройте орфографические словари, найдите по 2 несклоняемых существительных на каждый род (м.р; ж.р; ср.р.), или приведите свои примеры, запишите их в тетради. А сейчас поменяйтесь своими тетрадями и проверьте работы друг друга. | 1 этап: индивидуальная работа учащихся с использованием справочной литературы (орфографических словарей) 2 этап: учащиеся осуществляют взаимопроверку работ, устраняя допущенные ошибки, оценивая работу одноклассника. Индивидуальная и парная работа. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; объясняют и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |||
9 | Домашнее задание | Цель: включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий | Домашнее задание: 1. Найти в словарях или в сети Интернет и записать лексическое толкование 4 - 5 любых изученных сегодня на уроке новых слов. 2. Упр.274 стр.144. | Выбор дифференцированного домашнего задания. | Регулятивные: умеют делать выбор соответственно своей мотивации. | |||
10. | Рефлексия. | Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия | Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Какой алгоритм работы с несклоняемыми существительными мы составили, чтобы определять правильно их род? Научились мы работать по этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса. А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники. На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Урок окончен, до свидания! | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке. Заполняют дневники достижений | Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. Регулятивные: оценивают свою работу. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: способствование формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых имён существительных; формированию представления об особенностях рода несклоняемых имён существительных; создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к русскому языку.
Род несклоняемых неодушевленных имен существительных.
Род несклоняемых одушевленных имен существительных.
Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия и названия органов печати Род географических названий определяется по роду тех нарицательных существительных, которыми эти названия могут быть заменены. Сухуми (город) – м.р. Колорадо (река) – ж.р. Названия органов печати , если они являются несклоняемыми существительными, определяются по родовому понятию. «Таймс» – газета (ж.р.)
Род сложносокращенных слов. Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова. СНГ –Содружество Независимых Государств (Ср.р.) Некоторые сложносокращенные слова, оканчивающиеся на твердую согласную, являются существительными м.р., если они образованы из начальных звуков. Вуз, МИД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...
технологическая карта урока русского языка на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"
Данная технологическая карта разработана в соответствии с ФГОС. Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская. Тема урока "Собственные и нарицательные имена существительные....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...