Разбор сочинения.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Хангуева Антонина Савельевна

Разбор сочинения- рассуждения в 11 классе и оценивание его по презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razbor_sochineniya.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Хангуева Антонина Саввельевна

Урок русского языка

Образовательное учреждение

МОУ Корсукская СОШ Эхирит- Булагатского района

Мастер- класс «Сочинение- рассуждение на ЕГЭ»

Класс

11

Тема

«Разбор сочинения- рассуждения»

Цели урока

Создание условий для включения в учебную деятельность на личностно значимом уровне, для успешной работы в творческой мастерской по составлению сочинений – рассуждений на основе экспертизы работ выпускников

Технология

Технология критического мышления и технология развития информационно- интеллектуальной компетентности (ТКМ и ТРИИК)

Формы и методы

Работа по алгоритму, работа в группах, индивидуальная работа

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

- формирование нравственных качеств обучающихся (дружбы, взаимоотношения)

- формирование умения задумываться над своими поступками, соотносить их с общепринятыми нравственными критериями)

- формирование умения работать по алгоритму

- формирование умения разбирать сочинения по критериям оценивания

- формирование умения комментировать авторские рассуждения,

- формирование умения определять проблему

- формирование умения выражать собственное мнение по заявленной проблеме

- формирование умения подбирать убедительные доказательства своей точки зрения

- отработка умения создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста по заданной модели

- отработка умения способности оценивать  чужую речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их

- отработка умения совершенствовать и редактировать тексты своих сверстников;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литература

ИКТ

Презентация

Раздаточный материал: текст И.Ильина, текст сочинения, памятки по критериям оценки сочинения- рассуждения, карточки с фрагментами сочинения для 3 групп

Фронтальная

Групповая (работа в паре)

Приём, форма работы, задания , используемые на уроке

1.

Логическая цепочка:

- алгоритм по составлению сочинения- рассуждения

- алгоритм критерий оценивания сочинений

Презентация «Разбор сочинения»

Словарно- лексическая работа

Толкование слова «дружба»

Работа с эпиграфом

Выбор афоризма для эпиграфа

Работа с текстом и сочинением

Чтение исходного текста И.Ильина

и сочинения выпускника

Работа с презентацией

Фронтальный опрос

Работа в группах:

  1. «Эксперты»
  2. «Лингвисты»
  3. «Учителя»

Эксперты- Критерии №1- 5

Учителя- Критерии №6- 9

Лингвисты- Критерии №10- 12

Оценивание сочинения по критериям

Результаты оценивания

Составление сочинения- рассуждения

Восстановление текста

Тема урока

«Разбор сочинения- рассуждения» Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ)

Цель

Формирование навыков  написания сочинения-рассуждения

Задачи

Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.

Помощь обучающимся в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.

Развитие монологической и диалогической речи.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, критерии оценки сочинения на ЕГЭ

Ресурсы

ИКТ с презентацией, тексты для  организации работы по написанию сочинения;  памятки по критериям оценки сочинения- рассуждения, рабочий лист (черновик).

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая (работа в паре), работа, самостоятельная работа.

Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

  1. Организационный.
  2. Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем.

Обращается к обучающимся:

Ребята, перед вами два очередных текста: один исходный, какой обычно предлагают на экзамене ЕГЭ, и по которому выпускники выполняют задание С, т.е. пишут сочинение- рассуждение, а второй текст сочинение выпускника по этому исходному тексту.

- Проблемный вопрос:

Как вы считаете, почему  я предлагаю вам эти тексты?  Как может быть сформулирована тема урока и задачи?

Подготовка   к работе на уроке.

Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока

- Я думаю, что сегодня мы будем разбирать сочинение по критериям

- Оценка сочинения по критериям

- Составление текста по композиции сочинения- рассуждения

- Анализ ошибок

Самопроверка готовности к уроку

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

III. Определение цели и  задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

Итак, ребята, сегодня  в нашей творческой мастерской мы покажем мастер- класс по разбору сочинений.

И эту работу мы проведём в необычной форме: вы сыграете роль экспертов. Для этого мы разделимся на 3 группы:                             1гр- группа экспертов      2гр- группа лингвистов   3гр- группа учителей

Группы будут работать по определённым критериям:

Эксперты- Критерии №1- 4 Учителя- Критерии №5- 8 Лингвисты- Критерии №9- 12

Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. 

Формулируется тема урока «Разбор сочинения- рассуждения»

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение 

IV. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

 

- Чтобы сэкономить время на уроке, чтение текста было задано на дом. А вот с текстом сочинения выпускника вы ознакомитесь сейчас. Время даётся вам 2 минуты.

- Проверка домашнего задания:

1. Дать толкование слова «счастье»

2. примеры возможных эпиграфов к тексту  о счастье

- Какой эпиграф подойдёт к сочинению выясним к концу урока.

- Прежде чем приступить к работе повторим алгоритм рассуждения Слайд №2и3

- А теперь повторим критерии оценки задания С, перед вами памятки по этим критериям, поработаем по Слайду№4 

 

Лексическая работа.

1)дружба- это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова

2) настоящее счастье долгожданное счастье призрачное счастье

  • Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье- к несчастному.          Франсуа де Ларошфука
  • Время, деньги… Счастлив тот, кто не считает ни то, ни другое. Алексей Иванов

  • Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. 
    Бенедикт Спиноза
  • Каждый кузнец своего счатья.                 Саллюстий Гай Саллюстий Крисп
  • Я счастлив и доволен, потому что я так думаю.                          Ален Рене Лесаж
  • Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.                             Иоанн Златоуст

        

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения

V.Фиксация индивидуальных затруднений при выполнении заданий. Работа с текстом. Выставление баллов с комментариями

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению чебного действия. 

- Каждая группа выполняет свои задания

Организует работу в группах по определению заданий.

Помогает в разборе критерий оценок.

Демонстрирует выводы экспертов.

Учащиеся читают, анализируют текст.  

Работают в парах. Анализируют,  сопоставляют по памятке критерий оценок  и выставляют баллы.

Информация о выполнении задания.

1 группа комментирует.         2 группа комментирует  3 группа комментирует

Выставление баллов и комментарий к ним

Корректируют ответы друг друга.

Сопоставляют с оценкой  и выводами экспертов.

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные: выработка умения слушать,  быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

VI.Самостоятельная работа с  фрагментами индивидуальной  работы (работа на карточках), позволяющая выстроить логику сочинения.

Прослушивание частей сочинения  учащихся и составление сочинения

Цель: усвоение учащимися композиции сочинения-

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Раздаёт фрагменты сочинений на карточках

Оказывает помощь учащимся при написании работ.

Восстанавливают текст по структуре рассуждения

Письменно оформляют проанализированное.

Обмениваются написанным, корректируют  и собирают сочинение.

Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

VII. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Слово учителя.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы.

Выбор ответа:             Урок получился…            1. Полезным                       2. Успешным                       3. Отличным

Моё участие на уроке… 1. Самое активное            2. Активное                         3. Не совсем активное

На уроке я понял…               1. Структуру сочинения  2. Критерии оценки сочинения                        3. Что справлюсь с заданием С на ЕГЭ

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

VIII. Домашнее задание. 

Предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту И.Ильина  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе

Коммуникативные создание  сочинения-рассуждения по данному тексту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....

Полготовка к итоговому сочинению: разбор направления"Забвению не подлежит"

Методика работы .Подготовка к итоговому сочинению- самое сложное для учащихся, поэтому поэтапное введение в тему необходимо.Алгоритм подготовки прост и понятен, рассмотрены основные аспекты для подгот...

Разбор направлений для Итогового сочинения

Подготовка учащихся выпускных классов к Итоговому сочинению по литературе....

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....

Разбор сочинения- рассуждения и его экспертиза

Практический опыт по применению технологии развития критического мышления  по подготовке к ЕГЭ. Описание нетрадиционной формы обучения по подготовке к сочинению- рассуждению: дети выступают в рол...

Презентация. Разбор сочинения.

Презентация. Разбор сочинения....

План морфологического разбора причастия (по требованиям ВПР) с образцом разбора

Презентация позволит выполнить  первичный морфологический разбор причастия по требованиям ВПР...