Разбор направлений для Итогового сочинения
консультация по литературе (11 класс)

Киреева Надежда Геннадьевна

Подготовка учащихся выпускных классов к Итоговому сочинению по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razbor_napravleniy_dlya_is.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

“Дорога”

1. «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти.» Оноре де Бальзак

2. «Не все, кто странствуют, сбились с пути.» Дж. Р. Толкиен

3. «Сделай шаг, и дорога появится сама собой.» Стив Джобс

4. «Путешествие, как самая великая и серьезная наука, помогает нам вновь обрести себя.» Альбер Камю

5. «Жизнь - это путь. У одних это путь до булочной и обратно, у других - кругосветное путешествие.» Константин Хабенский

Цель – это…

- Результат, которого мы ожидаем от предпринятых мер;

- Конкретная жизненная установка;

- Глобальная задача, решение которой обеспечит нам необходимые ресурсы.

Что человек ищет на своем жизненном пути? А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его моральным ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, ведь он никого не обманывал и вел себя по-человечески в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел, а именно спас возлюбленную, создал крепкую семью и исполнил свой офицерский долг. А вот Швабрин был лживым, беспринципным и слабым человеком, который хотел получить все и даром. Он свернул на кривую дорожку, чтобы сократить путь, но вышел в тупик: его заключили в тюрьму за измену, ведь он стал слугой Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Очевидно, что каждый герой пришел к тому результату, к которому вела выбранная им тропа.

Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»? И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что человек, который ни к чему не движется, живет бесцельно, ничего и не получает от жизни. Книга начинается с описания одного дня из жизни Ильи Ильича. С самого утра и вплоть до приезда Штольца он ничего не делает. Поэтому читателя не удивляют ни грязь в комнате, ни распущенность слуги, ни внешний вид изнеженного барина. Имение Ильи Ильича находится в таком же плачевном состоянии и едва не разоряется. Если бы ни помощь Штольца, Обломов и вовсе остался бы без Обломовки. Сам Илья Ильич не заинтересован в управлении хозяйством и другой работе, поэтому он не может привести финансы в порядок даже ради женитьбы на любимой девушке. А потому вполне логично, что Обломов ничего не добивается, не побеждает себя и умирает в цвете лет от своего ненормального образа жизни. Под лежачий камень вода не течет — это правда

Можно ли идти к цели «по головам»? А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» описал путь к цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Но он был всего лишь мелким чиновником. Дабы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели он даже решился на подлость: женился на расчету на некрасивой вдове с капиталом. Николай Иванович положил ее на алтарь своей мечты, и вскоре вдова зачахла от скаредности мужа. И вскоре герой смог реализовать свои планы, правда, речка возле барского дома была кофейного цвета из-за близкого соседства с заводами, но хозяина это не смущало. Он пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Однако его брату довольство и сытость Николая показались ужасно эгоистичными и достойными презрения, ведь под их влиянием герой деградировал. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.

Как определить свой путь в жизни? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дал людям возможность проследить становление героев и сделать полезные выводы о том, как определить направление своей судьбы. Так, мы наблюдаем за духовными поисками Пьера Безухова. Герой с самого начала ищет свое предназначение, но не имеет знаний, силы воли и опыта, чтобы найти себя безошибочно. Сначала он погряз в легкомысленных светских забавах, потом вступил в брак не по любви и стал дойной коровой для алчного семейства Курагиных. Тлетворное влияние окружения лишь поощрило наклонности Пьера к чревоугодию, разврату и пьянству. Но он все равно стремился выйти из порочного круга и вступил в масонское братство, чтобы помочь обществу и найти себе достойное применение. Однако и эта попытка не увенчалась успехом, ведь в ложе Пьер отыскал только меркантильные интересы собратьев. Пройдя через десятки проб и ошибок, герой попал в плен и пережил духовое возрождение, общаясь с простыми людьми и усвоив народную мудрость. После этого Безухов окончательно понял, для чего был рожден. Он нашел свой путь и стал общественным деятелем и образцовым семьянином. В этих социальных ролях он обрел долгожданное счастье. Его опыт учит нас тому, что путь в жизни определяется методом проб и ошибок — только так. 

Во времена описываемых в романе событий брачные союзы по расчету были привычным явлением. Героиня романа действует вопреки устоявшемуся укладу в обществе. Она отстаивает право распоряжаться своей судьбой и ищет любимого, а не обеспеченного мужчину. И находит его в лице человека из более высокого сословия, что первоначально становится преградой к развитию отношений. Пример героини показывает, как важно оставаться верным себе и своим убеждениям. Мнение окружающих всегда оказывает определенное давление. Однако в поисках счастья важно прислушиваться к своим ощущениям и интуиции, которые не обманут. Не стоит поддаваться на провокации других людей, и сдаваться на полпути. Только так можно заслужить репутацию человека с твердой жизненной позицией и убеждениями.


«Цивилизация и технологии “

1. «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить.» Томас Эдисон

2. «Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас?» Айзек Азимов

вступление

Постоянно ли приносит человечеству пользу цивилизация? Это очень сложный вопрос, ответ на который может быть положительным и отрицательным. Технический прогресс, несомненно, упрощает нашу жизнь, делает ее лучше и проще: стиральные машинки, микроволновки, посудомоечные машины. Они и многие другие предметы помогают нам существенно сэкономить время.

Однако если посмотреть с другой стороны, цивилизация негативно влияет на общество. Последнее забывает, что такое нравственные ценности. Общество не помнит, каково это быть людьми, что такое доброта, понимание, милосердие. За всем этим люди не всегда могут найти время для близких людей, для общения с ними, поддержки. Все это способствует ухудшению психологического состояния не только одной личности, но и всего социума. Мы становимся потребителями, а материальные ценности иногда вытесняют нравственные.

«Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.

Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.

Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.

А. Беляев «Человек-амфибия». Может ли научно-техническая революция изменить природу человека? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями, спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию. Он пересаживает ему жабры акулы. Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и выходить на сушу на непродолжительное время. Так он может находиться среди людей, что ему необходимо. Что это, как не изменение природы человека, его физических параметров, благодаря научному прогрессу? Однако человек существо социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом психологических и эмоциональных особенностей. Сальватор воспитал Ихтиандра как собственного сына и передал ему свои нравственные ценности, такие как благородство, способность на сильные чувства, сострадание к слабым, мужество. Любовь к Гуттиэре показала герою, что он живет и чувствует, как обычный человек, несмотря на полученные благодаря операции способности.   Поэтому можно сказать, что научно—технический прогресс, изменяя в чем—то физическую природу человека, не воздействует на его ментальную сущность, оставляя каждому его индивидуальный характер и эмоциональную сферу. 


Рей Бредбери “Вельд”

Никто не станет отрицать важность технологий в современной жизни. Теперь у каждого человека есть новейшие мобильные телефоны и компьютеры. Но всегда ли технический прогресс приносит пользу человечеству? На мой взгляд, индустриализация рушит нашу привычную жизнь. Из-за введения новых технологий люди перестают общаться друг с другом вживую, становятся черствыми машинами. В правильности моей точки зрения меня убеждает литература. Так, тема влияния технического прогресса на человека раскрывается в фантастическом рассказе Рэя Брэдбери «Вельд». Писатель повествует о том, как изменилась жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Все для счастья». В доме была особенная комната «Вельд», которая воспроизводила любые желания детей. 

Дети Венди и Питер увлеклись, иногда оттуда доносились пугающие звуки. Родители Джордж и Лидия были обеспокоены чрезмерным увлечением детей. Они обратились за помощью к психиатру, который сделал вывод: Питера и Венди слишком избаловали. Ситуация вышла из-под контроля: дети убивают своих родителей. Автор показывает, к каким последствиям может привести безрассудное использование новых технологий. Нельзя забывать о том, что достижения науки и техники произведены в первую очередь помогать людям, что взаимопонимание между людьми — основа жизни.

“Улыбка”

 Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.

«Преступление и наказание - вечная тема»

1. «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие.» Конфуций

2. «Бедность - источник возмущений и преступлений.» Аристотель

3. «Безнаказанность - величайшее поощрение преступления.» Марк Туллий Цицерон

4. «Война есть бедствие и преступление, заключающее в себе все бедствия и все преступления.» Вольтер

5. «Никакое преступление не может иметь законного основания» Тит Ливий

6. «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.» Вольтер

Доброта и жестокость

Синонимы:

Отзывчивость, благодушие, сострадание, милосердие, добродетель, хорошее (благое) дело (отношение, поступок, поведение), благонравие, человеколюбие, гуманность, сердечность, мягкосердечие, добродушие, участливость, готовность помочь и поддержать, радушие, положительные эмоции, великодушие, благородство.

Злость, насилие, агрессия, ненависть, гнев, отрицательные эмоции, равнодушное (эгоистичное, безразличное, плохое) отношение (поступок, поведение, дело), бесчеловечность, бездушность, кровожадность, неистовство, беспощадность, неумолимость, бесчувственность, холодность, ярость.

Жестокость – это…

Злое и агрессивное поведение человека;

Негативные эмоции, которые чаще всего находят выход в насилии;

Как бороться с преступностью? Зачастую главной причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни. Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких. Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может переубедить преступника и направить его на путь истинный.

Какие поступки вызывают у человека чувство вины? Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.

Можно ли оправдать преступление? Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.

Какое преступление никак нельзя оправдать? Один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал, что трусость является самым главным пороком. Именно преступление, связанное с ним, никак нельзя оправдать, ведь от трусости берут свое начало многие беды. Иешуа, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», переживает предательство, пытки, несправедливый приговор, и все эти несправедливости происходят от трусости людской. Иешуа с состраданием относится к своему обвинителю, Понтию Пилату. А тот понимает, что за Иешуа правда, но ничего не может сделать. Почему? Потому что боится лишиться своего статуса, боится бунта в Иерусалиме, боится признать правоту того, за кем не стоит общепризнанный авторитет. Из-за трусливого отступничества Пилата от истины пленника казнили, причем мучительным и изощрённым способом. И прокуратор винил себя в этой смерти, пытался искупить грех, но тщетно. Все потому, что его преступление нельзя оправдать: страшась за свою судьбу, человек предал самого себя, истину и призвание. А это самое страшное, что может случиться с личностью. Оправдывая ее, мы поощряем куда более серьезные преступления, на которые такой человек пойдет в будущем, не имея никакой моральной опоры.

Как убедить преступника раскаяться в содеянном? Самым страшным наказанием для преступника является изгнание. Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек — существо социальное. Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку, которая отказалась ему подчиниться. Соплеменники предлагали разные варианты наказания, но старейшины остановились на наиболее действенном. Ларру прогнали из общины. Теперь с ним никто не общался и никак не контактировал. Сначала Ларра не испытывал неудобств, ведь был одержим гордыней. Он воровал скот и уводил насильно женщин. Но со временем одиночество стало сильно давить на него. Он уже и сам просил о смерти, но Бог покарал его бессмертием. В результате Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения, тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном, раз он призывал смерть. Оказавшись вне социума, личность осознает свои ошибки и делает все возможное, чтобы вернуться.

Месть — это преступление или восстановление справедливости? Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома. Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю. Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина. Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе. Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.

Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»? М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показал, что равнодушие является источником всех преступлений. Так, Григорий Печорин безразличен к судьбе людей, которые встречаются на его пути, поэтому позволяет себе манипулировать ими и даже разрушает их жизни, чтобы развлечься. Он губит Бэлу, вырвав ее из родной среды. Когда девушка полюбила его, он остыл и заставил ее страдать. Он обманул и использовал Мери, разбил ей сердце просто от скуки. Он мучил Веру своей эгоистичной любовью, которая лишь требовала, но ничего не давала взамен. Он убил Грушницкого просто потому, что он не извинился за подмену оружия. Наконец, он шутки ради напугал и прогнал прочь «честных контрабандистов». Сколько дурных поступков, причиной которых стало безразличие! Григорий не думает о людях, поэтому совершает преступления и не даже не чувствует своей вины.

Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами: ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе? Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год

Тематические направления сочинения по литературе для выпускников 2015г....

Рекомендации при подготовке к итоговому сочинению по первому направлению

В презентации представлен материал, с помощью которого учащиеся 11 класса смогут подготовиться к итоговому сочинению по первому направлению....

5 направлений тем итогового сочинения по литературе

5 направлений тем итогового сочинения по литературе...

Сочинение по направлению итогового сочинения «Отцы и дети» 2018/2019 гг. "Почему так важно сохранять связь между поколениями?"

Пример сочинения по направлению «Отцы и дети» 2018/2019 гг. с привлечением литературного аргумента по повести В. Быкова «Обелиск».Почему так важно сохранять связь между поколен...

Полготовка к итоговому сочинению: разбор направления"Забвению не подлежит"

Методика работы .Подготовка к итоговому сочинению- самое сложное для учащихся, поэтому поэтапное введение в тему необходимо.Алгоритм подготовки прост и понятен, рассмотрены основные аспекты для подгот...

Направления тем итогового сочинения 2023-24 г.

Направления тем итогового сочинения. Материал взят из открытого банка заданий ФИПИ....