Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
1.Работа по анализу художественных текстов.
2. Работа по анализу лирических произведений.
3 Самостоятельная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разбор художественного текста | 38.5 КБ |
Анализ стихотворения | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки № 42-43
Тема: Разбор художественного текста (отрывка из художественного произведения)
Задачи: совершенствовать умения уч-ся анализировать художественный текст, выявлять особенности индивидуального стиля писателя; совершенствование связной речи уч-ся.
Ход
I. Проверка домашнего задания: упр. 260,262,257. Сдать для проверки тексты, составленные при выполнении упр. 256,262.
II. Объявление темы и целей урока. Разбор художественного текста (отрывка из художественного произведения).
1) Коллективный разбор текста Л. Толстого (упр. 15 (I) - устно.
План разбора:
1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.
2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.
3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?
4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.
5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.
6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.
2) Индивидуальная работа с художественными текстами: письменный разбор (на оценку).
Упр. 120 (1,2), 31 (1,20, 4 (1), 250,306,368, 76 (1), 121 (1,2), 367 (1,2), 41,247,154 (2), 29,39,30,117,154 (1), 87,190,107,245 (2),317,389 (1,2,3),92,20,33 (1),35,37,122 (1,2),129,366,374,382 (2),14,26,130,36,369,304,3,273 (1,2).
III. Домашнее задание: упр. 259,196,197 (на выбор).
План разбора:
1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.
2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.
3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?
4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.
5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.
6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.
План разбора:
1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.
2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.
3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?
4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.
5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.
6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.
План разбора:
1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.
2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.
3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?
4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.
5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.
6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.
План разбора:
1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.
2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.
3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?
4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.
5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.
6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.
План разбора:
1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.
2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.
3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?
4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.
5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.
6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.
План разбора:
1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.
2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.
3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?
4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.
5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.
6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.
План разбора:
1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.
2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.
3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?
4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.
5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.
6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.
Предварительный просмотр:
Уроки № 44-45
Тема: Разбор текста лирического произведения
Задачи: совершенствовать проникновение учащихся в языковую форму лирического произведения.
ХОД
I. Проверка дом. задания: коллективная проверка упр. 259,196,197.
II. Тема урока и задачи. Разбор текста лирического произведения, лирического отступления.
Алгоритм
анализа лирического стихотворения.
Автор → название → тема → идея → интонация → лирический герой → композиция → изобразительно – выразительные средства → рифма → размер → моё отношение.
Дополнение. При анализе лирического отступления в произведении большой формы выявите роль и место анализируемого отрывка в общей структуре произведения, в выражении идейного замысла, в характеристике образа автора.
III. 1. Коллективный разбор стихотворения Ин. Анненского «Среди миров»
(упр. 275).
- Самостоятельное вдумчивое чтение стихотворения.
- Ответы на вопросы учителя:
А) О чём это стихотворение? Его идея. Интонация.
Б) Что вы можете сказать о его лирических героях: какие они. Каково их прощлое, что в их будущем? (Мнения уч-ся)
В) Обсуждение под руководством учителя предметно-тематического, эстетического содержания, художественных средств, композиции стихотворения.
2. Разбор стих-ий: упр. 274, 40,50,61,201 (1),339, 21,118. (на выбор)
3. Самостоятельная работа.
1) Запишите стихотворение А. Ахматовой:
Я не любила с детских дней,
Чтобы меня жалели,
А с каплей жалости твоей
Иду как с солнцем в теле.
Вот отчего вокруг заря,
Иду я, чудеса творя.
Вот отчего.
Вопросы по стихотворению:
- Что вы узнали из этого стих-я об особенностях характера лирической героини, о её чувствах?
- Каким эпизодом могло быть вызвано это стих-е?
- Расскажите о поэтической форме стихотворения ( Раскройте психологическое содержание антитезы. Как используется образ солнца? В чём ещё вы видите яркость поэтических красок?)
2) Проведите наблюдение над синтаксисом, текстовой структурой, пунктуационным оформлением стихотворения И. Бунина «Старая яблоня» (стр. учебника 193).
3) Напишите лирическую миниатюру о любви (или дружбе, родственных отношениях), используя выразительные средства, найденные лично вами, хорошо передающие ваши чувства и мысли. Неоднократно дорабатывая, исправляя, редактируя, доведите её до совершенства, посильного для вас.
IV. Дом. задание:
1) Упр. 267 - составьте тезисы статьи Т. Злобиной (стр. 198-201 учебника), выпишите в свои тетради то, что вам кажется наиболее важным при анализе стих-я; подготовьте своё сообщение с анализом стих-я «Молитва», используя сделанные вами записи.
2) Упр. 255,270.
3) Доп. упр. 268,171.
Самостоятельная работа.
1) Запишите стихотворение А. Ахматовой:
Я не любила с детских дней,
Чтобы меня жалели,
А с каплей жалости твоей
Иду как с солнцем в теле.
Вот отчего вокруг заря,
Иду я, чудеса творя.
Вот отчего.
Вопросы по стихотворению:
- Что вы узнали из этого стих-я об особенностях характера лирической героини, о её чувствах?
- Каким эпизодом могло быть вызвано это стих-е?
- Расскажите о поэтической форме стихотворения ( Раскройте психологическое содержание антитезы. Как используется образ солнца? В чём ещё вы видите яркость поэтических красок?)
2) Проведите наблюдение над синтаксисом, текстовой структурой, пунктуационным оформлением стихотворения И. Бунина «Старая яблоня» (стр. учебника 193).
3) Напишите лирическую миниатюру о любви (или дружбе, родственных отношениях), используя выразительные средства, найденные лично вами, хорошо передающие ваши чувства и мысли. Неоднократно дорабатывая, исправляя, редактируя, доведите её до совершенства, посильного для вас.
Самостоятельная работа.
1) Запишите стихотворение А. Ахматовой:
Я не любила с детских дней,
Чтобы меня жалели,
А с каплей жалости твоей
Иду как с солнцем в теле.
Вот отчего вокруг заря,
Иду я, чудеса творя.
Вот отчего.
Вопросы по стихотворению:
- Что вы узнали из этого стих-я об особенностях характера лирической героини, о её чувствах?
- Каким эпизодом могло быть вызвано это стих-е?
- Расскажите о поэтической форме стихотворения ( Раскройте психологическое содержание антитезы. Как используется образ солнца? В чём ещё вы видите яркость поэтических красок?)
2) Проведите наблюдение над синтаксисом, текстовой структурой, пунктуационным оформлением стихотворения И. Бунина «Старая яблоня» (стр. учебника 193).
3) Напишите лирическую миниатюру о любви (или дружбе, родственных отношениях), используя выразительные средства, найденные лично вами, хорошо передающие ваши чувства и мысли. Неоднократно дорабатывая, исправляя, редактируя, доведите её до совершенства, посильного для вас.
Самостоятельная работа.
1) Запишите стихотворение А. Ахматовой:
Я не любила с детских дней,
Чтобы меня жалели,
А с каплей жалости твоей
Иду как с солнцем в теле.
Вот отчего вокруг заря,
Иду я, чудеса творя.
Вот отчего.
Вопросы по стихотворению:
- Что вы узнали из этого стих-я об особенностях характера лирической героини, о её чувствах?
- Каким эпизодом могло быть вызвано это стих-е?
- Расскажите о поэтической форме стихотворения ( Раскройте психологическое содержание антитезы. Как используется образ солнца? В чём ещё вы видите яркость поэтических красок?)
2) Проведите наблюдение над синтаксисом, текстовой структурой, пунктуационным оформлением стихотворения И. Бунина «Старая яблоня» (стр. учебника 193).
3) Напишите лирическую миниатюру о любви (или дружбе, родственных отношениях), используя выразительные средства, найденные лично вами, хорошо передающие ваши чувства и мысли. Неоднократно дорабатывая, исправляя, редактируя, доведите её до совершенства, посильного для вас.
Самостоятельная работа.
1) Запишите стихотворение А. Ахматовой:
Я не любила с детских дней,
Чтобы меня жалели,
А с каплей жалости твоей
Иду как с солнцем в теле.
Вот отчего вокруг заря,
Иду я, чудеса творя.
Вот отчего.
Вопросы по стихотворению:
- Что вы узнали из этого стих-я об особенностях характера лирической героини, о её чувствах?
- Каким эпизодом могло быть вызвано это стих-е?
- Расскажите о поэтической форме стихотворения ( Раскройте психологическое содержание антитезы. Как используется образ солнца? В чём ещё вы видите яркость поэтических красок?)
2) Проведите наблюдение над синтаксисом, текстовой структурой, пунктуационным оформлением стихотворения И. Бунина «Старая яблоня» (стр. учебника 193).
3) Напишите лирическую миниатюру о любви (или дружбе, родственных отношениях), используя выразительные средства, найденные лично вами, хорошо передающие ваши чувства и мысли. Неоднократно дорабатывая, исправляя, редактируя, доведите её до совершенства, посильного для вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»/.
В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.В связи с этим наиболее эффективной формой...
Средства художественной выразительности как одно из составляющих анализа лирического произведения.
Заинтересовать школьников лирикой, помочь им постичь красоту и глубину смысла поэтических произведений встречает на уроках литературы определённые трудности. Как же их избежать?...
Статья «Поэтические пятиминутки» на уроках литературы как один из приемов формирования умений восприятия и интерпретации лирического произведения"
Одним из приемов достижения цели и задач восприятия и интерпретации поэтического текста являются «поэтические пятиминутки».Этот приём позволяет учащимся открывать для се...
Ассоциативное восприятие цвета незрячими обучающимися на основе текстов лирических произведений
Данная статья представляет собой краткий обзор дефектологической отрасли - особенности восприятия цвета незрячими и слабовидящими детьми на основе ассоциативного мышления. Используется материал исслед...