Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

1.Работа по анализу художественных текстов.

2. Работа по анализу лирических произведений.

3 Самостоятельная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки № 42-43

Тема: Разбор художественного текста (отрывка из художественного произведения)

Задачи: совершенствовать умения уч-ся анализировать художественный текст, выявлять особенности индивидуального стиля писателя; совершенствование связной речи уч-ся.

Ход

I. Проверка домашнего задания: упр. 260,262,257. Сдать для проверки тексты, составленные при выполнении упр. 256,262.

II. Объявление темы и целей урока. Разбор художественного текста (отрывка из художественного произведения).

1) Коллективный разбор текста Л. Толстого (упр. 15 (I) - устно.

План разбора:

1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.

2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.

3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?

4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.

5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.

6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.

2) Индивидуальная работа с художественными текстами: письменный разбор (на оценку).

        

 Упр. 120 (1,2), 31 (1,20, 4 (1), 250,306,368, 76 (1), 121 (1,2), 367 (1,2), 41,247,154 (2), 29,39,30,117,154 (1), 87,190,107,245 (2),317,389 (1,2,3),92,20,33 (1),35,37,122 (1,2),129,366,374,382 (2),14,26,130,36,369,304,3,273 (1,2).

III. Домашнее задание: упр. 259,196,197 (на выбор).

План разбора:

1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.

2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.

3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?

4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.

5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.

6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.

План разбора:

1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.

2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.

3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?

4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.

5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.

6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.

План разбора:

1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.

2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.

3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?

4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.

5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.

6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.

План разбора:

1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.

2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.

3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?

4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.

5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.

6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.

План разбора:

1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.

2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.

3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?

4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.

5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.

6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.

План разбора:

1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.

2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.

3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?

4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.

5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.

6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.

План разбора:

1. Определите название произведения, из которого взят отрывок, его автора, место отрывка в произведении.

2. Раскройте связь данного отрывка с другими частями произведения, с его идейно-образным содержанием.

3. Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?

4. Выявите признаки литературного стиля, жанра, особенности индивидуального стиля писателя.

5. Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали, раскройте их назначение.

6. Прокомментируйте интонационную, ритмомелодическую, звуковую сторону текста, особенности использования синтаксических средств и знаков препинания в нём.



Предварительный просмотр:

Уроки № 44-45

Тема: Разбор текста лирического произведения

Задачи: совершенствовать проникновение учащихся в языковую форму лирического произведения.

ХОД

I. Проверка дом.  задания: коллективная проверка упр. 259,196,197.

II. Тема урока и задачи. Разбор текста лирического произведения, лирического отступления.

Алгоритм

анализа лирического стихотворения.

Автор    →      название   →  тема   →  идея    →    интонация   →  лирический     герой   →   композиция →     изобразительно – выразительные средства →  рифма    →    размер    →     моё отношение.

Дополнение. При анализе лирического отступления в произведении большой формы выявите роль и место анализируемого отрывка в общей структуре произведения, в выражении идейного замысла, в характеристике образа автора.

III.  1. Коллективный разбор стихотворения Ин. Анненского «Среди миров»

(упр. 275).

-  Самостоятельное вдумчивое чтение стихотворения.

- Ответы на вопросы учителя:

А)  О чём это стихотворение? Его идея. Интонация.

Б) Что вы можете сказать о его лирических героях: какие они. Каково их прощлое,  что в их будущем? (Мнения уч-ся)

В) Обсуждение под руководством учителя предметно-тематического, эстетического содержания, художественных средств, композиции стихотворения.

2. Разбор стих-ий: упр. 274, 40,50,61,201 (1),339, 21,118. (на выбор)

3. Самостоятельная работа.

1) Запишите стихотворение А. Ахматовой:

Я не любила с детских дней,

                                                      Чтобы меня жалели,

                                                      А с каплей жалости твоей

                                                      Иду как с солнцем в теле.

                                                      Вот отчего вокруг заря,

                                                      Иду я, чудеса творя.

                                                      Вот отчего.

Вопросы по стихотворению:

- Что вы узнали из этого стих-я об особенностях характера лирической героини, о её чувствах?

-  Каким эпизодом могло быть вызвано это стих-е?

- Расскажите о поэтической форме стихотворения ( Раскройте психологическое содержание антитезы. Как  используется образ солнца? В чём ещё вы видите яркость поэтических красок?)

2) Проведите наблюдение над синтаксисом, текстовой структурой, пунктуационным оформлением стихотворения И. Бунина «Старая яблоня» (стр. учебника 193).

3) Напишите лирическую миниатюру о любви (или дружбе, родственных отношениях), используя выразительные средства, найденные лично вами, хорошо передающие ваши чувства и мысли. Неоднократно дорабатывая, исправляя, редактируя, доведите её до совершенства, посильного для вас.

  IV. Дом. задание:

1) Упр. 267 - составьте тезисы статьи Т. Злобиной (стр. 198-201 учебника), выпишите в свои тетради то, что вам кажется наиболее важным при анализе стих-я; подготовьте своё сообщение с анализом стих-я «Молитва», используя сделанные вами записи.

2) Упр. 255,270.

3) Доп. упр. 268,171.

Самостоятельная работа.

1) Запишите стихотворение А. Ахматовой:

Я не любила с детских дней,

                                                      Чтобы меня жалели,

                                                      А с каплей жалости твоей

                                                      Иду как с солнцем в теле.

                                                      Вот отчего вокруг заря,

                                                      Иду я, чудеса творя.

                                                      Вот отчего.

Вопросы по стихотворению:

- Что вы узнали из этого стих-я об особенностях характера лирической героини, о её чувствах?

-  Каким эпизодом могло быть вызвано это стих-е?

- Расскажите о поэтической форме стихотворения ( Раскройте психологическое содержание антитезы. Как  используется образ солнца? В чём ещё вы видите яркость поэтических красок?)

2) Проведите наблюдение над синтаксисом, текстовой структурой, пунктуационным оформлением стихотворения И. Бунина «Старая яблоня» (стр. учебника 193).

3) Напишите лирическую миниатюру о любви (или дружбе, родственных отношениях), используя выразительные средства, найденные лично вами, хорошо передающие ваши чувства и мысли. Неоднократно дорабатывая, исправляя, редактируя, доведите её до совершенства, посильного для вас.

Самостоятельная работа.

1) Запишите стихотворение А. Ахматовой:

Я не любила с детских дней,

                                                      Чтобы меня жалели,

                                                      А с каплей жалости твоей

                                                      Иду как с солнцем в теле.

                                                      Вот отчего вокруг заря,

                                                      Иду я, чудеса творя.

                                                      Вот отчего.

Вопросы по стихотворению:

- Что вы узнали из этого стих-я об особенностях характера лирической героини, о её чувствах?

-  Каким эпизодом могло быть вызвано это стих-е?

- Расскажите о поэтической форме стихотворения ( Раскройте психологическое содержание антитезы. Как  используется образ солнца? В чём ещё вы видите яркость поэтических красок?)

2) Проведите наблюдение над синтаксисом, текстовой структурой, пунктуационным оформлением стихотворения И. Бунина «Старая яблоня» (стр. учебника 193).

3) Напишите лирическую миниатюру о любви (или дружбе, родственных отношениях), используя выразительные средства, найденные лично вами, хорошо передающие ваши чувства и мысли. Неоднократно дорабатывая, исправляя, редактируя, доведите её до совершенства, посильного для вас.

Самостоятельная работа.

1) Запишите стихотворение А. Ахматовой:

Я не любила с детских дней,

                                                      Чтобы меня жалели,

                                                      А с каплей жалости твоей

                                                      Иду как с солнцем в теле.

                                                      Вот отчего вокруг заря,

                                                      Иду я, чудеса творя.

                                                      Вот отчего.

Вопросы по стихотворению:

- Что вы узнали из этого стих-я об особенностях характера лирической героини, о её чувствах?

-  Каким эпизодом могло быть вызвано это стих-е?

- Расскажите о поэтической форме стихотворения ( Раскройте психологическое содержание антитезы. Как  используется образ солнца? В чём ещё вы видите яркость поэтических красок?)

2) Проведите наблюдение над синтаксисом, текстовой структурой, пунктуационным оформлением стихотворения И. Бунина «Старая яблоня» (стр. учебника 193).

3) Напишите лирическую миниатюру о любви (или дружбе, родственных отношениях), используя выразительные средства, найденные лично вами, хорошо передающие ваши чувства и мысли. Неоднократно дорабатывая, исправляя, редактируя, доведите её до совершенства, посильного для вас.

Самостоятельная работа.

1) Запишите стихотворение А. Ахматовой:

Я не любила с детских дней,

                                                      Чтобы меня жалели,

                                                      А с каплей жалости твоей

                                                      Иду как с солнцем в теле.

                                                      Вот отчего вокруг заря,

                                                      Иду я, чудеса творя.

                                                      Вот отчего.

Вопросы по стихотворению:

- Что вы узнали из этого стих-я об особенностях характера лирической героини, о её чувствах?

-  Каким эпизодом могло быть вызвано это стих-е?

- Расскажите о поэтической форме стихотворения ( Раскройте психологическое содержание антитезы. Как  используется образ солнца? В чём ещё вы видите яркость поэтических красок?)

2) Проведите наблюдение над синтаксисом, текстовой структурой, пунктуационным оформлением стихотворения И. Бунина «Старая яблоня» (стр. учебника 193).

3) Напишите лирическую миниатюру о любви (или дружбе, родственных отношениях), используя выразительные средства, найденные лично вами, хорошо передающие ваши чувства и мысли. Неоднократно дорабатывая, исправляя, редактируя, доведите её до совершенства, посильного для вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»/.

В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.В связи с этим наиболее эффективной формой...

Средства художественной выразительности как одно из составляющих анализа лирического произведения.

Заинтересовать школьников лирикой, помочь им постичь красоту и глубину смысла поэтических произведений встречает на уроках литературы определённые трудности. Как же их избежать?...

Статья «Поэтические пятиминутки» на уроках литературы как один из приемов формирования умений восприятия и интерпретации лирического произведения"

 Одним из приемов достижения цели и задач восприятия и интерпретации поэтического текста являются «поэтические пятиминутки».Этот приём позволяет  учащимся открывать для се...

Ассоциативное восприятие цвета незрячими обучающимися на основе текстов лирических произведений

Данная статья представляет собой краткий обзор дефектологической отрасли - особенности восприятия цвета незрячими и слабовидящими детьми на основе ассоциативного мышления. Используется материал исслед...