Полготовка к итоговому сочинению: разбор направления"Забвению не подлежит"
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)
Методика работы .Подготовка к итоговому сочинению- самое сложное для учащихся, поэтому поэтапное введение в тему необходимо.Алгоритм подготовки прост и понятен, рассмотрены основные аспекты для подготовки учащихся к сочинению,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к итоговому сочинению 2020-2021 | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Забвению не подлежит
Официальный комментарий ФИПИ
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
Темы по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
- Какова роль исторических памятников?
- Как судьба человека связана с историей народа?
- Какие произведения становятся классическими?
- Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
- Забвение есть измена.
- Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
- Как исторические события влияют на судьбу человека?
- Забвение стирает, память преображает.
- Как связано забвение с утратой ценностей?
- Как научиться понимать самого себя?
- Что дают человеку уроки прошлого?
- Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?
- Почему нельзя забывать историю своего народа?
- Нужны ли перемены обществу и почему?
- Никто не забыт, ничто не забыто.
- Какие люди остаются в истории?
- Как произведения искусства становятся бессмертными?
- Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
- Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?
- В чём заключается ценность исторического опыта?
- Почему важно помнить прошлое?
- Кого можно назвать великим учителем человечества?
- К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
- Какие личности остаются в истории?
- Какие подвиги никогда не забудутся?
- Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
- Почему человеку важно уметь прощать?
- «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
- О каких людях говорят: «они изменили мир»?
- Почему нельзя забывать историю родной страны?
- Почему важно помнить о подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны?
- Может ли конкретная личность оказать влияние на ход истории? Как ход истории влияет на судьбы людей?
- Как вы понимаете высказывание В. Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»?
- Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
- Почему тема войны не уходит из литературы?
- Как влияет на сущность человека война?
- Какой опыт даёт человеку война?
- «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
- Как судьба человека связана с историей народа?
- Может ли человек влиять на ход истории?
- Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
- В чём ценность исторического опыта?
- Какие времена можно назвать жестокими?
- Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
Афоризмы и цитаты «Забвению не подлежит»
- Забвение — утрата не информации, а ценности. А. Круглов
- В забвении есть измена, предание вечности потоку времени. Н. Бердяев
- Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека. Б. Васильев
- Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли. Пословица
- Может быть, любовь и память и есть машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим. М. Магомаев
- Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. В.Г. Белинский
- Слава переходяща; забвение вечно. Наполеон Бонапарт
- Новость часто бывает не иное что, как забвение прошедшего. Г. Державин
- Матери, потерявшей своего ребенка, время не приносит забвения. Такое горе не старится. Траурные платья изнашиваются, в сердце же остается мрак. В. Гюго
- Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. В.Г. Распутин
- Воскрешение противоположно также цивилизации и культуре, которые цветут на кладбищах и основаны на забвении смерти отцов. Н. Бердяев
- Очень коротко живут в этой стране люди, дома, могилы. М. Жванецкий
- Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее. В. Шаламов
- Забвение - вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем. Э.М. Ремарк
Список литературы
- Б. Васильев «А зори здесь тихие»
- М. Шолохов «Судьба человека»
- М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
- А. Платонов «Котлован»
- А. Блок «Двенадцать» А. Фадеев «Разгром»
- А. Ахматова «Реквием»
- В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
- В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»
- Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
- Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон».
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», повесть
Исторический фон произведения - Крестьянская война (Пугачевский бунт) – жестокая, кровопролитная война казаков, крестьян под предводительством Пугачёва с правительством императрицы Екатерины II. Особенно страшной эту войну делает то, что она разворачивается не между государством и внешним врагом, а внутри государства, разъединяя людей.
«О русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Автор признаёт, что у народного восстания были серьёзные причины, вызванные политикой Екатерины II, однако не оправдывает и жестокость пугачёвцев. Крестьянская война показана как страшное бедствие, где нет четкого противопоставления правых и неправых.
Пугачёва А.С. Пушкин изображает человеком противоречивым: с одной стороны, жестоким, тщеславным, с другой – способным проявлять благородство, доброту.
Пугачев А.С. Пушкина осознаёт, что выбрал неправильную дорогу, но повернуть назад он уже не может.
Пётр Гринев – человек, оказавшийся в круговороте знаменательного исторического события; он не хочет этой бессмысленной войны и мечтает о тихом семейном счастье. На его примере, а также на примере Маши Мироновой мы видим, что даже в таких страшных условиях человек может сохранить нравственную чистоту, не запятнать свою честь.
Помимо повести, существует документальный очерк А.С. Пушкина «История Пугачёвского бунта», в котором автор выступает в роли историка: не прибегает к художественному вымыслу, излагая события предельно объективно. В этом очерке Пугачев предстает личностью отталкивающей, в то время как в «Капитанской дочке» негативные черты Пугачёва немного сглажены.
Повесть «Капитанская дочка» представлена как мемуары пожилого Петра Гринёва.
Всем главам, в центре которых образ Маши Мироновой, предпосланы эпиграфы из фольклора – это подчеркивает народный характер героини.
Автор признаёт жестокость Пугачёва, но, тем не менее, не лишает героя человеческих черт.
М.Ю. Лермонтов, «Бородино», стихотворение
Почти все стихотворение представляет собой монолог ветерана, участника Бородинского сражения 1812 г. Он подробно описывает тот бой молодому солдату.
Ветеран – подлинный патриот, это человек из народа, обыкновенный солдат, не офицер, не маршал.
М.Ю. Лермонтов первым показал, что именно простые солдаты и есть настоящие герои войны: забыв о личном, они, не задумываясь, жертвовали собой ради общего дела – спасения Родины.
Рассказчик сожалеет о том, что пришлось уступить опустошённую Москву врагу, однако видит в том «Господню волю» и не ропщет на судьбу.
Автор противопоставляет современное ему поколение и поколение участников Отечественной войны: «Богатыри не вы».
Война в стихотворении изображена без прикрас, как страшное бедствие, чтобы читатели понимали, насколько высока была цена победы.
Л.Н. Толстой, «Война и мир», роман
В романе нашли отражения события Отечественной войны с французами (1805-1807; 1812г)
Автор убежден, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Единственная форма войны, которую он оправдывает – оборонительная война за свою Родину. Л.Н. Толстой изображает войну без прикрас, показывает, что на ней есть место страху, трусости.
Автор приводит сцены, показывающие, что и на войне человек может оставаться человеком: русские солдаты делятся едой с замерзшими французами, умирающими от голода; Пьер не позволяет застрелить французского лейтенанта вне сражения; Кутузов призывает солдат не добивать отступающих, замерзающих, голодающих французов. Л.Н. Толстой особое внимание уделяет народному движению, партизанской войне, сравнивая ее действие с действием увесистой мужицкой дубины. По мнению Л.Н. Толстого, Наполеон не мог победить, ведь эта победа противоречила бы законам нравственности, справедливости.
М.А. Шолохов, «Тихий Дон», роман
В произведении изображена жизнь донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России.
Вторая война оказалась еще более страшной, чем первая, так как велась уже не с внешним врагом, а внутри страны. Врагами подчас становились даже близкие родственники; разрушались семьи; люди были измотаны постоянными потрясениями и невозможностью вернуться к привычной мирной жизни.
В войне нет победителей: бесчисленное количество загубленных жизней – слишком высокая цена даже для победы. Гражданская война – нечто кровавое, страшное, и …бессмысленное. Во время такой войны разваливается страна, разрушаются семьи, люди отрываются от хозяйства - на смену созиданию приходит постоянное разрушение; зачастую человек становится подобием зверя – он просто пытается выжить.
Главный герой, Григорий Мелехов, оказался жертвой своего времени. Постепенно он теряет все, что имел (молодость, надежды, счастье, любимую, родных), ничего не получив взамен, - разочарованный, опустошенный и уставший от жизни. Все, что держит его, - маленький сын. На примере Григория мы видим трагедию целого народа, попавшего в водоворот истории.
А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин», поэма
Поэма посвящена событиям Великой Отечественной войны. Рассказчик - простой солдат Василий Тёркин. Он никогда не унывает, поддерживает боевой дух товарищей, проявляет исключительную смелость и совсем не ждет за нее награды.
Теркин – собирательный образ простых солдат, настоящих патриотов. Он верит в победу; не задумываясь, жертвует собой во имя Родины и никогда не ищет личной выгоды.
Поэма была невероятно популярна среди солдат; написана таким образом, чтобы ее можно было начать читать с любой части; издавалась в формате небольшой книжки, которую можно было носить за голенищем.
Поэма нацелена на то, чтобы воодушевлять читателей, в ней редко описываются батальные сцены, смерть, отчаяние, от которых солдаты и так устали- в основном передаются подробности полевой жизни, которые помогали тем, кто сражался, ненадолго забыть об ужасах войны.
А. Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»
Стихотворение посвящено одной из самых страшных и кровопролитных битв времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг - битве подо Ржевом: общие потери составляли более миллиона человек.
Основной мотив стихотворения – мотив памяти. Автор призывает помнить об этой битве. Пока жива память, жив и подвиг солдат, пожертвовавших собой ради приближения победы.
Повествование о битве ведется от лица погибшего солдата; от него не осталось «ни петлички, ни лычки», у него даже нет могилы. Рассказчик страдает от того, что не узнает исхода битвы, но все же он всей душой верит в победу: ведь за нее была заплачена слишком высокая цена...
М.А. Шолохов, «Судьба человека», рассказ
В основе рассказа – события Великой Отечественной войны. Рассказчик – шофер, простой рабочий человек, прошедший войну от начала до конца, побывавший в плену, потерявший жену, дочерей, сына, дом.
Война безжалостна, она разрушает судьбы и требует страшных жертв.
Главный герой – Андрей Соколов – потерял на войне все, но не сдался, не опустил рук, после войны усыновил сироту, чтобы заглушить свое страшное одиночество и помочь брошенному на произвол судьбы ребенку.
Автор проводит мысль о том, что несмотря на все ужасы войны человек может сохранить в себе Человека; что герои есть и среди простых людей, не совершивших «громкого подвига».
Рассказ основан на реальных событиях, в нем почти нет художественного вымысла.
А.А. Ахматова, «Реквием», поэма
Поэма посвящена событиям конца 1930-х годов, когда проводились массовые репрессии и политические преследования. А.А. Ахматова описывает горе женщин, проведших множество дней в очередях, чтобы увидеться с арестованными родственниками и что-то им передать.
Горе жен, сестер, матерей не менее велико, чем горе самих арестованных в ходе политических преследований и репрессий.
В заключении поэмы поднимается тема памяти. Поэма «Реквием» - своего рода памятник жертвам страшных репрессий.
А.А. Ахматова провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.
В поэме есть отсылки к временам стрелецкого бунта (голоса матерей из прошлого)
До написания поэмы были арестованы третий муж Ахматовой – Николай Пунин, а также ее сын Лев Гумилёв.
А.А. Блок, Поэма «Двенадцать»
В поэме нашли отражение события, связанные с революцией 1917 года. Люди разделились на враждующие лагери. Многие оказались на перепутье – неустроенные, растерянные, ведь привычный уклад жизни (вера, традиции, быт, власть) пошатнулся, а впереди ждала пугающая неизвестность. С одной стороны – духовный подъем, надежда на перемены к лучшему, с другой – усталость от двух лет войны.
А.А. Блок на момент создания произведения воспринимал революцию положительно: он считал, что интеллигенция слишком долго была господствующим классом, а простые люди незаслуженно угнетались – пришла пора восстановить справедливость. Автор искренне верил, что за революцией последуют перемены к лучшему.
Число двенадцать символично, и символика эта имеет несколько смыслов: 1) у Христа было 12 апостолов; герои поэмы - апостолы «новой веры», которых ведет за собой сам Христос; «В белом венчике из роз/ Впереди Иисус Христос». 2) у Некрасова есть поэма о атамане Кудеяре и его 12 разбойниках, на которую, возможно, ориентировался А.А. Блок.
«Мировой пожар» не был для Блока символом разрушения: это был «мировой оркестр» народной души.
Поэма была воспринята в штыки большинством представителей русской интеллигенции.
Великая Отечественная война
Дневник Тани Савичевой (этот дневник и дневниковые записи других детей представлены в сборнике «Детская книга войны») (Дневник можно прочитать за 30 секунд, в нем всего лишь 9 листов. Гораздо сложнее осмыслить то, что в нем описано)
Р. И. Рождественский «Реквием» (стихотворение
) Б. Васильев «Экспонат №…» (Рассказ о тяготах военного времени, жертве, которую должны были принести люди ради победы. И о воплощенной памяти - письмах с фронта, которые так много значат для матери)
М. Шолохов «Судьба человека» Ф (Рассказ о сильной личности, о совести, смелости и преданности родине, обратите внимание на эпизод, в котором описывается, как главный герой отказывается пить за победу немцев, хотя это грозит ему смертью)
К. Воробьев «Это мы, Господи!» (Рассказ о тяготах жизни военнопленных, если читали “Судьбу человека” - увидите много общего. Лучше читать “Судьбу человека”, там поднимается больше различных проблем)
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Повесть о безногом лётчике, основана на реальных событиях)
Б. Васильев «А зори здесь тихие…» Ф (Повесть о девушках-зенитчицах)
Сталинские репрессии
А.А. Ахматова «Реквием» (поэма)
В. Тендряков «Хлеб для собаки» (О странной власти, которая в голодный год экспортирует зерно. О совести)
Личность и ход истории
А. Н. Толстой «Пётр Первый» (О переменах, о великом правителе, который создал Российскую империю)
Гражданская война М.
Шолохов «Родинка»
Д. Лавренев «Сорок первый» (Оба произведения о том, что гражданская война ужасна по своей сути: люди борются с родственниками, любимыми)
О культуре
В. А. Солоухин «Письма из Русского музея» Ч (Можно прочитать первое письмо - об архитектуре и памятниках культуры, и 12-ое - о настоящем искусстве)
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Ч (обратите внимание на письмо 40)
Другое С. Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» (О горьком уроке прошлого, о том как мирный атом подвел человека. История о жене пожарного, описанная в этой книге, представлена также в сериале HBO “Чернобыль”)
Универсальный список литературы
- «Война и мир» Л.Н. Толстой
- «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
- «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
- «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
- «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
- «Мертвые души» Н.В. Гоголь
- «Шинель» Н.В. Гоголь
- «Судьба человека» М.А. Шолохов
- «Горе от ума» А.С. Грибоедов
- «На дне» М. Горький
- «Отцы и дети» И.С. Тургенев
- «Вишневый сад» А.П. Чехов
- «Обломов» И.А. Гончаров
- «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
- «Мы» Е.И. Замятин
- «Гроза» А.Н. Островский
- «Недоросль» Д.И. Фонвизин
- «Матренин двор» А.И. Солженицын
- «Чучело» В.К. Железников
Пример итогового сочинения 2020-2021 к направлению "Забвению не подлежит" на тему:
Как вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» — так говорил величайший деятель русской науки и литературы Михаил Васильевич Ломоносов. Действительно, именно историческая память является основой народного самосознания и открывает дорогу в будущее.
Тема исторической памяти является одной из основных в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Ахматова описывает ужасы «ежовщины» с точки зрения женщины, сын которой оказался репрессирован. Особенно трагичным является центральный образ поэмы – очередь у ленинградской тюрьмы «Кресты», в которой часами стоят жёны, сёстры, матери заключённых. Именно стоявшим в этой очереди женщинам, как и всем пострадавшим от страшных событий тех лет, посвящено произведение. Голосом лирической героини говорит не только сама поэтесса, но и весь «стомилльонный народ»; все люди, на судьбы которых повлиял «большой террор». Анна Ахматова подчёркивает свою связь с отечеством в следующих строках: «Я была тогда с моим народом // Там, где мой народ, к несчастью, был». «Реквием» — памятник человеческим страданиям, о которых необходимо помнить, чтобы больше их не допустить.
Также о необходимости помнить историю родной страны писал русский советский поэт Юрий Визбор. Именно этой теме посвящено стихотворение «Помни войну». Визбор описывает события Великой Отечественной войны такими, какими их видел обычный солдат. Так, подобно Ахматовой, поэт показывает свою связь с каждым, кто пережил эти страшные годы. Обращение «Помни войну!» адресовано не только современником автора, которые стали свидетелями этих ужасных событий, но и их потомкам, всему русскому народу, потому как война коснулась каждой семьи, оставила огромный отпечаток в судьбе целой страны. Помнить об этом – значит не только уважать подвиг своих предков, но и сделать свой вклад в мир для будущих поколений. Ведь именно память об ужасах войны и осознание её недопустимости могут предотвратить её в будущем.
Таким образом, произведения Ахматовой и Визбора показывают, почему так важно помнить историю своего народа. Невозможно построить будущее без уважения к прошлому. К тому же, память о трагических событиях не позволит допустить их повторения.
Забвению не подлежит
«Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
Как следует относиться к утрате памяти и «беспамятным» людям? Есть индивиды, которые не знают историю своего народа в силу невежества. Но можно ли их оправдать, или это проявление неблагодарности со стороны тех, кто не стремится к изучению своего прошлого? Я считаю, что такие люди сознательно не хотят повышать уровень интеллекта, они предпочитают ничего не помнить и не знать того, что происходит в мире. Такое невнимание к своим корням и предкам может привести к повторению ошибок прошлых лет. На мой взгляд, подобное «беспамятство» – это равнодушие по отношению к культурному наследию нашей Родины. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
Герой произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Алексей Швабрин – воплощение бездуховности и нравственной черствости. Он всегда из всего стремится извлечь выгоду, поэтому в удобный момент присягает Пугачеву и переходит на сторону яицких казаков. Изменник легко забывает о своих корнях, не дорожит честью и, не испытывая никаких мук совести, становится начальником Белогорской крепости. Швабрин предает русскую армию, и один такой проступок влечет за собой целую цепочку безнравственных деяний. Так, например, он похищает Машу Миронову и доносит на Петрушу Гринева как на сообщника Пугачева. Таким образом, «беспамятство» в случае Швабрина – это безразличие к традициям, Отечеству, оказавшемуся в опасности, это акт подлости и неблагодарности.
Пренебрежение к исторической памяти приводит к утрате нравственных ориентиров. Андрий, герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», также с легкостью отказывается от родной Запорожской Сечи. Любовь к панночке заставила юношу перейти на сторону врагов и тем самым разорвать «святые» узы товарищества. Возможно, что его поступок частично можно оправдать, но отречение от семьи выглядит кощунственным и продиктовано неблагодарностью. Андрий называет возлюбленную Отчизной и говорит о готовности «все продать, отдать, и погубить» ради этой девушки. За забвением последовало наказание, и это закономерно: отец тоже отказывается от сына-предателя, а Гоголь в лирическом отступлении отмечает, что подобные поступки никогда не прощаются. Таким образом, Андрий – пример «беспамятного» человека, и его участь мало кому покажется завидной.
В заключение я хотела бы сказать, что благодарный и образованный человек всегда внимателен к прошлому своего Отечества. Именно способность помнить определяет уровень культуры личности. Забвение может привести к духовной деградации и нравственной гибели. «Беспамятство» – это прежде всего неблагодарность, которая намного страшнее невежества, ведь пробелы в знаниях всегда можно ликвидировать, а уважительному отношению к предкам нужно учиться всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛЫ к итоговому сочинению. Тематическое направление " ЛЮБОВЬ"
МАТЕРИАЛЫ к итоговому сочинению. Тематическое направление " ЛЮБОВЬ"...
Подготовка к итоговому сочинению по направлению "Честь и бесчестие"
Данный мастер-класс ппроводился с целью подготовки к итоговому сочинению по направлению "Честь и бесчестие"...
Подготовка к итоговому сочинению по направлению "Разум и чувство"
Данный материал может использоваться для подготовки к написанию сочинения...
Итоговое сочинение по направлению "Равнодушие и отзывчивость"
Материал поможет учителю в продготовке учащихся 11 класса к итоговому сочинению 2017 по направлению "Равнодушие и отзывчивость"....
Буклеты для подготовки к итоговому сочинению по направлениям 2016 года
Эти буклеты предназначены для учащихся 11 класса. В них содержится необходимый минимум для подготовки к итоговому сочинению....
Презентация. Подготовка к итоговому сочинению по направлению"Равнодушие и отзывчивость"
Подготовка к итоговому сочинению по направлению"Равнодушие и отзывчивость"...
Буклет по направлению "Забвению не подлежит" (итоговое сочинение 2020-2021)
Этот буклет станет помощником вашим ученикам при подготовке к итоговому сочинению....