Разбор сочинения- рассуждения и его экспертиза
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Практический опыт по применению технологии развития критического мышления по подготовке к ЕГЭ. Описание нетрадиционной формы обучения по подготовке к сочинению- рассуждению: дети выступают в роли экспертов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspertiza_sochineniya-_rassuzhdeniya.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Разбор сочинения- рассуждения и его экспертиза
Технологическая карта урока
Учитель | Хангуева Антонина Саввельевна | Урок русского языка | |||||
Образовательное учреждение | МОУ Корсукская СОШ Эхирит- Булагатского района | ||||||
Мастер- класс «Экспертиза сочинения» | |||||||
Класс | 11 | ||||||
Тема | «Разбор сочинения- рассуждения и его экспертиза» | ||||||
Цели урока | Создание условий для включения в учебную деятельность на личностно значимом уровне, для успешной работы в творческой мастерской по составлению сочинений – рассуждений на основе экспертизы работ выпускников | ||||||
Технология | Технология программированного обучения, технология критического мышления и технология развития информационно- интеллектуальной компетентности (ТКМ и ТРИИК) | ||||||
Формы и методы | Работа по алгоритму( по критериям), работа в группах, индивидуальная работа | ||||||
Планируемый результат | |||||||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | |||||
- формирование нравственных качеств обучающихся (дружбы, взаимоотношения) - формирование умения задумываться над своими поступками, соотносить их с общепринятыми нравственными критериями) | - формирование умения работать по алгоритму - формирование умения разбирать сочинения по критериям оценивания - формирование умения комментировать авторские рассуждения, - формирование умения определять проблему - формирование умения выражать собственное мнение по заявленной проблеме - формирование умения подбирать убедительные доказательства своей точки зрения | - отработка умения создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста по заданной модели - отработка умения способности оценивать чужую речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их - отработка умения совершенствовать и редактировать тексты своих сверстников; | |||||
Организация образовательного пространства | |||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |||||
Литература | ИКТ Презентация Раздаточный материал: текст И.С.Кона, текст сочинения (выпускника), памятки по критериям оценки сочинения- рассуждения, таблица для оценок, карточки с текстом сочинения для 3 групп | Фронтальная Групповая (работа в паре) | |||||
№ | Приём, форма работы, задания , используемые на уроке | ||||||
1. | Логическая цепочка: - алгоритм по составлению сочинения- рассуждения - алгоритм критерий оценивания сочинений | Презентация «Разбор сочинения» | |||||
Словарно- лексическая работа | Толкование слова «утилитарное и неутилитарное общество» | ||||||
Работа с эпиграфом- проверка домашнего задания | Выбор афоризма для эпиграфа | ||||||
Лингвистическая разминка | Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе(плод коллективного творчества учителей) | ||||||
Работа с текстом и сочинением | Чтение исходного текста и сочинения выпускника | ||||||
Работа с презентацией | Фронтальный опрос | ||||||
Работа в группах:
| Эксперты- Критерии № 1- 5 Учителя- Критерии № 6- 9 Лингвисты- Критерии № 10- 12 | ||||||
Оценивание сочинения по критериям | Результаты оценивания | ||||||
Составление сочинения- рассуждения | Восстановление текста |
Тема урока | «Разбор сочинения- рассуждения» Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ) |
Цель | Формирование навыков написания сочинения-рассуждения |
Задачи | Повторение структуры сочинения-рассуждения. Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста. Помощь обучаемым в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления. Развитие монологической и диалогической речи. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, критерии оценки сочинения на ЕГЭ |
Ресурсы | ИКТ с презентацией, тексты для организации работы по написанию сочинения; памятки по критериям оценки сочинения- рассуждения, рабочий лист (черновик). |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая (работа в паре), работа, самостоятельная работа. |
Этапы урока, цель этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД | ||
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке Мотивирующий приём: вступительное слово учителя | Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся и гостей. Желает хорошего настроения всем. Обращается к обучающимся: Ребята, перед вами два текста: один исходный, какой обычно предлагают на экзамене ЕГЭ и по которому выпускники выполняют задание С, т.е. пишут сочинение- рассуждение, а второй текст сочинение по этому исходному тексту. - Проблемный вопрос: Как вы считаете, почему я предлагаю вам эти тексты? Как может быть сформулирована тема урока и задачи? | Подготовка к работе на уроке. Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока - Я думаю, что сегодня мы будем разбирать сочинение по критериям - Оценка сочинения по критериям - Составление текста по композиции сочинения- рассуждения - Анализ ошибок | Самопроверка готовности к уроку | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности | ||
III. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока | Итак, ребята, сегодня в нашей творческой мастерской мы покажем мастер- класс по разбору сочинений. И эту работу мы проведём в необычной форме: вы сыграете роль экспертов. Для этого мы разделимся на 3 группы: 1гр- группа экспертов 2гр- группа лингвистов 3гр- группа учителей Группы будут работать по определённым критериям: Эксперты- Критерии №1- 4 Учителя- Критерии №5- 8 Лингвисты- Критерии №9- 12 Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы | Включение учащихся в деятельность на личностно значимом и коллективном уровне | Формулируется тема урока «Разбор сочинения- рассуждения и его экспертиза» | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение | ||
IV. Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».
| - Чтобы сэкономить время на чтение текста, на дом было задано чтение текста. А вот с текстом сочинения выпускника вы ознакомитесь сейчас. Время даётся вам 2 минуты. - Проверка домашнего задания: 1. Дать толкование слова «дружба» 2. примеры возможных эпиграфов к тексту о дружбе - Какой эпиграф подойдёт к сочинению выясним к концу урока. - Прежде чем приступить к работе повторим алгоритм рассуждения Слайд №2и3 - А теперь повторим критерии оценки задания С, перед вами памятки по этим критериям, поработаем по Слайду№4 | Лексическая работа. 1) «утилитарные и неутилитарные отношения»- солидарность людей на основе взаимовыгодного обмена и общения; не основанная на стремлении к практической пользе или выгоде 3)пословицы: «Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести» «Без истинной дружбы жизнь – ничто» (Цицерон) «Тот, кто лишён искренних друзей, поистине одинок» (Фрэнсис Бэкон) «Дружба есть равенство» (Пифагор) «Взаимное доверие – основа дружбы» (китайская пословица) «Легче простить врага, чем друга» (Уильям Блейк) | Приводят свои примеры пословиц, афоризмов, цитат Работа по восстановлению логической цепочки алгоритма структуры сочинения- рассуждения | Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению Коммуникативные: формулирование собственного мнения | ||
V.Фиксация индивидуальных затруднений при выполнении заданий. Работа с текстом. Выставление баллов с комментариями Цель: организация мотивации учащихся к выполнению учебного действия. | - Каждая группа выполняет свои задания Организует работу в группах по определению заданий. Помогает в разборе критерий оценок. Демонстрирует выводы экспертов. | Учащиеся читают, анализируют текст. Каждая группа выполняет свои задания
Работают в парах. Анализируют, сопоставляют по памятке критерий оценок и выставляют баллы. Информация о выполнении задания. 1 группа комментирует. 2 группа комментирует 3 группа комментирует | Выставление баллов и комментарий к ним Корректируют ответы друг друга. Сопоставляют с оценкой и выводами экспертов. | Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели. Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности. Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией. | ||
VI.Самостоятельная работа с фрагментами индивидуальной работы (работа на карточках), позволяющая выстроить логику сочинения. Прослушивание частей сочинения учащихся и составление сочинения Цель: усвоение учащимися композиции сочинения- | Организует деятельность по применению полученных знаний. Раздаёт фрагменты сочинения (индивидуальной работы учащейся) на карточках (в смешанном виде) Оказывает помощь учащимся при написании работ. | Восстанавливают текст по структуре рассуждения Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным, корректируют и собирают сочинение. | Что же есть настоящая дружба, в чем она состоит и на чем держится? Над проблемой истинной и «мнимой» дружбы и размышляет автор предложенного текста. «Дружба… Одна из нравственных категорий, без которой невозможно обойтись в нашей жизни. Кто не испытывал этого чувства, не может в полной мере оценить её, тем более отличить «настоящую дружбу от «мнимой». Рассуждая по этому поводу, он классифицирует дружбу: «дружба лести», «дружба тщеславия» и т.д. и приходит к выводу, что такие «мнимые» дружбы приводят к скорому распаду «так называемых друзей». И с этим я согласна, так как я считаю, что такие друзья только и делают вид, подстраиваясь и играя роль друга, пока им выгодно, другими словами « дружба по расчёту». Таковым другом в классической литературе и является Швабрин из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», который, преследуя свой хитрый расчёт, втёрся в доверие к Петру Гринёву. Но его замыслам не суждено было сбыться. Этого не мог допустить великий автор, который в своей жизни явился образцом дружбы. Вспомним его лицейскую дружбу. Дружба эта сплотила их на долгие годы. О такой дружбе можно только мечтать. Подводя итог, я прихожу к выводу, что истинная дружба, к счастью, была, есть и будет, несмотря на некие сомнения автора текста, которые, к сожалению, настигли его на определённом этапе жизни. | Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. | ||
VII. Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | Организует рефлексию с помощью синквейна, самооценку результатов учащихся.
| 1 гр.- Дружба Настоящая, верная Укрепляет, сближает, сплачивает Опора в жизни человека Союз 2гр.- Дружба Пламенная, крепкая Вдохновляет, направляет, помогает Становится стимулом жизни Необходимость 3гр.- Дружба Настоящая, надёжная Помогает, выручает, прощает Никогда не подводит Защита Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. Отвечают на вопросы. Выбор ответа: Урок получился… 1. Полезным 2. Успешным 3. Отличным Моё участие на уроке… 1. Самое активное 2. Активное 3. Не совсем активное На уроке я понял… Я понял… 1. Структуру сочинения 2. Критерии оценки сочинения 3. Что справлюсь с заданием С на ЕГЭ | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ
подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)
Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".
Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...
Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе
В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...
Разбор сочинения.
Разбор сочинения- рассуждения в 11 классе и оценивание его по презентации....