Слова-предложения, виды
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Бакланова Юлия Владимировна

Слова-предложения (или нечленимые предложения) – это предложения, которые состоят из одного слова или устойчивого сочетания и выражают эмоциональную или волевую реакцию говорящего на ситуацию (утверждение или отрицание, согласие или несогласие, побуждение к действию), но не называют ни характера этой реакции, ни компонентов соответствующей ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация90.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова- предложения.

Слайд 2

Какие главные члены предложения вы знаете? Подлежащее и Сказуемое Какие второстепенные члены предложения вы знаете? Определение, Дополнение, Обстоятельство Какие слова и конструкции не являются членами предложения? Обращение, Вводные слова и конструкции, Вводные предложения, Междометия.

Слайд 3

Слова-предложения (или нечленимые предложения ) – это предложения , которые состоят из одного слова или устойчивого сочетания и выражают эмоциональную или волевую реакцию говорящего на ситуацию (утверждение или отрицание, согласие или несогласие, побуждение к действию), но не называют ни характера этой реакции, ни компонентов соответствующей ситуации. Слова-предложения представляют собой особый структурный тип и не могут быть отнесены ни к двусоставным предложениям, ни к односоставным. Они не имеют отдельных членов предложения и не выполняют номинативной функции, так как ничего не называют.

Слайд 4

В качестве слов-предложений могут использоваться: междометия , частицы ( неужели, разве, едва ли, вряд ли, ещё бы и др.) модальные слова ( конечно, разумеется, может быть и др.) принятые формулы вежливости ( спасибо, простите и им подобные ) слова да и нет «Цыц», - командует земский, хмуря брови (М . Горький ) « Эге! - подумал Фёдор. - Вот она какая история!» « Позвольте мне одно спросить, - промолвил я, - знает она, что ты собираешься на ней жениться?» - «Вероятно »

Слайд 5

Типы слов-предложений Утвердительные слова-предложения. Отрицательные слова-предложения . Вопросительные слова-предложения . Побудительные слова-предложения. Эмоционально-оценочные слова-предложения . — Что же он, шпион? — Вот именно — Ах, какое нахальство! — Вовсе нет — Петруша! — А? — Ау! Константин Гаврилович!.. Ау! — Боже мой, окунь! Ах, ах... Скорей! Сорвался!

Слайд 6

Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах

Слайд 7

Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах 1. Междометие отделяется или выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации. Например: Ахти , ребята, вор! Эй , завяжи на память узелок! 2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Например: Тьфу ! Оплошал… Караул ! Лови, лови, да дави его, дави! 3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц — нет . Сравните: О , это была бы райская жизнь!.. — О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 4. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, аи да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти и т. п., в которые входят междометия и местоимения или частицы. Например: Ай да мёд!

Слайд 8

5. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как , какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»). Например: …Под час в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка Это, брат, ух как горько и ух как подло! ( Усп .); 6. Отделяются или выделяются запятыми междометные выражения. Например: До сих пор, благодарение Богу , подбирались к другим городам. А я ведь рад, что тебя встретил, чёрт те дери ! 7. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова отделяются запятой или восклицательным знаком. Например: Только, чур , не перебивать

Слайд 9

Утвердительные и отрицательные слова 1. Слова да и нет , выражающие утверждение и отрицание, отделяются или выделяются запятыми. Например: Да , пройдут десятки лет, и из памяти никогда не изгладятся дороги войны 2. После слов да и нет , произносимых с восклицательной интонацией, ставится восклицательный знак (следующее за ними слово пишется с прописной буквы). Например: Да ! Злые языки страшнее пистолета! Нет ! Ты уж выслушай 3. Между повторяющимися словами да и нет ставится запятая. Например: А я берусь открыть; да, да , уверен в этом. 4. Усилительные частицы, стоящие перед словами да и нет , не отделяются от них запятой. Например: Ну да , Добчинский , теперь я вижу. О нет , мой младенец, ослышался ты.

Слайд 10

Вопросительно-восклицательные слова 1. Запятой отделяются слова что, а что, что же , обозначающие вопросы, и слова как, как же, что же , выражающие удивление, подтверждение, согласие и т. п., за которыми следует предложение, раскрывающее их конкретный смысл (после них делается пауза). Например: Что , если я кликну клич? («что будет, если…») А что , если он прячется в глубине лесов? 2. Запятая ставится после слова вот, если следующее за ним предложение раскрывает его конкретный смысл. Например: Вот , можете полюбоваться на своего сынка; Вот , возьмите эту книгу на добрую память. Но: Вот аптека;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация "Л" в словах, предложениях, тексте..Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Активизировать словарный запас на материале прилагательных в     рамках  лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы, синхронизировать дыхательные, голосовые...

«Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях»

В данном файле находится конспект индивидуального занятия, отзыв, оценочный лист...

Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.

Занятие расчитано на дошкольников и младших школьников на начальном этапе автоматизации звука Ш....

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфииво втором классе специальной коррекционной школы VIII видаТема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной коррекционной школы.Тема: Различение оптически сходных букв В – Д  изолированно, в слогах, словах, предложени...

конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"

конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...