конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"
план-конспект урока по теме

Mарина Aлексеевна Kовалёва

конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtom_zvuka_sh.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: автоматизация звука Ш в словах, предложениях;

Лексическая тема: « Как животные готовятся к зиме »

Грамматическая тема:  Звуковой анализ слова: определять наличие звука в слове, выделять первый звук в слове, согласование числительного и существительного, образование глаголов при помощи приставок( практически)

Цель: автоматизация звука Ш в словах, чистоговорках, предложениях.

Задачи:  

  1. развивать подвижность органов артикуляции,
  2. Закреплять правильное положение  органов артикуляции при произнесении звука Ш в словах, предложениях;
  3. Развивать  мелкую моторику;
  4. Формировать фонематическое восприятие;
  5. Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме;
  6. Развивать память, мышление;
  7. Развивать связную речь;

Оборудование: предметные картинки ( заяц, еж, белка, медведь), дидактическая игра « Белкины запасы»,  презентации по теме занятия.

Работа над словарем: линька, проводник,  озимые, спячка, гнездо, берлога.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

 Покажите настроение на начало занятия.  Психокоррекционный момент : « Ласковушка»

  1. Сообщение темы.

Какое сейчас время года? Какое будет за ним? Сегодня мы отправимся в гости к лесным жителям и узнаем , как они готовятся к зиме.

  1. Развитие мелкой моторики рук. Артикуляционная гимнастика. Массаж шариками « Су-Джок».

В лес нас поведёт проводник( значение слова  «проводник») :

Кто это : Под соснами, под ёлками

                лежит мешок с иголками? ( Ёжик)

Массаж ладошек.

Гладь мои ладошки , ёж!

Ты колючий , ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

Артикуляционная гимнастика.

Улыбнемся « Улыбка», возьмем с собой «Дудочку», выходим за « Заборчик». Сначала поедем на лошадке « Лошадка» , лошадка идёт сначала по асфальтированной дороге ( громкая лошадка), затем по трав, слышно ,как стучит « Дятел». Вошли в лес , там много деревьев , много  « Орешков» висит, вкусные орешки,  попросим угоститься « Облизать губы», ветки качаются на ветру как  « Качели».

Направленность воздушной струи.

Ветер дует  « Подуем тихо, сильно» , листики падают , игра : « Подуй на листики».

  1. Уточнение произношения звука Ш.

Изолированное произношение. Ветер дует, листики шуршат : Ш-Ш-Ш. Тихо, громко, коротко, долго, с разной интонацией.

Цель: развивать высоту, силу голоса, интонацию.

  1. Автоматизация звука Ш в слогах.
  1. Ежик привел нас в лес. Поможем ему закончить любимые стишки.

Ша-ша-ша-  шёл ежик неспе(ша).

Шам-шам-шам – к ежатам малы ( шам).

Ши-ши-ши- нес в подарок гру( ши)

Ши-ши-ши- очень рады малы (ши).

А кто знает , как малыши ежа называются? ( ежата).

Как ёжик готовится к зиме? Что он делает зимой?

 (Ежу зимой кормиться нечем. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Поэтому осенью ежи отъедятся, разжиреют, а зимой спят. В ясные осенние дни готовит ёж тёплое зимовище. Выберет глубокую яму под пнём и принимается за работу. Подбежит к кучке опавших листьев, поглядит, понюхает. Выберет место, где листья совсем сухие, свернётся в клубок и начнёт с боку на бок перекатываться. Понатыкает на колючки листьев и побежит к ямке…

Натаскает ёж в ямку листьев, устроит рыхлую постельку, зароется в неё, свернётся и заснёт на зиму. Придёт зима, наметёт над норой сугроб. Под ним, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу).

  1. Развитие фонематического восприятия, анализа. 

Какой слог лишний?

Ша-ша-шо                     Аш-ош-аш

Шу-ши-шу                   пши-пши-пша

 Еж предлагает нам поиграть с ним: надо составить схемы слогов: ШИ, ИШ, ША, АШ. Показ презентации.

Ежик с нами прощается. Что он будет делать зимой?

  1. Автоматизация в словах.
  1. Ещё мы на дереве встретим …

То рыжая, то серая, а названьем белая?

( белка)

 Как белка к зиме готовится? Меняет цвет. Можем мы ее зимой встретить? Чем она питается зимой?

(Вот вы идёте поздней осенью по лесу среди голых, облетевших   деревьев.   Смотрите,   на   ветках   одного из  них что-то темнеет;  кажется,  засохшие листья. Нет, это не листья, а высохшие грибы. Кто же занёс их на дерево? Это работа хлопотуньи белки. В конце лета и осенью она собирает грибы — готовит себе пищу на зиму. За осень грибы на сучьях провянут и засохнут, да так и останутся там висеть до тех пор, пока в один из зимних дней белка их не разыщет и не съест. Помимо грибов белка заготовляет себе на зиму и другую еду. Она рассовывает по дуплам, по древесным щёлкам орехи и жёлуди. Всё это ей пригодится в зимнюю бескормицу.

К зиме белки не только запасают еду: они заботятся об утеплении своих жилищ. С наступлением осени хлопотливые зверьки затыкают увядшей травой и мхом щели в гнёздах. Каждую дырочку заткнут. Ну, теперь всё готово, можно и зиму встречать).

Развитие фонематического восприятия, анализа слова .

Поможем белке заготовить шишки к зиме. Выбираем сосновые и еловые шишки с картинками  со звуком Ш и определяем место звука.

 Игра : « Белкины запасы».

  1. Физминутка.

Пойдем дальше погуляем по лесу. Но пойдем не просто, а покажем разные движения.

Игра: « Маленькие ножки бежали по дорожке»

Цель: автоматизация звука Ш в предложениях.

Маленькие ножки бежали по дорожке – 2 раза.

Большие ноги шли по дороге -2 раза.

  1. формирование фонематического восприятия.

Попрощаемся с белкой. Пойдем дальше.

Кого еще мы можем встретить в лесу?

Пушистый ушастик, ушастый пушок,

по опушке скок-поскок! ( Заяц)

Какой заяц? ( Пушистый). Как он готовится к зиме? Он меняет цвет? В спячку впадает? А делает заяц  запасы на зиму? Чем же он питается?

( Осенью начинается линька,  зайцы становятся белыми. Зимой лежка зайца устраивается на снегу в закрытом от ветра месте; в районах с глубоким снегом иногда роют норы длиной до 2 м. Часто русаки залегают осенью и зимой в стогах, у строений на окраинах населенных пунктов. Зимой заяц продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега. При глубоком снеговом покрове переходит на питание древесной и кустарниковой растительностью (побеги, кора). Охотнее всего объедает клён, дуб, лещину, ракитник, а также яблони и груши; осину и ивы, кормится сеном в стогах).

Зайцу одному в лесу скучно, он предлагает поиграть в игру : « Посчитай до пяти».

Цель: автоматизация звука Ш в словах, согласование числительного и существительного.

Показ презентации.

Еще одна любимая игра зайца : « Волшебники» ( выделить первый звук слова и заменить на звук Ш).

Цель: формировать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Показ презентации.

  1. Автоматизация  звука Ш в предложениях.

Игра : « Поймай звук».

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Послушайте стихотворение и хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком Ш.

Вперевалочку идёт косолапый (мишка).

Он несет душистый мед и большую( шишку).

Как медведь готовится к зиме? Что он делает зимой?

( Зимует медведь в укромной берлоге, которую готовит заранее и место выбирает недоступное. Он ищет хорошее сухое место: в расщелине, скале, под большим упавшим деревом и хорошенько утепляет дом: выстилает мхом, сеном. Также готовится к зиме медведь, наедая жир. Он активно ест все, что найдет, особенно рыбу, орехи, но делает он это за несколько недель до спячки. Перед самим сном мишка кушает мало: корешки и стебельки, чтобы желудок стал пустым и как бы герметизировался и животное могло спокойно отдыхать в режиме малой потребности в пище. Ложась спать, медведь остается в режиме контроля, он не глубоко спит, а дремлет, чтобы в случае опасности встретить врага. Он даже может выйти из убежища для проверки обстановки. Если берлога оказалась непригодной для зимовки – попадает вода, например, то животное может выйти искать новый дом посреди зимы, тогда он очень опасен, в такой момент его называют медведем-шатуном. У животного зимой снижается температура, но его полученный за осень жир очень помогает не замерзнуть. Не обязательно медведь спит всю зиму, он может отдыхать по нескольку дней, если не наступили сильные холода, а в округе есть еда. И мишка не сосет свою лапу с целью поесть, он просто слизывает старую кожу, которая в середине зимы шелушится и лапа очень чешется).

Игра : Подскажи словечко»

Цель: формировать фонематическое восприятие.

 Послушайте стихотворение еще раз, но теперь подскажите слово в конце фразы. Чтение стихотворения ещё раз.

На шишке задание : замени картинки словами.

Маша нашла большую ( шишку).

 (Кошка) поймала (мышку).

Миша надел ( шапку) и ( шарф).

Мишка к нам при( шел), нас на(шел) и спать в берлогу у(шел).

  1.  Физпауза.

Будем и мы возвращаться домой.

Игра : « Шагали наши ножки».

Цель: автоматизация звука Ш в предложениях.

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

 шагали наши ножки – 2 р.

Раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам – 2р.

В ямку бух!

Вышли из ямы.

По ровненькой дорожке , по ровненькой дорожке ,

Устали наши ножки – 2 р.

Вот наш дом, тут мы живем!

  1. Итог.

Кто расскажет, что мы делали на занятии. Какие задания понравились, что было трудно? Как животные леса готовятся к зиме? Какое настроение у вас сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Различение К и Г в словах и предложениях"

Конспект логопедического занятия составлен с учётом специфики работы с учащимися коррекционной школы VII вида. К конспекту даётся в дополнение презентация к этому занятию. Развивается внимание, фонема...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях.

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в речи.Задачи:          - воспитание самоконтроля во время произношения звука...

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация ж-з в слогах, словах и предложениях."

Цели:           закрепление правильной артикуляции звуков ж-з в слогах, словах, предложениях, уточнение связи звук - буква, развитие и коррекция слухо...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация О-А в слогах, словах, предложениях"

Материал занятия направлен на коррекцию оптической дисграфии у школьников с интеллектуальной недостаточностью....

Логопедическое занятие: "Дифференциация ё-ю в слогах, словах,предложениях"

Ё и Ю очень интересные буквы и ученики их часто путают....