РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
план-конспект занятия (10 класс) на тему

Белозерцева Татьяна Васильевна

Технологическая карта логопедического занятия. 1 год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_polet_na_mars_tehnol_karta.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия.

1 класс

Тема занятия.

Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях.

Лексическая тема: Игра – путешествие «Полёт на Марс».

Грамматическая тема: Гласные, согласные звуки и буквы.

Тип урока. Урок   обобщения  и систематизации  полученных знаний на практике.  

Цель:  Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

-Уточнить произношение звука [Р]. Закреплять знания учащихся о согласных звуках [Р-Р’].

                 -Учить дифференцировать гласные, согласные звуки в слогах, словах.

            -Закреплять знания учащихся о правописании имён собственных, закреплять навык  постановки  ударения.

Коррекционные:

                 -Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука.

                 -Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.      

                 -Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

                 -Расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия: «Полет на Марс».

                 -Развивать конструктивную деятельность.

                 -Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки, слуховую и зрительную память, внимание,

мыслительные процессы.

                 -Развивать общую и мелкую моторику рук.

Воспитательные:  

- Развитие навыка самоконтроля.

                  - Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.

                  - Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Планируемые результаты занятия

Предметные

- уточнить произношение звука [р],

- различать гласные и согласные звуки.

Метапредметные

Познавательные УУД: 

-осуществлять поиск  необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;  

- использовать знаково-символические средства;

-осуществлять  анализ, синтез, обобщение  объектов и явлений;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать по плану, соблюдая алгоритм.

Коммуникативные УУД: 

-уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач;

-уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности;

-  работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения.

Регулятивные УУД: 

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-понимать и выполнять учебную задачу;

-уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимоконтроль.

Личностные

-адекватно  понимать причины успешной учебной деятельности;

-понимать необходимость учения.

Межпредметные связи

-  «Азбука» В.Г. Горецкого 1 класс (УМК «Школа России»)

- Окружающий мир. Темы «Почему на Луне не живут люди?», «Что у нас над головой?», «На что похожа наша планета?», «Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?».  (УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 класс»).

Формы работы. Фронтальная (ФР), работа в парах (ПР), индивидуальная (ИР).

Основные ресурсы урока

Для учителя

- Интерактивная доска (персональный компьютер).

- Авторская презентация «Полет на Марс».

- Развивающие игры В.В. Воскобовича коврограф «Ларчик»

- Парта для работы с песком, фасолью, песочный стол с подсветкой,

набор игрушек по тематике занятия.

- Магнитная доска, буквы  и цифры  на магнитах.

-Развивающие игры В.В. Воскобовича:  коврограф «Ларчик» с приложениями,

-Камни «Марблс».

Для учащихся

- Рабочие тетради, карточки.

- Развивающие игры В.В. Воскобовича: «Стрелочки», «Буквы».

- Космическая карта.

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I.   Мотивация к деятельности.

1.Организационный момент

1. Развитие звукобуквенного анализа слов.

- Дает задание каждому учащемуся (определить количество звуков в имени, место звука в имени и т.д.). После выполнения задания учащимся разрешается сесть за парту.

2. Развитие фонематического анализа, синтеза.  

- Работает со слайдом 2. Предлагает учащимся отгадать  слово по звукам.

- Предлагает определить место проживания автора письма. Просит поставить круги от самого большого к  самому маленькому и прочитать слово. Работает со слайдом 3.

- Предлагает отправиться в гости к автору письма на день рождения.

- Учащиеся выполняют поставленную задачу, садятся на свои места в указанном порядке.   (ИР)

- Учащиеся  слушают звуки, соединяют их в слово. «Письмо». (ФР)

- Ставят круги в правильном порядке, составляют слово «Марс». (ФР)

- Учащиеся соглашаются отправиться  в путешествие на Марс.

II. Актуализация необходимых знаний.

1. Развитие мыслительных процессов.

- Предлагает отгадать загадку и назвать транспорт, на котором они отправятся на Марс.

2. Развитие конструктивной деятельности.

- Предлагает сложить разрезную картинку ракеты.

3. Развитие звукобуквенного анализа слов.

-Предлагает выполнить схему слова «Ракета», обозначить кружочками каждый звук, дать характеристику каждого звука.

- Выделить первый звук в словах: руль, радио, рация.

-Найти одинаковый звук в словах: мотор, метеорит, скафандр, Гагарин.

- Предлагает запомнить главное правило космического экипажа:

«Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим».

4. Уточнение произношения  звука [Р]. Характеристика звука [Р].

- Предлагает определить звук, с которым они отправятся на Марс.

«Скафандр мы уже надели, 
Мотор ракеты уж ревет, 
Нас в путешествие зовет: (р-р-р-р)».    

- Озвучивает логопедическую тему занятия.

-Упражнение в произношении звука [P] с постепенным изменением силы голоса.

- Двигатель заводится: «р------Р»

- Двигатель выключается: «Р------р».

5. Развитие тактильных ощущений. Образование относительных прилагательных.

-Выкладываются мешочки с крупой. Предлагается на ощупь определить, какая крупа лежит в мешочке. Какую кашу мы сварим из риса и т.д.?

6. Пальчиковая гимнастика. Игра «Запуск ракеты»

- К запуску космического корабля приготовиться!

(Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

- Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).

- Завести мотор!

Логопед начинает обратный отсчет: 5,4,3,2,1 , ПУСК!

(сомкнутые руки вверх).

7. Развитие пространственных представлений.

- Определить направления пути. Работа со слайдом 4. (проверка)

- Отгадывают загадку «Ракета». (ФР)

- Складывают разрезную картинку ракеты. (ПР)

- Работают в тетрадях, на доске. Выполняют схему слова «Ракета». (ФР) (ИР)

- Выполняют задание по инструкции.  (ФР)

- Определяют звук, с которым отправятся в путешествие «Р».

 - Работают с зеркалом. (ИР)

Определяют характеристику звука [Р].  (ФР)

(Рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжен. Под воздействием сильной струи воздуха кончик языка вибрирует. Голос работает.)

- Выполняют задание по инструкции. (ИР)

- Определяют крупу в мешочках, называют кашу, которую можно сварить из этой крупы (рисовая, манная, гречневая, пшенная).

- Выполняют движения  по инструкции. (ИР) (ФР)

- На коврографе  с помощью пособия «Стрелочки» выкладывают направление курса. Проверка осуществляется по слайду 4. (ИР)

III. Организация познавательной деятельности обучающихся.

1.  Автоматизация звука [Р] в словах. Звуко-буквенный анализ слов. Подбор антонимов.

- «Космос – это бесконечное пространство со звёздами и планетами. Небо в космосе чёрное, на нём блещет огромное количество звёзд и планет». Работает со слайдом 5. Определить название первой планеты по схеме.             

- Сколько звуков в слове?      

-Первый звук гласный, он второй в слове РУЛЬ.

- Второй звук согласный, твёрдый звук работы двигателя.

- Третий звук гласный, ударный гласный в слове ЗВЕЗДА.

- Четвертый звук - последний звук в фамилии первого космонавта.

 - Уран – планета, которую окружают 15 спутников.

– На планете Уран происходит «все наоборот». Даёт задание определить слова противоположные по значению.

«Если у нас ночь, то на Уране …      
 Если землянин ходит медленно, то инопланетянин …  
Если землянин закрывает дверь, то инопланетянин  …  

На Уране одни жители ленивые, а другие…    

 Одни жители трусливые, а другие …»

2. Зрительная гимнастика. Работает со слайдом 6.

3. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука [Р] в словах. Крупотерапия.

- Работает со слайдом 7. Предлагает определить название планеты справа по курсу? Она окружена двумя широкими кольцами из газа, льда и горных пород.

- Прочитайте слово по большим буквам:          СаАТнУтРуН                                      

- На планете прошёл метеоритный дождь. Метеоритный дождь - это осколки падающих звёзд. В осколках надо найти и сложить в корзину только те предметы, в названии которых есть звук [Р] и определить, где живет звук [Р] (начало, середина, конец).

- Организует работу с фасолью. Перед учениками появляется контейнер с фасолью со спрятанными предметами. При необходимости корректирует работу учащихся.

- Предлагает определить лишний предмет среди обнаруженных.

4. Динамическая пауза.

-Работает со слайдом 8. Выполнение физминутки под композицию  «Космическая музыка».

- Мы сейчас с вами будем выходить в открытый космос. Напомню, что в открытом космосе все предметы становятся легкими, движения у них будут плавными, потому что эти предметы попали в невесомость.

5. Автоматизация звука [Р] в словах. Образование притяжательных прилагательных.

– Работает со слайдом 9.  Определить название планеты с женским именем. Прочитать название по верхним половинкам букв.

- Работает со слайдом 10. На планете сильная жара. Произошли изменения. Определите ошибки и  исправьте их.

6. Автоматизация звука [Р] в предложениях.

Восстановление деформированных предложений  по сюжетным картинкам.

- Работает со слайдом 11. Уточняет, что произошла посадка на Марс.

 - Работает со слайдами 12-14. Предлагает рассмотреть картинки, прочитать предложения, исправить ошибки, составить правильные предложения. Определить, сколько слов в предложении и поднять соответствующую цифру.

Предложения:

«Шуба надевает Шуру.

Клубок играет с котом.

Злой забор сел возле собаки».

7. Развитие мыслительных процессов.

- Выставляется ящик с песком и игрушками по теме занятия. Предлагает найти автора письма по описанию: он не с длинными волосами, немаленького роста, не с поднятыми руками.

- Как будут называться жители планеты Марс?
- Как будут называться новости, происходящие на Марсе?
- Школа на Марсе (какая школа?)

– Марсик очень рад нашему прилёту. Поздравим его с Днём рождения и подарим ему торт.

- Заполняют схему буквами. Выполняют анализ слова «Уран», ориентируясь на условные обозначения.  (ФР)

- Выполняют задание согласно устной инструкции. (ФР)

- Внимательно следят за движением предметов на  экране.

- Читают слово по большим буквам – «САТУРН». Определяют количество слогов, ударение, называют гласные, согласные звуки.

- Обнаруживают в ящике с фасолью предметы: ЗЕРКАЛО, ГРАНАТА, ПОМИДОР, РАСЧЁСКА, МОЛОТОК, СКРИПКА. Определяют место звука [Р]  в слове. (ИР)

- Лишний предмет – МОЛОТОК. В слове нет звука [Р]. (ФР)

- Выполняют движения под музыку, имитируют движения в невесомости. (ИР) (ФР)

- Читают слово по верхним половинкам букв - «ВЕНЕРА». Определяют количество слогов, ударение, называют гласные, согласные звуки.

- Рассматривают картинки: «Свинья с хвостом петуха», «конь с рогами оленя», «рыба с лапами курицы» и исправляют ошибки.

- Выполняют задания согласно инструкции, поясняя свои действия.

(ИР), (ФР)

«Шура надевает шубу (3 слова). Кот играет с клубком (4 слова).

Злая собака села возле забора (5 слов)».

- Выполняют задание согласно инструкции, поясняя свои действия. Находят автора письма по описанию. (ФР)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа слов различной звукослоговой структуры. Звуки [Х] [Х\'], буква Х.

Цель занятия: Через игровые задания, опираясь на знания детей, познакомить со звуками [х] [х\'], буквой Х....

Развитие фонематического анализа слов различной звукослоговой структуры. Звуки [Х] [Х\'], буква Х.

Цель занятия: Через игровые задания, опираясь на знания детей, познакомить со звуками [х] [х\'], буквой Х....

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.

РАЗВИТИЕ     ФОНЕМАТИЧЕСКОГО   АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Конспект открытого логопедического занятия для учащихся с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. (1 класс) Тема: Автоматизация звука РЬ в словах и предложениях. Лексическая тема: «Цветик - семицветик».

Конспект открытого логопедического занятия для учащихсяс фонетико – фонематическим недоразвитием речи.(1 класс)  Тема: Автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.Лексическая т...

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Наиболее распространенными ошибками при дислексии и дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деяте...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука й в связной речи» (развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов; со стечением согласных в начале слов)

Цель: Автоматизировать звук й в связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:развитие навыка звукового анализа и синтеза (определение места звука в слове);закрепление правильного произношения звук...