Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звука [Р]. Закреплять знания учащихся о согласных звуках [Р-Р’]. -Учить дифференцировать гласные, согласные звуки в слогах, словах. -Закреплять знания учащихся о правописании имён собственных, закреплять навык постановки ударения. Коррекционные: -Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука. -Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления. -Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности. -Расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия: «Полет на Марс». -Развивать конструктивную деятельность. -Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки, слуховую и зрительную память, внимание, мыслительные процессы. -Развивать общую и мелкую моторику рук. Воспитательные: - Развитие навыка самоконтроля. - Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде. - Воспитание вежливого отношения к товарищу. |
Предметные - уточнить произношение звука [р], - различать гласные и согласные звуки.
| Метапредметные Познавательные УУД: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; - использовать знаково-символические средства; -осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать по плану, соблюдая алгоритм. Коммуникативные УУД: -уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач; -уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности; - работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения. Регулятивные УУД: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -понимать и выполнять учебную задачу; -уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимоконтроль. | Личностные -адекватно понимать причины успешной учебной деятельности; -понимать необходимость учения.
|
Для учителя - Интерактивная доска (персональный компьютер). - Авторская презентация «Полет на Марс». - Развивающие игры В.В. Воскобовича коврограф «Ларчик» - Парта для работы с песком, фасолью, песочный стол с подсветкой, набор игрушек по тематике занятия. - Магнитная доска, буквы и цифры на магнитах. -Развивающие игры В.В. Воскобовича: коврограф «Ларчик» с приложениями, -Камни «Марблс». | Для учащихся - Рабочие тетради, карточки. - Развивающие игры В.В. Воскобовича: «Стрелочки», «Буквы». - Космическая карта.
|
1. Развитие звукобуквенного анализа слов. - Дает задание каждому учащемуся (определить количество звуков в имени, место звука в имени и т.д.). После выполнения задания учащимся разрешается сесть за парту. 2. Развитие фонематического анализа, синтеза. - Работает со слайдом 2. Предлагает учащимся отгадать слово по звукам. - Предлагает определить место проживания автора письма. Просит поставить круги от самого большого к самому маленькому и прочитать слово. Работает со слайдом 3. - Предлагает отправиться в гости к автору письма на день рождения. | - Учащиеся выполняют поставленную задачу, садятся на свои места в указанном порядке. (ИР)
- Учащиеся слушают звуки, соединяют их в слово. «Письмо». (ФР)
- Ставят круги в правильном порядке, составляют слово «Марс». (ФР)
- Учащиеся соглашаются отправиться в путешествие на Марс. |
1. Развитие мыслительных процессов. - Предлагает отгадать загадку и назвать транспорт, на котором они отправятся на Марс. 2. Развитие конструктивной деятельности. - Предлагает сложить разрезную картинку ракеты. 3. Развитие звукобуквенного анализа слов. -Предлагает выполнить схему слова «Ракета», обозначить кружочками каждый звук, дать характеристику каждого звука. - Выделить первый звук в словах: руль, радио, рация. -Найти одинаковый звук в словах: мотор, метеорит, скафандр, Гагарин.
- Предлагает запомнить главное правило космического экипажа: «Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре Громко, четко говорим, Никогда мы не спешим».
4. Уточнение произношения звука [Р]. Характеристика звука [Р]. - Предлагает определить звук, с которым они отправятся на Марс. «Скафандр мы уже надели, Мотор ракеты уж ревет, Нас в путешествие зовет: (р-р-р-р)». - Озвучивает логопедическую тему занятия. -Упражнение в произношении звука [P] с постепенным изменением силы голоса. - Двигатель заводится: «р------Р» - Двигатель выключается: «Р------р». 5. Развитие тактильных ощущений. Образование относительных прилагательных. -Выкладываются мешочки с крупой. Предлагается на ощупь определить, какая крупа лежит в мешочке. Какую кашу мы сварим из риса и т.д.?
6. Пальчиковая гимнастика. Игра «Запуск ракеты» - К запуску космического корабля приготовиться! (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх) - Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук). - Завести мотор! Логопед начинает обратный отсчет: 5,4,3,2,1 , ПУСК! (сомкнутые руки вверх).
7. Развитие пространственных представлений. - Определить направления пути. Работа со слайдом 4. (проверка)
|
- Отгадывают загадку «Ракета». (ФР)
- Складывают разрезную картинку ракеты. (ПР)
- Работают в тетрадях, на доске. Выполняют схему слова «Ракета». (ФР) (ИР) - Выполняют задание по инструкции. (ФР)
- Определяют звук, с которым отправятся в путешествие «Р». - Работают с зеркалом. (ИР) Определяют характеристику звука [Р]. (ФР) (Рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжен. Под воздействием сильной струи воздуха кончик языка вибрирует. Голос работает.) - Выполняют задание по инструкции. (ИР)
- Определяют крупу в мешочках, называют кашу, которую можно сварить из этой крупы (рисовая, манная, гречневая, пшенная).
- Выполняют движения по инструкции. (ИР) (ФР)
- На коврографе с помощью пособия «Стрелочки» выкладывают направление курса. Проверка осуществляется по слайду 4. (ИР)
|
1. Автоматизация звука [Р] в словах. Звуко-буквенный анализ слов. Подбор антонимов. - «Космос – это бесконечное пространство со звёздами и планетами. Небо в космосе чёрное, на нём блещет огромное количество звёзд и планет». Работает со слайдом 5. Определить название первой планеты по схеме. - Сколько звуков в слове? -Первый звук гласный, он второй в слове РУЛЬ. - Второй звук согласный, твёрдый звук работы двигателя. - Третий звук гласный, ударный гласный в слове ЗВЕЗДА. - Четвертый звук - последний звук в фамилии первого космонавта. - Уран – планета, которую окружают 15 спутников. – На планете Уран происходит «все наоборот». Даёт задание определить слова противоположные по значению. «Если у нас ночь, то на Уране … Если землянин ходит медленно, то инопланетянин … Если землянин закрывает дверь, то инопланетянин … На Уране одни жители ленивые, а другие… Одни жители трусливые, а другие …»
2. Зрительная гимнастика. Работает со слайдом 6.
3. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука [Р] в словах. Крупотерапия. - Работает со слайдом 7. Предлагает определить название планеты справа по курсу? Она окружена двумя широкими кольцами из газа, льда и горных пород. - Прочитайте слово по большим буквам: СаАТнУтРуН - На планете прошёл метеоритный дождь. Метеоритный дождь - это осколки падающих звёзд. В осколках надо найти и сложить в корзину только те предметы, в названии которых есть звук [Р] и определить, где живет звук [Р] (начало, середина, конец). - Организует работу с фасолью. Перед учениками появляется контейнер с фасолью со спрятанными предметами. При необходимости корректирует работу учащихся. - Предлагает определить лишний предмет среди обнаруженных.
4. Динамическая пауза. -Работает со слайдом 8. Выполнение физминутки под композицию «Космическая музыка». - Мы сейчас с вами будем выходить в открытый космос. Напомню, что в открытом космосе все предметы становятся легкими, движения у них будут плавными, потому что эти предметы попали в невесомость.
5. Автоматизация звука [Р] в словах. Образование притяжательных прилагательных. – Работает со слайдом 9. Определить название планеты с женским именем. Прочитать название по верхним половинкам букв. - Работает со слайдом 10. На планете сильная жара. Произошли изменения. Определите ошибки и исправьте их. 6. Автоматизация звука [Р] в предложениях. Восстановление деформированных предложений по сюжетным картинкам. - Работает со слайдом 11. Уточняет, что произошла посадка на Марс. - Работает со слайдами 12-14. Предлагает рассмотреть картинки, прочитать предложения, исправить ошибки, составить правильные предложения. Определить, сколько слов в предложении и поднять соответствующую цифру. Предложения: «Шуба надевает Шуру. Клубок играет с котом. Злой забор сел возле собаки». 7. Развитие мыслительных процессов. - Выставляется ящик с песком и игрушками по теме занятия. Предлагает найти автора письма по описанию: он не с длинными волосами, немаленького роста, не с поднятыми руками. - Как будут называться жители планеты Марс? - Как будут называться новости, происходящие на Марсе? - Школа на Марсе (какая школа?)
– Марсик очень рад нашему прилёту. Поздравим его с Днём рождения и подарим ему торт. |
- Заполняют схему буквами. Выполняют анализ слова «Уран», ориентируясь на условные обозначения. (ФР)
- Выполняют задание согласно устной инструкции. (ФР)
- Внимательно следят за движением предметов на экране.
- Читают слово по большим буквам – «САТУРН». Определяют количество слогов, ударение, называют гласные, согласные звуки.
- Обнаруживают в ящике с фасолью предметы: ЗЕРКАЛО, ГРАНАТА, ПОМИДОР, РАСЧЁСКА, МОЛОТОК, СКРИПКА. Определяют место звука [Р] в слове. (ИР) - Лишний предмет – МОЛОТОК. В слове нет звука [Р]. (ФР)
- Выполняют движения под музыку, имитируют движения в невесомости. (ИР) (ФР)
- Читают слово по верхним половинкам букв - «ВЕНЕРА». Определяют количество слогов, ударение, называют гласные, согласные звуки. - Рассматривают картинки: «Свинья с хвостом петуха», «конь с рогами оленя», «рыба с лапами курицы» и исправляют ошибки.
- Выполняют задания согласно инструкции, поясняя свои действия. (ИР), (ФР) «Шура надевает шубу (3 слова). Кот играет с клубком (4 слова). Злая собака села возле забора (5 слов)».
- Выполняют задание согласно инструкции, поясняя свои действия. Находят автора письма по описанию. (ФР)
|