Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.
план-конспект урока по теме
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии
во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида
Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
ГОУ для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии
во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида
Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.
учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Адамова Юлия Петровна
2012 г.
Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.
Цель:
Совершенствовать умение детей различать оптически сходные строчные буквы И – Ш на письме.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить написание прописных букв И и Ш, выявить сходства и отличия.
- Уточнить артикуляцию звуков [И] и [Ш], закрепить связь между звуком и буквой.
- Тренировать учащихся в различении букв И и Ш в изолированном написании, в слогах и словах, в предложениях и тексте.
- Совершенствовать навык чтения.
Коррекционные:
- Активизировать внимание детей, настроить их на работу.
- Развивать слуховое внимание и восприятие детей.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать умение координировать речь с движением.
- Уточнить и активизировать знания учащихся по теме «Дикие животные».
Воспитательные:
- Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия.
- Оргмомент.
Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы отправимся с вами на прогулку в лес. Давайте представим, что мы находимся в лесу. В лесу свежо, дышится легко, свободно. Сделайте вдох - выдох, вдох – выдох. Закроем глаза и прислушаемся к звукам, которые нас окружают.
- Звучит запись звуков леса.
Логопед: Ребята, какие звуки вы услышали? (дуновение ветра, шелест листвы, пение птиц, журчание ручейка, стрекот кузнечика).
- Сообщение темы.
- На доске вывешен плакат с изображением леса.
Логопед: Ребята, в нашем волшебном лесу заблудились буквы, давайте их отыщем. (Ученики по одному подходят к доске, внимательно смотрят на плакат и обводят найденные буквы черным фломастером).
Логопед: Ребята, какие буквы вам встретились в нашем волшебном лесу? (буквы И и Ш).
Итак, тема нашего занятия: «Различаем прописные буквы И – Ш».
- Уточнение написания изолированных букв И – Ш.
Логопед: Из каких элементов состоит буква И? (из двух крючков).
Два крючка соедини
И получишь букву И.
- Учащиеся выкладывают прописную строчную букву И из двух крючков красного цвета.
Логопед: Из каких элементов состоит буква Ш? (из крючков, их три).
Посмотри на букву Ш,
Буква очень хороша:
Три крючка рядком стоят –
Ш запомнить нам велят.
- Учащиеся выкладывают прописную строчную букву Ш из трех крючков синего цвета.
- Закрепление связи между звуком и буквой.
- Какой звук мы обозначаем буквой И? (Звук [И]).
- Дадим характеристику этому звуку: гласный.
- Губы принимают форму улыбки, язык приподнимается кверху, между зубами расстояние. Преграды во рту нет. Звук легко тянется, поется.
* Логопед прикрепляет артикуляцию звука И к лицу мальчика.
- Какой звук мы обозначаем буквой Ш? (Звук [Ш]).
- Дадим характеристику этому звуку: согласный, глухой, твердый.
- Губы принимают форму рупора, язык – форму чашечки, поднимается к верхним коренным зубам. Во рту язык создает преграду, поэтому тянуть и петь звук [Ш] мы не можем.
* Логопед прикрепляет артикуляцию звука [Ш] к лицу мальчика.
- Уточнение сходства и различия изолированных букв.
Логопед: Ребята, чем же похожи буквы? (Они обе состоят из крючков).
- А чем отличаются? (У буквы И – два крючка, а у буквы Ш – три).
- Обозначим это отличие символами: у буквы И – символ «Цифра 2 красного цвета», а у буквы Ш – символ «Цифра 3 синего цвета».
- Потренируемся в различении букв И – Ш.
* Логопед предлагает учащимся карточки с заданием, на которых изображены шишки с цифрами 2 и 3 и пустыми окошечками, в которые учащиеся должны вписать букву И или Ш, соответственно цифре.
- Различение букв И – Ш в слогах.
- Логопед предлагает учащимся карточки с заданием: на карточках изображены два грибочка. На шляпке одного гриба написана буква И, второго буква Ш.
Учащиеся по одному выходят к доске, берут там грибок, читают написанный на нем слог, и все вместе записывают этот слог на своих карточках на соответствующий гриб.
- Физминутка.
Мы идем, идем, идем,
Мы грибы сейчас найдем Шагают высоко поднимая ноги.
Под листочком, под травинкой,
На пенечке, под осинкой Наклоняются и касаются руками пола.
Вот и гриб, не зевай
И быстрей его хватай! Хлопки в ладоши.
- Различение букв И – Ш в словах.
Логопед: В лесу росли дикие яблоньки. Посмотрите, сколько яблок с них упало. Давайте соберем их. Но яблочки не простые – на них написаны слова. Яблочки, на которых написаны слова с буквой И – отдадим ежику. Яблочки, на которых написаны слова с буквой Ш – положим себе в корзинку.
- А теперь запишите по три слова себе на карточках (учащимся предлагаются карточки, на которых изображены ежик и корзинка, они записывают слова в зависимости от наличия в них букв И и Ш.
- Различение букв И – Ш в предложениях.
Логопед: Ребята, посмотрите, зайчишка принес нам письма с заданиями.
- Каждому учащемуся вручается конверт, в котором лежат слова. Из данных слов учащиеся составляют предложение.
- А теперь запишите получившиеся предложения себе в тетрадь, выделив буквы И и Ш цветными карандашами: И – красным, Ш – синим.
- Различение букв И – Ш в тексте.
Логопед: Посмотрите, в лесу бродят разные животные. Подойдите к доске и возьмите себе по одному животному. На обратной стороне животного – текст с пропущенными буквами И – Ш. Прочитайте текст, вставьте вместо пропусков нужные буквы: букву И – красной ручкой, букву Ш - синей.
Текст 1.
Л_с_ца – х_трый зверь. Ночью л_с_ца выход_т на охоту. Л_са лов_т лягу_ек, охот_тся за пт_цам_, зайцам_, мы_ам_. Л_су называют «Л_са – рыжая краса». Уж больно крас_ва л_сья _убка и пу_ _ стый л_с_й хвост!
Текст 2.
У_к_ у зайца дл_нные, а хвост_к - пу_ _стый и коротк_й. Задн_е лапы дл_ннее передн_х. _курка зимой у зайч_ка белая, а летом серая. Днем зайч_ки спят, а ночью выходят на кормежку. _ногда они подходят бл_зко к деревне и лакомятся сеном и кочерыжкам_.
Текст 3.
Белочка – очень хоро_ая хозяйка. Белка наполняет кладовые орехам_, гр_бам_, _и _кам_. Гр_бы она высу_ивает и нан_зывает на голые сучк_. Весной в бел_чьем дом_ке появляются бельчата. Белка – бесстра_ная мать. Она смело защ_щает сво_х малы_ей.
Текст 4.
Медведь – громадный, одетый в теплую _убу. Ход_т медведь так т_хо, что ни од_н сучок не треснет под ногам_. Лапы медведь став_т пальцам_ внутрь, а пяткам_ наружу, оттго и прозвал_ его косолапым. Голова у медведя боль_ая, _ея мохнатая, глазк_ - маленьк_е. Нюх у медведя очеь хоро_ _ й.
- Подведение итогов.
- Какие буквы мы сегодня учились различать?
- Из каких элементов состоят буквы И и Ш?
- Сколько крючков у буквы И? А у буквы Ш?
- Посмотрите, сколько шишек я набрала в лесу. Возьмите из корзинки столько шишек, сколько вы заработали на занятии. Давайте отдадим шишки белочке, а вас я награжу сладкими призами.
Литература:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.
3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида.
Тема: Различение кинетически сходных букв Н – Ю изолированно, в слогах, словах, предложениях. Цель: Совершенствовать умение детей различать кинетически сходные буквы Ю – Н на письме....
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв о – а.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема: Различение оптически сходных букв о – а. ...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной коррекционной школы.Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложени...
Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».
Представлен материал для проведения учебного занятия с группой обучающихся 2 -го класса. Материал состоит : - Конспект логопедического урока с группой обуча...
Открытое логопедическое занятие:«Зрительно-слуховая дифференциация П-Т в слогах, в словах, предложениях, тексте» (2 класс) .
В помощь учителям,учителям -логопедам. В конспекте собран хороший материал для дифференциации букв п-т....
Презентация к занятию на тему: «Зрительно-слуховая дифференциация П-Т в слогах, в словах, предложениях, тексте» (2 класс).
Меняющие и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновения и исчезновения ан...
ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРОЧНЫХ РУКОПИСНЫХ БУКВ и – у В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ
Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по коррекции оптической дисграфии...