Технологическая карта урока "Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок 6 класса "Предложения распространенные и нераспространенныею Второстепенные члены предложения" входит в раздел "Синтаксис. Культура речи. Пунктуация" (23 ч.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 203.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент по образованию Администрации города Тобольска
МАУ «Центр ОДО «Образование» города Тобольска»
Конкурс инновационных уроков/занятий
«Дизайн образовательного СоБытия: учимся с удовольствием»
в рамках Методического фестиваля «От идеи до результата»
Номинация: | Общеобразовательные организации |
Тема урока/занятия: | Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения. |
Автор: Тельпис Александра Юрьевна, учитель русского языка и литературы |
Тобольск, 2022
Технологическая карта урока/занятия
(для общеобразовательных школ)
- Пояснительная записка
Образовательная организация: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18
Педагог(*и) (фамилия, имя, отчество полностью): Тельпис Александра Юрьевна
Предмет: Русский язык
Класс: 5
УМК: На основе программы: по русскому языку к учебнику для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой Л.А.
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Т.А. Ладыженская и др. Москва: «Просвещение», 2019 год
- Целевой блок:
Тема урока/занятия: Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения.
Место урока/занятия в изучаемой теме: Урок входит в раздел «Синтаксис.Культура речи. Пунктуация» (23 часов)
Цель урока/занятия: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложение, в ходе группового и парного взаимодействия.
*Обоснование необходимости предметной интеграции: Предметная интеграция способствует развитию творчества, воображения, развитию различных видов мыслительной деятельности: логическому, абстрактному, словесно-логическому и наглядно-образному мышлению.
Планируемые результаты:
- предметные:
научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных, дать понятие о «подчинении» второстепенных членов главным и другим второстепенным членам.
- метапредметные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
– формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
– понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач;
–извлекать нужную информацию.
- личностные:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
воспитание ответственности, уважения, умения работать, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.
1.2. Инструментальный блок:
Задачи:
Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения».
Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Тип урока/занятия: постановка и решение учебных задач.
Форма урока/занятия: групповая работа
Место проведения урока/занятия (если проводится вне предметного кабинета): кабинет
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки для работы в группах, раздаточный материал, карточки для индивидуальной и групповой работы.
1.3. Организационно-деятельностный блок:
Применяемая(ые) технология(и): обучающие структуры: Сингапурская методика обучения.
Основные понятия: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, определение, дополнение, обстоятельство, синтаксический разбор предложения.
Межпредметные связи: литература.
- Ход урока/занятия
Этап урока | Образовательная задача (по этапам урока/занятия) | Виды работы, формы, методы, приемы (по этапам урока/занятия) | Содержание педагогического взаимодействия (по этапам урока/занятия) | Формируемые УУД (по этапам урока/занятия) | Прогнозируемый результат (по этапам урока/занятия) | |||
Деятельность учителя/ *учителей | Деятельность учащихся | |||||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||||
I.Организационный. | Мотивирование к учебной деятельности. | беседа | Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте свое рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок. | – формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации; | развивать умение работать с информацией на уроке | формировать умение принимать и сохранять учебную задачу | Установка на работоспособность, слуховое восприятие и речевую активность на уроке | Выполняют учебную задачу |
II. Актуализация знаний. Формулирование темы. | Проверить знания о словосочетании и предложении. Различать распространённые и нераспространённые предложения, находить основания для сравнения и сравнивать их. | Объяснительный диктант (Приложение № 1) | Ребята! На доске (раздаточном материале) записаны предложения. Прочитайте их. Подчеркните грамматические основы, укажите чем выражено подлежащее и сказуемое в каждом предложении (Приложение № 1). Обратите внимание на синтаксическую роль повторяющихся слов: белое море – подлежащее, белая (ночь)-второстепенный член предложения, белый (гриб)- подлежащее, белая (бумага) – сказуемое. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? | формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации; | развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; | формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; | развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать. | Различать распространённые и нераспространённые предложения |
III. Целеполагание | Развивать мотивацию к исследовательской деятельности | диалог | Среди рассмотренных предложений есть нераспространенные и распространенные. Попробуйте сами определить. Подумаем, какие цели поставим на сегодняшний урок. | Дети предлагают цели:
- каким членом предложения может быть? | Участвуют в обсуждении | Совместное обсуждение в классе, формулирование задач урока | формирование умений мотивировать свои мысли | Погружение в тему урока |
IV. Работа по теме урока (закрепление и систематизация). | Закрепить понятие о способах выражения подлежащего и сказуемого. Дать понятие о распространенных предложениях. Развивать навыки синтаксического разбора. | Работа в группах | 1.Предлагаю вспомнить, что вы знаете о предложении. Сегодня мы работаем на уроке в группах и индивидуально с обучающими структурами сингапурской методики обучения Познакомимся с алгоритмом работы: (Приложение № 2): 1.Вай фай (знак тишины, готовности к работе). Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
У каждой группы в центре стола лежат карточки. Возьмите себе по 4 карточки. Запишите на них информацию по предложению. Оставьте 9 карточек.
Посередине запишите понятие предложение, напишите определение, характеристику, вопросы, примеры и антипримеры. Каждая группа выполняет самостоятельно (5 минут). По очереди будете делиться тем, что напишете в каждом квадратике. Начинает партнёр №1 проговаривать своё определение, потом партнёр №2 и т.д. После поочерёдно зачитываете характеристики, примеры, антипримеры. Давайте просмотрим видеоролик. https://cloud.mail.ru/public/rZQV/vAKyKsaBQ После просмотра дополните свою табличку. | – понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач; –извлекать нужную информацию | владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях | определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме | Формирование умений распределить обязанности при работе с кейсом | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
V. Физкультминутка. | Продолжить формирование ЗОЖ | Фронтальная работа | Наступило время сделать небольшую разминку. Я буду называть словосочетания или предложения. Ваша задача: если это словосочетание, то вы встаете, если предложение приседаете. Приступим: Белая береза, синий карандаш, запашистая сирень растет у окна , красный стул стоит у стены, умная щука, наступила ночь, шустрый окунь, золотая осень, цветет тополь, река, весело смеяться. ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура для получения информации о классе). | структурировать и применять с учетом решаемых задач; | Закрепление материала | выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации; | Принимают и сохраняют учебные задачи | Выполняют учебную задачу |
VI. Самостоятельная работа | Осознать содержание пройденного | Индивидуальная работа |
1.Распространите и запишите предложения: А)Темнело. Б) Шел снег. В) Она читает. Г) Звонит телефон. 2. Подчеркните главные члены предложения. Определите какими частями речи они выражены. 3.Найдите второстепенные члены предложения, определите их в предложении, укажите какой частью речи они выражены. | Определять виды второстепенных членов предложения и морфологические средства их выражения (в рамках изученного). Проводить синтаксический анализ простых предложений | выполнение учебной задачи | доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; | Принимают и сохраняют цели учебной деятельности | Распространяют словосочетания; определяют главное и зависимое слово; выделяют основы предложений с двумя главными членами. |
VII. Подведение итогов. |
| способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме | совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях | создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; | Принимают и сохраняют цели учебной деятельности | Характеризуют предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; умеют сравнивать информацию с полученной новой, дополняют. | ||
VIII. Рефлексия | Оценить эффективность собственной работы на уроке | «Билетиками на выход» | В завершении нашей совместной работы я предлагаю вам воспользоваться «Билетиками на выход», в которых вам необходимо ответить на следующие вопросы: Сегодня я узнал… У меня получилось… Было трудно… Меня удивило… Было интересно… Теперь я умею… | структурировать и применять с учетом решаемых задач; | Участие в обсуждениях | Стремление к речевому совершенствованию | Принимают и сохраняют цели учебной деятельности | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности |
Домашнее задание | Практическое применение учащимися полученных знаний | Практические задания | Сделайте синтаксический разбор предложения «Тигр– животное необычайно красивое». | структурировать и применять с учетом решаемых задач; | Проявляют способность свободно излагать свои мысли в устной форме | Стремление к речевому совершенствованию | Развитие речевой компетенции учащихся | Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |
- Список литературы, источников, ресурсов в сети Интернет
- Для учителя:
https://cloud.mail.ru/public/rZQV/vAKyKsaBQ
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.–5-е изд.– М.: ВАКО, 2020.– 416 с. – (в помощь школьному учителю).
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Т.А. Ладыженская и др. Москва: «Просвещение», 2019 год
- Для учащихся:
Ссылка на видеоролик: https://cloud.mail.ru/public/rZQV/vAKyKsaBQ
(Видеоролик записан при помощи приложения canva.com)
Приложение № 1.
Объяснительный диктант.
- Земля-голубая планета.
- Реки- артерии Земли.
- Белое море холодное.
- Местность пустынна.
- Красный закат-признак непогоды.
- Белая ночь тиха.
- Белый-лучший гриб.
- Бумага белая.
Приложение № 2.
Обучающие структуры: Сингапурская методика обучения
| ВАЙ ФАЙ (СИГНАЛ ТИШИНЫ) структура управления 1. Поднимите руку 2. Сфокусируйтесь на учителе (не разговаривайте, остановите работу) 3. Просигнальте другим |
| МЭНЭДЖ МЭТ * (Manage Mat) структура управления МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Мat) – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах. |
ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН (Take off – Touch down) – «встать - сесть» – обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией. | |
Эй ар гайд (перемены) Прочитайте приведенные утверждения и запишите свой ответ (+/-) только в столбце ДО. 2.Пересмотрите ваши утверждения и укажите ваш ответ в столбце ПОСЛЕ Поделитесь ответами на один из следующих вопросов в команде. | |
ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe) – «крестики-нолики» – обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали или диагонали. | |
МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером). |
Приложение № 3.
Модель «Предложение»
Определение предложение | Характеристика предложение |
Пример | антипример |
Приложение № 4.
До (+/-), ? | утверждение | после(+/-),? |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики Методическая разработка уро...
Технологическая карта урока русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса.
В архиве технологическая карта урока по теме "Второстепенные члены предложения" по учебнику А. Д. Шмелёва, аудиозапись упражнения из аудиоприложения к уроку, презентация к уроку. Нет электронной...
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Обобщение по теме главные и второстепенные члены предложения"
Технологическая карта ...
Второстепенные члены предложения и их роль в предложениях. Распространенные и нераспространенные предложения.
конспект урока...
технологическая карта урока "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
технологическая карта урока...
технологическая карта урока "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...
- Мне нравится (1)