Технологическая карта урока "Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тельпис Александра Юрьевна

Урок 6 класса "Предложения распространенные и нераспространенныею Второстепенные члены предложения" входит в раздел "Синтаксис. Культура речи. Пунктуация" (23 ч.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx203.88 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по образованию Администрации города Тобольска

МАУ «Центр ОДО «Образование» города Тобольска»

Конкурс инновационных уроков/занятий

«Дизайн образовательного СоБытия: учимся с удовольствием»

в рамках Методического фестиваля «От идеи до результата»

Номинация:

Общеобразовательные организации

Тема урока/занятия:

Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения.

        

Автор: Тельпис Александра Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Тобольск, 2022


Технологическая карта урока/занятия

 (для общеобразовательных школ)

  1. Пояснительная записка

Образовательная организация: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа № 18

Педагог(*и) (фамилия, имя, отчество полностью): Тельпис Александра Юрьевна

Предмет: Русский язык

Класс: 5

УМК:  На основе программы: по русскому языку к учебнику для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой Л.А.

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Т.А. Ладыженская и др. Москва: «Просвещение», 2019 год

  1. Целевой блок:

Тема урока/занятия: Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения.

Место урока/занятия в изучаемой теме: Урок входит в раздел «Синтаксис.Культура речи. Пунктуация» (23 часов)

Цель урока/занятия: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложение, в ходе группового и парного взаимодействия.

*Обоснование необходимости предметной интеграции: Предметная интеграция способствует развитию творчества, воображения, развитию различных видов мыслительной деятельности: логическому, абстрактному, словесно-логическому и наглядно-образному  мышлению.

Планируемые результаты:

- предметные:

научить узнавать  второстепенные члены  предложения, отличать  их от главных, дать понятие о «подчинении» второстепенных членов главным и другим второстепенным членам.

- метапредметные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

– формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

– понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач;

–извлекать нужную информацию.

- личностные:

создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

 создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

воспитание ответственности, уважения, умения работать, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.

1.2. Инструментальный блок:

Задачи:

Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения».

Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.

Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Тип урока/занятия: постановка и решение учебных задач.

Форма урока/занятия: групповая работа

Место проведения урока/занятия (если проводится вне предметного кабинета): кабинет

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки для работы в группах, раздаточный материал, карточки для индивидуальной и групповой работы.

1.3. Организационно-деятельностный блок:

Применяемая(ые) технология(и): обучающие структуры: Сингапурская методика обучения.

Основные понятия: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, определение, дополнение, обстоятельство, синтаксический разбор предложения.

Межпредметные связи: литература.


  1. Ход урока/занятия

Этап урока

Образовательная задача

(по этапам урока/занятия)

Виды работы, формы, методы, приемы

(по этапам урока/занятия)

Содержание педагогического взаимодействия

(по этапам урока/занятия)

Формируемые УУД

(по этапам урока/занятия)

Прогнозируемый результат

 (по этапам урока/занятия)

Деятельность учителя/

*учителей

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

I.Организационный. 

Мотивирование к учебной деятельности.

беседа

Добрый день!

Все готовы к уроку?

Проверьте свое рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.

– формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

развивать умение работать с информацией на уроке

формировать умение принимать и сохранять учебную задачу

Установка на работоспособность, слуховое восприятие и речевую активность  на уроке

Выполняют учебную задачу

II. Актуализация знаний.

Формулирование темы.

Проверить знания о словосочетании и предложении.

Различать распространённые и нераспространённые предложения, находить основания для сравнения и сравнивать их.

Объяснительный диктант

(Приложение № 1)

Ребята! На доске (раздаточном материале) записаны предложения. Прочитайте их. Подчеркните грамматические основы, укажите чем выражено подлежащее и сказуемое в каждом предложении (Приложение № 1).

Обратите внимание на синтаксическую роль повторяющихся слов: белое море – подлежащее, белая (ночь)-второстепенный член предложения, белый (гриб)- подлежащее, белая (бумага) – сказуемое.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь  на уроке?

формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать.

Различать распространённые и нераспространённые предложения

III. Целеполагание

Развивать мотивацию к исследовательской деятельности

диалог

Среди рассмотренных предложений есть нераспространенные и распространенные. Попробуйте сами определить.  

Подумаем, какие цели поставим на сегодняшний урок.

Дети предлагают цели:

  1. - вспомнить, что такое имя существительное;
  2. - какие морфологические признаки свойственны этой части речи?
  3. - как изменяются имена существительные?

- каким членом предложения может быть?

Участвуют в обсуждении

Совместное обсуждение в классе, формулирование задач урока

формирование умений мотивировать свои мысли

Погружение в тему урока

IV. Работа по теме урока (закрепление и систематизация).

Закрепить  понятие о способах выражения подлежащего и сказуемого.

Дать понятие о распространенных предложениях.

Развивать навыки синтаксического разбора.

Работа в группах

1.Предлагаю вспомнить, что вы знаете о предложении. Сегодня мы работаем на уроке в группах и индивидуально с обучающими структурами сингапурской методики обучения Познакомимся с алгоритмом работы: (Приложение № 2):

1.Вай фай (знак тишины, готовности к работе). Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

  1. 2.МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Мat) – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, как будем работать в группе.
  2. 3.ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН (давайте познакомимся.
  3. Встаньте, у кого голубые глаза.
  4. Встаньте, кто любит мороженое.
  5. Встаньте, кто помогает родителям с уборкой.
  6. Встаньте, кто изучает дополнительный материал к урокам.
  7. 2. Сейчас будем работать с утверждениями. Возьмите каждый листы с центра стола. Прочитайте внимательно утверждения. Проставьте свой ответ (+/-) только в столбце ДО (3 минуты) (Приложение № 4).
  8. Отложите пока данный лист.
  1. Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание.

У каждой группы в центре стола лежат карточки. Возьмите себе по 4 карточки. Запишите на них информацию по предложению.  Оставьте 9 карточек.

  1. Разложите листочки в центре, ознакомьтесь группой с имеющимся материалом, заполняя модель о предложении (Приложение № 3).

Посередине запишите понятие предложение,  напишите определение, характеристику, вопросы, примеры и антипримеры. Каждая группа выполняет самостоятельно (5 минут). По очереди будете делиться тем, что напишете в каждом квадратике. Начинает партнёр №1 проговаривать своё определение, потом партнёр №2 и т.д. После поочерёдно зачитываете характеристики, примеры, антипримеры. 

Давайте просмотрим видеоролик.

https://cloud.mail.ru/public/rZQV/vAKyKsaBQ

После просмотра дополните свою табличку.

– понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач;

–извлекать нужную информацию

владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях

определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме

Формирование умений распределить обязанности при работе с кейсом

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками

V. Физкультминутка.

Продолжить формирование ЗОЖ

Фронтальная работа

Наступило время сделать небольшую разминку.

Я буду называть словосочетания или предложения.

Ваша задача: если это словосочетание, то вы встаете, если предложение приседаете. Приступим:  

Белая береза, синий карандаш, запашистая сирень растет у окна , красный стул стоит  у стены, умная щука, наступила ночь, шустрый окунь, золотая осень, цветет тополь, река, весело смеяться. 

ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура для получения информации о классе).

структурировать и применять с учетом решаемых задач;

Закрепление материала

выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

Принимают и сохраняют учебные задачи

Выполняют учебную задачу

VI. Самостоятельная работа

Осознать содержание пройденного

Индивидуальная работа

  1. Настало время проверить себя индивидуально.
  2. Индивидуальная работа:

1.Распространите и запишите предложения:

А)Темнело.

Б) Шел снег.

В) Она читает.

Г) Звонит телефон.

2. Подчеркните главные члены предложения. Определите какими частями речи они выражены.

3.Найдите второстепенные члены предложения, определите их в предложении, укажите какой частью речи они выражены.

Определять виды второстепенных членов предложения и морфологические средства их выражения (в рамках изученного).

Проводить синтаксический анализ простых предложений

выполнение учебной задачи

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

Принимают и сохраняют цели учебной деятельности

Распространяют словосочетания; определяют главное и зависимое слово; выделяют основы предложений с двумя главными членами.

VII. Подведение итогов.

  1. Учитель напоминает ребятам об утверждениях, просит их заполнить столбик «после» и сравнить ответы со столбиком «до».  После чего учитель с учащимися делают вывод по уроку.

способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме

совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях

создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

Принимают и сохраняют цели учебной деятельности

Характеризуют предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; умеют сравнивать информацию с полученной новой, дополняют.

VIII. Рефлексия

Оценить эффективность собственной работы на уроке

«Билетиками на выход»

В завершении нашей совместной работы я предлагаю вам воспользоваться «Билетиками на выход», в которых вам необходимо ответить на следующие  вопросы:

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

структурировать и применять с учетом решаемых задач;

Участие в обсуждениях

Стремление к речевому совершенствованию

Принимают и сохраняют цели учебной деятельности

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности

Домашнее задание

Практическое применение учащимися полученных знаний

Практические задания

Сделайте синтаксический разбор предложения

«Тигр– животное необычайно красивое».

структурировать и применять с учетом решаемых задач;

Проявляют способность свободно излагать свои мысли в устной форме

Стремление к речевому совершенствованию

Развитие речевой компетенции учащихся

Принимают и  сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения


  1. Список литературы, источников, ресурсов в сети Интернет
  1. Для учителя:

https://www.canva.com/ru_ru/

https://cloud.mail.ru/public/rZQV/vAKyKsaBQ

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.–5-е изд.– М.: ВАКО, 2020.– 416 с. – (в помощь школьному учителю).

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Т.А. Ладыженская и др. Москва: «Просвещение», 2019 год

  1. Для учащихся:

Ссылка на видеоролик: https://cloud.mail.ru/public/rZQV/vAKyKsaBQ

(Видеоролик записан при помощи приложения canva.com)


Приложение № 1.

Объяснительный диктант.

  1. Земля-голубая планета.
  2. Реки- артерии Земли.
  3. Белое море холодное.
  4. Местность пустынна.
  5. Красный закат-признак непогоды.
  6. Белая ночь тиха.
  7. Белый-лучший гриб.
  8. Бумага белая.

Приложение № 2.        

Обучающие структуры: Сингапурская методика обучения

 

ВАЙ ФАЙ (СИГНАЛ ТИШИНЫ) структура управления

1. Поднимите руку

2. Сфокусируйтесь на учителе

(не разговаривайте, остановите работу)

3. Просигнальте другим

 https://fsd.videouroki.net/html/2020/05/31/v_5ed392ac760bd/99754498_1.png

МЭНЭДЖ МЭТ * (Manage Mat) структура управления

МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Мat) – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН (Take off – Touch down) – «встать - сесть» – обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.

Эй ар гайд (перемены)

Прочитайте приведенные утверждения и запишите свой ответ (+/-) только в столбце ДО.

2.Пересмотрите ваши утверждения и укажите ваш ответ в столбце ПОСЛЕ

Поделитесь ответами на один из следующих вопросов в команде.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7e8a7f07dbb3fa97f32a12682f076c37-4568431-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=200&h=150

ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe) – «крестики-нолики» – обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали или диагонали.

https://fsd.videouroki.net/html/2020/05/31/v_5ed392ac760bd/99754498_4.jpeg

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР  - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).


Приложение № 3.

Модель «Предложение»

Определение

предложение

Характеристика

предложение

Пример

антипример


Приложение № 4.

До (+/-), ?

утверждение

после(+/-),?

  1. Предложение – это слово, которое выражает законченную мысль?

  1. Предложения бывают разными по цели высказывания.

  1. Предложение может быть простым и сложным.

  1. В предложении есть члены предложения, они могут быть выражены разными частями речи.

  1. В предложении могут быть разные пунктуационные знаки.

  1. Простое предложение – это такое, в котором одна грамматическая основа.

  1. Сложное предложение имеет две и более грамматические основы.

  1. Подлежащее в предложении может быть дополнением.

  1. Второстепенные члены предложения поясняют только главные члены предложения.

  1. К второстепенным членам предложения относят: определение, дополнение, обстоятельство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Технологическая карта урока русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса.

В архиве технологическая карта урока  по теме "Второстепенные члены предложения" по учебнику А. Д. Шмелёва, аудиозапись упражнения из аудиоприложения к уроку, презентация к уроку. Нет электронной...

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...

технологическая карта урока "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...