Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка. 29.11.2014.
Учитель: Малахова И.В.
Класс: 5.
УМК: «Школа 2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств (ознакомление).
Тип урока. Урок «открытия» нового знания.
Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям, развивать самостоятельность мышления обучающихся, а также их творческие способности, воспитывать самостоятельно мыслящую личность.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем поискового характера;
овладение навыками смыслового чтения текста;
овладение логическими действиями сравнения и анализа;
умение работать в группе.
Предметные результаты:
понимание содержания прочитанных учебно-научных текстов и их устное воспроизведение;
использование приёмов работы с учебной книгой;
создание устных монологических высказываний;
умение находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям.
Термины, понятия: второстепенные члены предложения, обстоятельство, дополнение.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная).
Материально - техническое обеспечение.
Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 5 класс. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: презентация «Обстоятельство. Виды обстоятельств»
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | ||
II. Актуализация знаний (Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания). 5 минут | 1. Запись предложения: Мы с ежом замечательно жили, уважали друг дружку, дружили. Задания: – обозначить и графически объяснить изученные орфограммы; – найти и графически обозначить главные члены предложения; – обратить внимание учащихся, что подлежащее в этом предложении мы с ежом выражено словосочетанием; – найти дополнение, графически обозначить его (выражено словосочетанием друг дружку); – на какой вопрос отвечает оставшийся второстепенный член предложения? (как?) | Записывают предложение в тетради, на доске, выполняют задания учителя: обозначают орфограммы, подчёркивают главные и второстепенные члены предложения. | Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным). 2. Производить анализ, синтез, обобщения. |
III. Создание проблемной ситуации, целеполагание. (Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке). 4 минуты | Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации или по записям на доске. – Учитель попросил Пашу и Петю разобрать предложение по членам. Вот что у них получилось. Паша. Моя собака медленно приближалась к нему. Петя. Моя собака медленно приближалась к нему. – С кем из ребят вы согласны? Почему? – Какой вопрос возникает? Какая будет тема урока? Прочитайте название в учебнике. Запись темы урока: Обстоятельство. – Прочитайте ключевые слова темы в конце параграфа, выскажите предположения о содержании нашей предстоящей работы на уроке. | Проводят наблюдение, отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему (проблему) урока и его цель. 3. Планировать деятельность. |
IV. «Открытие» нового знания. 5 минут 5 минут | 1. Упр. 246 Проводится беседа по тексту с использованием вопросов и заданий к упр. 246. 2. Чтение текста в рамке (упр. 247) на основе технологии продуктивного чтения, которая отражена в системе вопросов и заданий к тексту: озаглавливание, выделение смысловых частей, составление плана, выявление недостающей информации (примеры с другими вопросами), пересказ по плану. Предлагается в группах изучить текст по вопросам и составить связный рассказ об обстоятельстве. 3. Составление графической схемы второстепенного члена предложения – обстоятельства 4. Составление таблицы «Второстепенные члены предложения». На уроке можно задать только общие параметры таблицы, а дома дополнить таблицу примерами. | Наблюдают над словами, обозначающими время, место и способ действия. Читают текст вслух, находят слова с названными значениями, выписывают словосочетания по образцу, выявляют признаки, делают предположения об особенностях нового второстепенного члена – обстоятельства. Выполняют упр.247, составляют план для рассказа об обстоятельстве. Составляют графическую схему обстоятельства. Составляют таблицу «Второстепенные члены предложения» | Регулятивные УУД 4. Искать пути решения проблемы. 5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 3. Выделять главное, озаглавливать, составлять план, рассказывать по плану. 4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу). |
V. Применение нового знания (Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений). 6 минут | Упр. 248 – развивается умение находить обстоятельства в предложении с помощью основных и дополнительных вопросов, графически их обозначать. | Выполняют упр. 248,самостоятельно составив и применив алгоритм нахождения обстоятельства в предложении а) найду в предложении глаголсказуемое; б) поставлю от него вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?; в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают время, место, образ действия; г) если есть, значит, это обстоятельства. | Познавательные УУД 6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 7. Сравнивать и обобщать, делать выводы. 8. Строить алгоритм рассуждения (преобразовывать информацию из текста в алгоритм). |
VI. Физкультминутка 1 минута | Встают из-за парт, игра «Синонимы» (учащиеся перебрасывают мяч друг другу, называя синонимы слова «скучный») | ||
VII. Применение нового знания (Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений). 6 минут 6 минут | Упр. 249 (списывание и группировка) – развивается умение находить в тексте определения и обстоятельства, группировать их и выписывать вместе с главными для них словами; развиваются орфоэпические умения – произношение отдельных буквосочетаний (скучный). Проверка:работа в парах (группах). Упр. 250 (осложнённое списывание) – развивается умение разграничивать второстепенные члены группы сказуемого – дополнения и обстоятельства. Критерий – значение второстепенных членов (у обстоятельств – значение места, у дополнений – предмета, на который направлено действие). Словарноорфографическая работа: посвятить жизнь – посветить фонариком. Проверка:работа в парах (группах). | Выполняют упр.249 Выполняют упр.250 | Коммуникативные УУД 3. Строить связное монологическое высказывание. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. 6. Соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации. |
VIII. Рефлексия (Итог урока). 1 минута | – Какую новую информацию получили? – Назовите ключевые слова темы. – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД 6. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
IX. Домашнее задание. 1 минута | 1. Составить письменный план текста об обстоятельстве, дополнить обобщающую таблицу о видах второстепенных членов примерами. 2. Упр. 252. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Данная презентация используется на уроке объяснения нового материала по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Учебник в 2-х частях....
Урок. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
Урок рассчитан на 10-15 минут. Проведен в рамках конкурса "Учитель года"...
Второстепенные члены предложений. Обстоятельство. Виды обстоятельств.
Находить второстепенный член предложения - обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям, графически его обозначать, отличать обстоятел...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Однородные члены предложения»
Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Однородные члены предложенияКласс: 5Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме)УМК: учебный комплекс под редакцией...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")...
Технологическая карта "Однородные члены предложения"
Технологическая карта "Однородные члены предложения"...
Технологическая карта урока по русскому языку «Виды придаточных предложений в СПП. Союзы и союзные слова» 9 класс
Технологическая карта урока по русскому языку «Виды придаточных предложений в СПП. Союзы и союзные слова» 9 класс...