Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Малахова Ирина Витальевна

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка. 29.11.2014.

Учитель: Малахова И.В.

Класс: 5.

УМК: «Школа 2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств (ознакомление).

Тип урока. Урок «открытия» нового знания.

Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям, развивать самостоятельность мышления обучающихся, а также их творческие способности, воспитывать самостоятельно мыслящую личность.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

освоение способов решения проблем поискового характера;

овладение навыками смыслового чтения текста;

овладение логическими действиями сравнения и анализа;

умение работать в группе.

Предметные результаты:

понимание содержания прочитанных учебно-научных текстов и их устное воспроизведение;

использование приёмов работы с учебной книгой;

создание устных монологических высказываний;

умение находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям.

Термины, понятия: второстепенные члены предложения, обстоятельство, дополнение.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная).

Материально - техническое обеспечение. 

Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 5 класс. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: презентация «Обстоятельство. Виды обстоятельств»

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация знаний (Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания). 5 минут

1. Запись предложения:

Мы с ежом замечательно жили, уважали друг дружку, дружили.

Задания:

– обозначить и графически объяснить изученные орфограммы;

– найти и графически обозначить главные члены предложения;

– обратить внимание учащихся, что подлежащее в этом предложении мы с ежом выражено словосочетанием;

– найти дополнение, графически обозначить его (выражено словосочетанием друг дружку);

– на какой вопрос отвечает оставшийся второстепенный член предложения? (как?)

Записывают предложение в тетради, на доске, выполняют задания учителя: обозначают орфограммы, подчёркивают главные и второстепенные члены предложения.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным).

2. Производить анализ, синтез, обобщения.

III. Создание проблемной ситуации, целеполагание. (Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке).

4 минуты

Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации  или по записям на доске.

– Учитель попросил Пашу и Петю разобрать предложение по членам. Вот что у них получилось.

                                        Паша.

Моя собака медленно приближалась к нему.

                                       Петя.

Моя собака медленно приближалась к нему.

– С кем из ребят вы согласны? Почему?

– Какой вопрос возникает? Какая будет тема урока? Прочитайте название в учебнике.

Запись темы урока: Обстоятельство.

– Прочитайте ключевые слова темы в конце параграфа, выскажите предположения о содержании нашей предстоящей работы на уроке.

Проводят наблюдение, отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока и его цель.

3. Планировать деятельность.

IV. «Открытие» нового знания.

5 минут

5 минут

1. Упр. 246 

Проводится беседа по тексту с использованием вопросов и заданий к упр. 246.

2. Чтение текста в рамке (упр. 247) на основе технологии продуктивного чтения, которая отражена в системе вопросов и заданий к тексту: озаглавливание, выделение смысловых частей, составление плана, выявление недостающей информации (примеры с другими вопросами), пересказ по плану.

Предлагается в группах изучить текст по вопросам и составить связный рассказ об обстоятельстве.

3. Составление графической схемы второстепенного члена предложения – обстоятельства

4. Составление таблицы «Второстепенные члены предложения».

На уроке можно задать только общие параметры таблицы, а дома дополнить таблицу примерами.

Наблюдают над словами, обозначающими время, место и способ действия.

Читают текст вслух, находят слова с названными значениями, выписывают словосочетания по образцу, выявляют признаки, делают предположения об особенностях нового второстепенного члена – обстоятельства.

Выполняют упр.247, составляют план для рассказа об обстоятельстве.

Составляют графическую схему обстоятельства.

Составляют таблицу «Второстепенные члены предложения»

Регулятивные УУД

4. Искать пути решения проблемы.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

3. Выделять главное, озаглавливать, составлять план, рассказывать по плану.

4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

V. Применение нового знания (Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений).

6 минут

Упр. 248 – развивается умение находить обстоятельства в предложении с помощью основных и дополнительных вопросов, графически их обозначать.

Выполняют упр. 248,самостоятельно составив и применив алгоритм нахождения обстоятельства в предложении

а) найду в предложении глагол­сказуемое;

б) поставлю от него вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?;

в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают время, место, образ действия;

г) если есть, значит, это обстоятельства.

Познавательные УУД

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

7. Сравнивать и обобщать, делать выводы.

8. Строить алгоритм рассуждения (преобразовывать информацию из текста в алгоритм).

VI. Физкультминутка

1 минута

Встают из-за парт, игра «Синонимы» (учащиеся перебрасывают мяч друг другу, называя синонимы слова «скучный»)

VII. Применение нового знания (Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений).

6 минут

6 минут

Упр. 249 (списывание и группировка) – развивается умение находить в тексте  определения и обстоятельства, группировать их и выписывать вместе с главными для них словами; развиваются орфоэпические умения – произношение отдельных буквосочетаний (скучный).

Проверка:работа в парах (группах).

Упр. 250 (осложнённое списывание) – развивается умение разграничивать второстепенные члены группы сказуемого – дополнения и обстоятельства.

Критерий – значение второстепенных членов (у обстоятельств – значение места, у дополнений – предмета, на который направлено действие).

Словарно­орфографическая работа: посвятить жизнь – посветить фонариком.

Проверка:работа в парах (группах).

Выполняют упр.249

Выполняют упр.250

Коммуникативные УУД

3. Строить связное монологическое высказывание.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

6. Соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации.

VIII. Рефлексия (Итог урока). 1 минута

– Какую новую информацию получили?

– Назовите ключевые слова темы.

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

IX. Домашнее задание.

1 минута

1. Составить письменный план текста об обстоятельстве, дополнить обобщающую таблицу о видах второстепенных членов примерами.

2. Упр. 252.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Данная презентация используется на уроке объяснения нового материала по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Учебник в 2-х частях....

Урок. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Урок рассчитан на 10-15 минут. Проведен в рамках конкурса "Учитель года"...

Второстепенные члены предложений. Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Находить  второстепенный член предложения - обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств  по вопросам и значениям, графически его обозначать, отличать обстоятел...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Однородные члены предложения»

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Однородные члены предложенияКласс: 5Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме)УМК: учебный комплекс под редакцией...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")...

Технологическая карта "Однородные члены предложения"

Технологическая карта "Однородные члены предложения"...

Технологическая карта урока по русскому языку «Виды придаточных предложений в СПП. Союзы и союзные слова» 9 класс

Технологическая карта урока  по русскому языку «Виды придаточных предложений в СПП. Союзы и союзные слова» 9 класс...