Второстепенные члены предложения и их роль в предложениях. Распространенные и нераспространенные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «ВСОШ№2»
Иванова Ю.В.
Конспект урока русского языка в 5 классе
Второстепенные члены предложения и их роль в предложениях.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цель: дать понятие второстепенные члены предложения и распространенные и нераспространенные предложения; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
Задачи:
учебная: сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов;
познавательная: познакомить учащихся с новыми понятиями; второстепенными членами предложения; распространенное и нераспространенное предложение.
развивающая: развивать мышление, умение анализировать;
воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1.Организационный момент
(записать число, классная работа в тетради)
(Слайд №1)
2.Словарная работа (слайд №2)
- скажите, какое сейчас время года? (осень)
-А совсем недавно осень была другой.
И один великий писатель говорил : « Роняет лес багряный свой убор» . Это строчки из стихотворения А.С.Пушкина.
- в каком слове есть непроверяемая гласная в корне слова? (багряный). С него мы и начнем нашу словарную работу.
-выпишите это слово
Багряный Багровый Багрец Бордовый
(все слова обозначают оттенки красного цвета)
-какой частью речи являются эти слова?
(все слова прилагательные, кроме слова багрец – существительное)
(В багрец и золото одетые леса)
составьте и запишите словосочетание с любым из слов
-что называется словосочетанием? (слова, связанные по смыслу и грамматически)
выполните разбор словосочетания.
- какой раздел языкознания изучает словосочетание? (синтаксис)
- что еще изучает синтаксис? (предложение)
- что такое предложение?
(Слайд №3)
3.Объяснение нового материала
- прочитайте предложения, которые отпечатаны на листочках.
1.Наступила золотая осень. 2. Цветут поздние цветы. 3. Багряные листья медленно падают на землю. 4.Перелетные птицы улетают.
5.Бушуют сильные ветры. 6. Темные тучи закрывают голубое небо и солнце.
- можно ли назвать группу этих предложений текстом? (Да, потому что они объединены общей темой, связаны по смыслу, располагаются в определенном порядке)
- в каком предложении заключена основная мысль текста? ( в первом)
- озаглавьте текст
-перепишите текст в тетради, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы
-над какими орфограммами мы работали
-Слова с безударной гласной в корне слова (золотая, цветут, цветы, улетают,)
-Слова с непроизносимой согласной (поздние, солнце)
-Слова, с непроверяемой орфограммой (багряный, голубой)
-подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
- прочитайте только грамматические основы предложений
-прочитанные предложения являются текстом? (да)
-какой текст вам понравился больше?
-чем отличается второй текст от первого?
- почему? Первый текст несет в себе больше информации)
-что в этих предложениях нам помогает разнообразить их, передать информацию более точно, подробно, выразительно?
( второстепенные члены)
(слайд №4)
4.Объявление темы урока
Итак, сегодня на уроке мы должны выявить Роль второстепенных членов в предложении и научиться распознавать распространенные и нераспространенные предложения.
(записать на доске)
А задача нашего урока - выявить, какую роль играют второстепенные члены предложения.
- выпишите грамматическую основу из 6 предложения
Тучи закрывают
/какие? /что?
темные небо и солнце
/какое?
голубое
- от каких членов предложения ставили вопросы?
Значит, второстепенные члены предложения могут распространять как главные , так и второстепенные члены предложения.
5. Работаем с учебником стр.66
(слайд №5)
6. А сейчас физкультминутка, мы немножко отдохнем. Вставайте все возле своих парт.
(слайд №6)
7.Самостоятельная работа
Выберите букву правильного ответа, а потом проверим.
(слайд №7)
1. Укажите нераспространенное предложение:
А) Наступила осень.
Б) Полюбуйтесь красотой осенних листьев.
В) Осенью сильно дует ветер.
(слайд №8)
2. В каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым:
А) Разноцветные листья летят по воздуху.
Б) Осень щедрая пора.
В) Природа осенью очень красива.
(слайд №9)
3.Укажите односоставное предложения:
А) Птицы улетают.
Б) Сходите в лес.
В) Дует сильный ветер.
- проверяем тест, объясняя свой ответ (слайд №10,11,12)
(слайд №13)
8. А теперь ответь на вопросы и разгадайте кроссворд
1.назовите вид предложения по цели высказывания, в котором о чем-то рассказывается, сообщается? (повествовательное)
2.которое побуждает к действию? (побудительное)
3.второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей? (дополнение)
4. в котором содержится вопрос? (вопросительное)
5.главный член предложения, который обозначает предмет или лицо и отвечает на вопросы Кто? Что? ( подлежащее)
6. главный член предложения, который называет действие и отвечает на вопросы что делает? (сказуемое)
7. главное и зависимое слово, которые связаны по смыслу и грамматически? (словосочетание)
8. второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы
Какой? Какая? (определение)
9. второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? ( обстоятельство)
Какое слово у нас получилось? (СИНТАКСИС)
9.Итог.
-что изучает синтаксис? (словосочетания и предложения)
-какие бывают предложения по наличию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные предложения)
(слайд №14)
10.У нас осталось несколько минут и я предлагаю вам отгадать шифровку, которую мне прислали в начале урока по электронной почте. Попробуйте расшифровать запись
14 16 13 16 5 24 29!
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
(слайд №15)
Вы действительно МОЛОДЦЫ ! Все хорошо работали, но особенно постарались сегодня…..
9.Домашнее задание (записывается на доске)
&34 упр.171 стр.66
Резерв!
-ребята, а вам нравится осень? У А.С.Пушкина это была любимая пора, и он посвятил ей очень много своих стихотворений.
-запишите 3 своих предложения об осени или распространите второстепенными членами предложения, которые записаны на доске
Наступила (золотая, поздняя) осень.
(Постоянно) Идут (проливные) дожди.
Опали(разноцветные) листья (с деревьев).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики Методическая разработка уро...
Роль второстепенных членов предложения
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Роль второстепенных членов предложения"...
Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения"
Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения" для 8 класса...
Технологическая карта урока "Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения".
Урок 6 класса "Предложения распространенные и нераспространенныею Второстепенные члены предложения" входит в раздел "Синтаксис. Культура речи. Пунктуация" (23 ч.)....
Конспект урока по русскому языку для 8 класса_ Роль второстепенных членов предложения
Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Роль второстепенных членов предложения"...
Роль второстепенных членов предложения 8 класс
Конспект урока русского языка в 8 классе "Роль второстепенных членов предложения". Эта разработка позволит не только повторить ранее изученный материал, но и совершить маленькие открытия. Ис...
Презентация "Роль второстепенных членов предложения" 8 класс
Презентация к уроку "Роль второстепенных членов предложения". Позволит расцветить урок более яркими красками....