Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ухманская средняя общеобразовательная школа»
Канашского района Чувашской Республики
Методическая разработка урока
по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой
по теме: Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.
Разработала:
преподаватель русского
языка и литературы
Семенова Галина Дмитриевна.
Тема урока - Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.
Цели урока:
А) дидактическая – организовать самостоятельную работу учащихся по усвоению новых понятий и углублению имеющихся;
Б) логическая – упражнять в самостоятельном анализе , сравнении , обобщении, умозаключении;
В) нравственная- привить любовь к природе. Здесь заканчивается текст 1 слайда. (Слайд №1)
Задачи:
Образовательные: · Ввести понятия «распространённое предложение» и «нераспространённое предложение».
Закрепить знания о грамматической основе предложения и второстепенных членах предложения.
Расширять словарный запас учащихся.
Развивающие: · Способствовать развитию информационной компетенции, учебно-познавательной компетенции учащихся.
Развивать речь, память, внимание, орфографическую наблюдательность.
Воспитывающие: · Привить любовь к природе.
Коммуникативные: · Продолжить формирование опыта работы в паре. Формировать умение договариваться, для того чтобы сделать что-то сообща .
Тип урока- комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с текстом на каждого ученика, план урока, записанный на доске.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление учебного материала.
5. Задание на дом.
Методы: обучения - эвристический;
преподавания – побуждающий и объяснительно - побуждающий;
учения - поисковый и частично- поисковый.
1.Организационный момент.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Актуализация прежних знаний (12 минут).
- Опорные и углубленные понятия: сказуемое, подлежащее, основа предложений, главные и второстепенные члены предложения.
Активизация путем постановки проблемных вопросов:
Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения?
Почему они составляют грамматическую основу предложения?
Почему другие члены называются второстепенными членами предложения? (Здесь заканчивается текст 2 слайда.) Слайд №2.
Решение проблем путем выполнения упражнения 264. : А) выделить основу; Б) отделить группу сказуемого из группы подлежащего. (Здесь заканчивается текст 3 слайда.) Слайд №3.
- Способы возбуждения интереса и эмоционального настроя. Создание проблемной ситуации путем постановки вопроса к учащимся после прочтения правила в параграфе 49.
- Контроль и оценка знаний путем проверки выполнения.
- Способы индивидуализации – дополнительное учебное задание на грамматический анализ текста (для решения проблемы).
Примеры: мелкий дождь бесшумно моросит; дождь моросит; моросит, мелкий , бесшумно.
3. Изучение нового материала.
- Формирование новых понятий и способов действия (25 минут).
- Вновь вводимые понятия: распространенные и нераспространенные предложения.
- Предполагаемые приращения в знаниях : понимание роли и значения главных и второстепенных членов и основы предложения; умение отличить распространенные от нераспространенных предложений.
- Создание проблемной ситуации путем анализа названия темы урока.
- Основная проблема: какие предложения называются распространенными? Способы решения – анализ учебного задания (готовится учителем).
4. Закрепление учебного материала.
- Формирование умений и навыков.
- Самостоятельная работа репродуктивного вида: Дождь давно перестал – какое это предложение? Читая определение в учебнике , обращается внимание на слова: « … хотя бы один второстепенный член».
- Проверка усвоения, уточнение, запоминание.
- Формирование понятий и навыков .
Проверка усвоения, уточнение, запоминание.
- Карточка №1
Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений , укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Падает снег. Стоит чудесный зимний день. Деревья одеты в белые шубки.
Задание 2 . Составьте предложения по схеме.
Каточка №2
Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений, укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Небо почернело. Надвинулась чёрная туча. Налетел сильный, холодный ветер.
Задание 2 .
Составить предложение с данным словом по схеме:
[ сущ. прил. ].
Составить словосочетание с данным словом по схеме:
прил. + сущ.
ИГРА «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Задание:
- Распространите в предложении главный член - сказуемое.
- Распространите оба главных члена.
- Распространите предложение еще больше.
5. Домашнее задание:
- Создание проблемной ситуации для решения творческого задания дома: почему второстепенные члены предложения так называются?
- Формулировка проблемы для решения дома и в классе с целью усвоения темы «Второстепенные члены предложения» : « без второстепенных членов предложение может быть , а без главных нет».
- На дом: понятен ли смысл рассказа? В чем вы нуждаетесь? Поставьте вопросы: ответы допишите.
- Задание на 20 минут.
5. Упражнение 266.
Рефлексия.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
|
активно / пассивно |
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Конспект урока.
Тема урока - Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.
Цели урока:
А) дидактическая – организовать самостоятельную работу учащихся по усвоению новых понятий: распространенные и нераспространенные предложения, углубить имеющиеся понятия: выяснить смысл названия «главные члены составляют основу предложения"; повторить и закрепить имеющиеся знания, создать проблемную ситуацию по темам: «Второстепенны члены предложения»;"Нераспространенные и распространенные предложения".
Б) логическая – упражнять в самостоятельном анализе , сравнении , обобщении, умозаключении;
В) нравственная - привить любовь к природе. (Здесь заканчивается текст 1 слайда.) Слайд №1.
Задачи:
Образовательные: · Ввести понятия «распространённое предложение» и «нераспространённое предложение».
Закрепить знания о грамматической основе предложения и второстепенных членах предложения.
Расширять словарный запас учащихся.
Развивающие: · Способствовать развитию информационной компетенции, учебно-познавательной компетенции учащихся.
Развивать речь, память, внимание, орфографическую наблюдательность.
Воспитывающие: · Привить любовь к природе.
Коммуникативные: · Продолжить формирование опыта работы в паре;.
Формировать умение договариваться, для того чтобы сделать что-то сообща .
Тип урока - комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с текстом на каждого ученика, план урока, записанный на доске.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление учебного материала.
5. Задание на дом.
Методы: обучения - эвристический;
преподавания – побуждающий и объяснительно- побуждающий;
учения - поисковый и частично- поисковый.
1.Организационный момент.
2. Опрос учащихся по заданному материалу.
I. Актуализация прежних знаний (12 минут).
1.Опорные и углубленные понятия: сказуемое, подлежащее, основа предложений, главные и второстепенные члены предложения.
2. Деятельность по постановке проблемы и ее решению..
3. Физкультминутка:
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Здесь заканчивается текст 4 слайда.) Слайд №4.
3. Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
Деятельность учеников: читают параграф учебника 49. | Деятельность учителя: прочитайте правило в параграфе 49. Какие вопросы у вас возникают? ( Если учащиеся не могут сформулировать эти проблемы, то учитель сам формулирует их). |
Формулировка проблемы: поче-му подлежащее и сказуемое – главные члены предложения? Почему они составляют грамматическую основу предложения?Почему другие члены называются второстепенными членами предложения? (Здесь заканчивается текст 5 слайда.) Слайд №5.Предположения: главные потому, что составляют основу предложения. От них зависят другие слова в предложении. Вопрос вызывает затруднение. | Возражения: Почему составляют основу?
|
Постановка учебного задания (в помощь решению проблем) 1.Мелкий дождь бесшумно моросит.2. дождь моросит.3.Моросит.4. Мелкий бесшумно.1а. Вокруг царит мертвая тишина.2а. царит тишина.3а. тишина.4а. вокруг мертвая. (Здесь заканчивается текст 6 слайда.) Слайд №6. | Исследуйте, какие из данных примеров являются предложениями, какие нет. Чем они отличаются друг от друга? Подчеркните подлежащее и сказуемое |
Решение проблемы:
| Если учащиеся не справятся, то вопросы:
|
Вывод:Из главных членов , даже из одного главного , предложение может состоять, а из второстепенных членов не может. Вот почему одни называются главными, другие второстепенными членами предложения. (Здесь заканчивается текст 8 слайда.) Слайд №8. | Если учащиеся сами не могут , то вывод делает сам учитель.
|
Учебное задание:Дождь (какой?) мелкий.Моросит (как?) бесшумно.В одной части – подлежащее с зависимыми словами , а в другой- сказуемое с зависимыми словами.Мелкий (какой?) дождь.Моросит (как?) бесшумно. (Здесь заканчивается текст 9 слайда.) Слайд №9. | В первом предложении поставьте вопросы к второстепенным членам.Могут ли второстепенные члены не относиться к главным?Разделите предложения на две части.Как вы это делаете?Вывод:В предложении все строится (группируется) вокруг главных членов, вот почему главные члены – основа предложения.
|
- Самостоятельная работа по формированию умений и навыков путем применения углубленных (опорных) понятий.
Упражнение 265.
А) Выделить основу,
Б) отделить группу подлежащего от группы сказуемого . (Здесь заканчивается текст 10 слайда.) Слайд №10.
Проверка выполнения.
Создание проблемной ситуации с целью углубления понятия о членах предложения.
Формулировка проблемы:
Почему слов больше, чем членов предложения?
Значит, не все слова в предложении – члены предложения?
III Формирование новых понятий и способов действия.
- Вновь вводимые понятия: распространенные и нераспространенные предложения.
2. Предполагаемые приращения в знаниях, умениях, навыках учащихся.
3. Понимание роли и значения главных и второстепенных членов и основы предложения, умение отличать распространенные и нераспространенные предложения. Проблемные ситуации создаются преднамеренно.
Создание проблемной ситуации.
4. Формулировка основной проблемы (путем развертывания вопросов).
А мы об этих предложениях не знаем. Мы их не знаем. Какие предложения называют распространенными, а какие нераспространенными? | Прочитайте название темы.
|
Предложения: 1. Черенок листа прикрепляется к ветке при помощи клейкого вещества.1a – Черенок прикрепляется2. Клейкое вещество высыхает.2а- Вещество высыхает.3. Вот почему со многих деревьев осенью осыпаются листья.3а. Осыпаются листья. (Здесь заканчивается текст 11 слайда.) Слайд №11. | В помощь решению проблемы: почему опадают листья с деревьев7Разделите данные предложения на две группы. Возможно, вы сами догадаетесь и дадите определение понятиям «нераспространенные и распространенные» предложения. Слабому классу учитель помогает выявить основные деления и просит сравнить предложения и найти различие.
|
Решение проблемы:Первый столбик- 1,2, 3.Второй столбик- 1а, 2а, 3а.В первом столбике предложения с второстепенными членами, во втором – только из главных членов.Значит, предложения с второстепенными членами называются распространенными, а состоящие только из главных- нераспространенными.Здесь заканчивается текст 12 слайда.) Слайд №12.
| Почему так выписали? Сделайте вывод. В слабом классе учитель сам сообщает , что в первом столбике распространенные, а во втором нераспространенные. И только после этого требует определение этих понятий. |
4. Закрепление учебного материала.
v Формирование понятий и навыков . (Здесь начинается текст 13 слайда.) Слайд № 13.
Проверка усвоения, уточнение, запоминание.
- Карточка №1
Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений , укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Падает снег. Стоит чудесный зимний день. Деревья одеты в белые шубки.
Задание 2 . Составьте предложения по схеме.
Каточка №2
Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений, укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Небо почернело. Надвинулась чёрная туча. Налетел сильный, холодный ветер. (Здесь заканчивается текст 13 слайда.) Слайд №13.
Задание 2 .
Составить предложение с данным словом по схеме:
[ сущ. прил. ].
Составить словосочетание с данным словом по схеме:
прил. + сущ. (Здесь заканчивается текст 14 слайда.) Слайд №14.
ИГРА «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Задание:
Распространите в предложении главный член - сказуемое.
Распространите оба главных члена.
Распространите предложение еще больше. (Здесь заканчивается текст 15 слайда.) Слайд №15.
5. Домашнее задание:.
- Создание проблемной ситуации для решения творческого задания дома: почему второстепенные члены предложения так называются?
- Формулировка проблемы для решения дома и в классе с целью усвоения темы «Второстепенные члены предложения» : « без второстепенных членов предложение может быть , а без главных нет».
- На дом: понятен ли смысл рассказа? В чем вы нуждаетесь? Поставьте вопросы: ответы допишите.
- Задание на 20 минут.
5. Упражнение 266.
Рефлексия.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал | активно/пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен/не доволен |
3. За урок я | не устал/устал |
4. Урок для меня показался | коротким/длинным |
5. Мое настроение | стало лучше/стало хуже |
6. Материал урока мне был | интересен/скучен |
7. Домашнее задание мне было | легким/трудным |
(Здесь заканчивается текст 16 слайда.) Слайд №16.
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Список использованной литературы.
1. Е.А.Быстрова. Русский язык. 5 класс.
2. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.- М.: МИРОС- МАИК/ Интерпериодика, 2000.-144с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ухманская средняя общеобразовательная школа»
Канашского района Чувашской Республики
Методическая разработка урока
по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой
по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»
Выполнила:
преподаватель русского
языка и литературы
Семенова Галина Дмитриевна.
Тема урока - Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения».
Цели урока:
А) дидактическая – организовать самостоятельную работу учащихся по усвоению новых понятий и углублению имеющихся;
Б) логическая – упражнять в самостоятельном анализе , сравнении , обобщении, умозаключении;
В) нравственная- привить любовь природе.
Задачи:
Образовательные: · Ввести понятия «распространённое предложение» и «нераспространённое предложение»; · Закрепить знания о грамматической основе предложения и второстепенных членах предложения; · Расширять словарный запас учащихся;
Развивающие: · Способствовать развитию информационной компетенции, учебно-познавательной компетенции учащихся; · Развивать речь, память, внимание, орфографическую наблюдательность;
Воспитывающие: · Привить любовь к природе.
Коммуникативные: · Продолжить формирование опыта работы в паре; · Формировать умение договариваться, для того чтобы сделать что-то сообща .
Тип урока- комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с текстом на каждого ученика, план урока, записанный на доске.
Структура урока:
- Актуализация прежних знаний.
- Способы возбуждения интереса и эмоционального настроя.
- Деятельность по постановке проблемы и ее решению.
- Физкультминутка.
- Формирование новых понятий и способов действия.
- Формирование умений и навыков.
- Проверка усвоения, уточнение, запоминание.
- Подведение итогов.
- Объяснение домашнего задания.
- Выставление оценок.
Методы: обучения - эвристический;
преподавания – побуждающий и объяснительно - побуждающий;
учения - поисковый и частично- поисковый.
Актуализация прежних знаний (12 минут).
- Опорные и углубленные понятия: сказуемое, подлежащее, основа предложений, главные и второстепенные члены предложения.
Активизация путем постановки проблемных вопросов:
Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения?
Почему они составляют грамматическую основу предложения?
Почему другие члены называются второстепенными членами предложения?
Решение проблем путем выполнения упражнения 264. : А) выделить основу; Б) отделить группу сказуемого из группы подлежащего.
- Способы возбуждения интереса и эмоционального настроя. Создание проблемной ситуации путем постановки вопроса к учащимся после прочтения правила в параграфе 49.
- Контроль и оценка знаний путем проверки выполнения.
- Способы индивидуализации – дополнительное учебное задание на грамматический анализ текста (для решения проблемы).
Примеры: мелкий дождь бесшумно моросит; дождь моросит; моросит, мелкий , бесшумно.
- Формирование новых понятий и способов действия (25 минут).
- Вновь вводимые понятия: распространенные и нераспространенные предложения.
- Предполагаемые приращения в знаниях : понимание роли и значения главных и второстепенных членов и основы предложения; умение отличить распространенные от нераспространенных предложений.
- Создание проблемной ситуации путем анализа названия темы урока.
- Основная проблема: какие предложения называются распространенными? Способы решения – анализ учебного задания (готовится учителем).
- Формирование умений и навыков.
- Самостоятельная работа репродуктивного вида: Дождь давно перестал – какое это предложение? Читая определение в учебнике , обращается внимание на слова: « … хотя бы один второстепенный член».
- Проверка усвоения, уточнение, запоминание.
- Формирование понятий и навыков .
Проверка усвоения, уточнение, запоминание.
- Карточка №1
Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений , укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Падает снег. Стоит чудесный зимний день. Деревья одеты в белые шубки.
Задание 2 . Составьте предложения по схеме.
Каточка №2
Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений, укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Небо почернело. Надвинулась чёрная туча. Налетел сильный, холодный ветер.
Задание 2 .
Составить предложение с данным словом по схеме:
[ сущ. прил. ].
Составить словосочетание с данным словом по схеме:
прил. + сущ.
ИГРА «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Задание:
- Распространите в предложении главный член - сказуемое.
- Распространите оба главных члена.
- Распространите предложение еще больше.
Домашнее задание:
- Создание проблемной ситуации для решения творческого задания дома: почему второстепенные члены предложения так называются?
- Формулировка проблемы для решения дома и в классе с целью усвоения темы «Второстепенные члены предложения» : « без второстепенных членов предложение может быть , а без главных нет».
- На дом: понятен ли смысл рассказа? В чем вы нуждаетесь? Поставьте вопросы: ответы допишите.
- Задание на 20 минут.
5. Упражнение 266.
Рефлексия.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
| активно / пассивно |
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Конспект урока.
Тема урока - Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения».
Цели урока:
А) дидактическая – организовать самостоятельную работу учащихся по усвоению новых понятий: распространенные и нераспространенные предложения, углубить имеющиеся понятия: выяснить смысл названия «главные члены составляют основу предложения; повторить и закрепить имеющиеся знания, создать проблемную ситуацию для следующего урока по теме «Второстепенны члены предложения»;
Б) логическая – упражнять в самостоятельном анализе , сравнении , обобщении, умозаключении;
В) нравственная - привить любовь природе.
Задачи:
Образовательные: · Ввести понятия «распространённое предложение» и «нераспространённое предложение»; · Закрепить знания о грамматической основе предложения и второстепенных членах предложения; · Расширять словарный запас учащихся;
Развивающие: · Способствовать развитию информационной компетенции, учебно-познавательной компетенции учащихся; · Развивать речь, память, внимание, орфографическую наблюдательность;
Воспитывающие: · Привить любовь к природе.
Коммуникативные: · Продолжить формирование опыта работы в паре; · Формировать умение договариваться, для того чтобы сделать что-то сообща .
Тип урока - комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с текстом на каждого ученика, план урока, записанный на доске.
Структура урока:
1. Актуализация прежних знаний.
2 Способы возбуждения интереса и эмоционального настроя.
- Деятельность по постановке проблемы и ее решению.
- Физкультминутка.
- Формирование новых понятий и способов действия.
- Формирование умений и навыков.
- Проверка усвоения, уточнение, запоминание.
- Подведение итогов.
- Объяснение домашнего задания.
- Выставление оценок.
Методы: обучения - эвристический;
преподавания – побуждающий и объяснительно- побуждающий;
учения - поисковый и частично- поисковый.
I. Актуализация прежних знаний (12 минут).
1.Опорные и углубленные понятия: сказуемое, подлежащее, основа предложений, главные и второстепенные члены предложения.
2. Деятельность по постановке проблемы и ее решения.
3. Физкультминутка:
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Создание проблемной ситуации.
Деятельность учеников: читают параграф учебника | Деятельность учителя: прочитайте правило в параграфе . Какие вопросы у вас возникают? ( Если учащиеся не могут сформулировать эти проблемы, то учитель сам формулирует их). |
Формулировка проблемы: почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения? Почему они составляют грамматическую основу предложения? Почему другие члены называются второстепенными членами предложения? Предположения: главные потому, что составляют основу предложения. От них зависят другие слова в предложении. Вопрос вызывает затруднение. | Возражения: Почему составляют основу? |
Постановка учебного задания (в помощь решению проблем) 1.Мелкий дождь бесшумно моросит. 2. дождь моросит. 3. Мелкий бесшумно. 1а. Вокруг царит мертвая тишина. 2а. царит тишина. 3а. тишина. 4а. вокруг мертвая. | Исследуйте, какие из данных примеров являются предложениями, какие нет. Чем они отличаются друг от друга? Подчеркните подлежащее и сказуемое |
Решение проблемы:
| Если учащиеся не справятся, то вопросы:
|
Вывод: Из главных членов , даже из одного главного , предложение может состоять, а из второстепенных членов не может. Вот почему одни называются главными, другие второстепенными членами предложения. | Если учащиеся сами не могут , то вывод делает сам учитель. |
Учебное задание: Дождь (какой?) мелкий. Моросит (как?) бесшумно. В одной части – подлежащее с зависимыми словами , а в другой- сказуемое с зависимыми словами. Мелкий (какой?) дождь. Моросит (как?) бесшумно. | В первом предложении поставьте вопросы к второстепенным членам. Могут ли второстепенные члены не относиться к главным? Разделите предложения на две части. Как вы это делаете? Вывод: В предложении все строится (группируется) вокруг главных членов, вот почему главные члены – основа предложения. |
- Самостоятельная работа по формированию умений и навыков путем применения углубленных (опорных) понятий.
Упражнение 265.
А) Выделить основу,
Б) отделить группу подлежащего от группы сказуемого .
Проверка выполнения.
Создание проблемной ситуации с целью углубления понятия о членах предложения.
Формулировка проблемы:
Почему слов больше, чем членов предложения?
Значит не все слова в предложении – члены предложения?
- Формирование новых понятий и способов действия.
- Вновь вводимые понятия: распространенные и нераспространенные предложения.
Предполагаемые приращения в знаниях, умениях, навыках учащихся.
Понимание роли и значения главных и второстепенных членов и основы предложения, умение отличать распространенные и нераспространенные предложения. Проблемные ситуации создаются преднамеренно.
Создание проблемной ситуации.
Формулировка основной проблемы (путем развертывания вопросов).
А мы об этих предложениях не знаем. Мы их не знаем. Какие предложения называют распространенными, а какие нераспространенными? | Прочитайте название темы. |
Предложения: 1. Черенок листа прикрепляется к ветке при помощи клейкого вещества. 1a – Черенок прикрепляется 2. Клейкое вещество высыхает. 2а- Вещество высыхает. 3. Вот почему со многих деревьев осенью осыпаются листья. 3а. Осыпаются листья. | В помощь решению проблемы: почему опадают листья с деревьев7 Разделите данные предложения на две группы. Возможно, вы сами догадаетесь и дадите определение понятиям «нераспространенные и распространенные» предложения. Слабому классу учитель помогает выявить основные деления и просит сравнить предложения и найти различие. |
Решение проблемы: Первый столбик- 1,2, 3. Второй столбик- 1а, 2а, 3а. В первом столбике предложения с второстепенными членами, во втором – только из главных членов. Значит, предложения с второстепенными членами называются распространенными, а состоящие только из главных- нераспространенными. | Почему так выписали? Сделайте вывод. В слабом классе учитель сам сообщает , что в первом столбике распространенные, а во втором нераспространенные. И только после этого требует определение этих понятий. |
- Формирование понятий и навыков .
Проверка усвоения, уточнение, запоминание.
- Карточка №1
Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений , укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Падает снег. Стоит чудесный зимний день. Деревья одеты в белые шубки.
Задание 2 . Составьте предложения по схеме.
Каточка №2
Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений, укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Небо почернело. Надвинулась чёрная туча. Налетел сильный, холодный ветер.
Задание 2 .
Составить предложение с данным словом по схеме:
[ сущ. прил. ].
Составить словосочетание с данным словом по схеме:
прил. + сущ.
ИГРА «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Задание:
- Распространите в предложении главный член - сказуемое.
- Распространите оба главных члена.
- Распространите предложение еще больше.
Домашнее задание:.
- Создание проблемной ситуации для решения творческого задания дома: почему второстепенные члены предложения так называются?
- Формулировка проблемы для решения дома и в классе с целью усвоения темы «Второстепенные члены предложения» : « без второстепенных членов предложение может быть , а без главных нет».
- На дом: понятен ли смысл рассказа? В чем вы нуждаетесь? Поставьте вопросы: ответы допишите.
- Задание на 20 минут.
5. Упражнение 266.
Рефлексия.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
| активно / пассивно |
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе по теме:" Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений".
Разработка урока с учётом диффериецированного подхода....
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе Тема урока « Главные и второстепенные члены предложения»
Открытый урок по русскому языку в 5 классеТема урока « Главные и второстепенные члены предложения»...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1. Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1. Сформировать умения:·...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Комментарии
Преподавание заключается как
Преподавание заключается как в передаче определенного объема готовых знаний, так и в руководстве учебно- познавательной деятельностью учащихся, их воспитанием и умственным развитием.
Преподавание заключается как
Преподавание заключается как в передаче определенного объема готовых знаний, так и в руководстве учебно- познавательной деятельностью учащихся, их воспитанием и умственным развитием.