Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 22.77 КБ |
Карточки к уроку | 15.62 КБ |
Презентация к уроку | 541.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку 5 класс
Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением »
Целью данного урока
Обучающие:
- Дать определение понятия «обращение».
- Дать представление об использовании обращения в речи.
- Научить расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.
Развивающие:
- Научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением, использовать обращение как средство оценки адресанта и адресата речи.
- Развивать устную речь, коммуникативные умения.
Воспитывающие:
- Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
- Воспитывать любовь к русской литературе.
Были определены задачи педагога:
1.Формировать умение находить обращения в предложении.
2.Формировать умение отличать обращение от подлежащего.
3.Формировать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
4.Формировать умение верно ставить знаки препинания
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.А также использовано оборудование: проектор, компьютер, презентация
Использовала раздаточный материал: карточки с заданиями, сигнальные карточки , листы спикеры
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при обращении и роль их в речи.
Уметь: ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения
Этапы урока | Деятельность учителя | Д деятельность учащихся |
Орг. момент | Друзья мои, здравствуйте! Настроение с помощью сигнальных карточек красное готовы к уроку Желтые – еще не готов слушать Синий Плохое настроение устал Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем. | Слушают учителя , участвуют в диалоге |
Мотивация | Ребята, внимание на экран Как вы считаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Попробуйте сформулировать тему ИТОг сама обобщила | Смотрят на экран и определяют тему |
Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний | Назовите цели урока. Какие задачи мы будем решать , чтобы достигнуть целей _ Ребятя, посмотрите какие задачи я для вас записала на слайде. Еще одна задача – это умение отличать подлежащее от обращения Число классная работа , тема урока | Выяснить , что такое обращение находить обращение в предложении правильно ставить знаки препинания при обращении |
Изучение нового материала | Внимание на экран (Понаблюдайте!) Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся. 1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. (А. Пушкин.) 2. Ты помнишь ли, Мария, вечерний небосклон, равнины полевые, села далёкий звон? (А. К. Толстой.) 3. Голубушка, как хороша!... 4. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи. (Л. Яхнин.) 5. Речка, речка, спрячь меня! (Сказка.) 6. Я гриб нашла! Девочки! 7А давай, Шарик, мы тебя продадим. (поработать с предложением) Вывод Интонационный в устной речи Предлагаю поработать в группах У вам на столах карточка с вопросами Ответьте, пожалуйста, на них:
И все – таки, ребята, что такое обращение? , а теперь найдем определение обращению , в учебнике.
| Дети читают предложения , выделяют интонационно Вывод (делают сами дети). Обращения бывают распространенные и нераспространенные, могут стоять в начале, в середине и в конце предложения. На письме они выделяются запятыми, а если стоят в начале предложения и произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак. Теория &22 дети читают определение обращения
ребята выписывают предложения , которые характерны данным схемам .из презентации |
Закрепление изученного материала | Перед вами карточки с предложениями. Расставьте знаки препинания, найдите обращения. Поднимите руку кто все понял и легко справился с заданием, есть среди вас ребята, которые допустили 1 ошибку. А кому было очень сложно. |
Проверка в парах |
Физминутка | ||
Внимание ребята , Сравните два предложения. Чем они различаются. Разберите по членам предложения. Сделайте вывод о роли выделенного слова в предложении. | Дима прочитал книгу о животных. (один у доски) второе предложение отличается от первого по цели высказывания. Посмотрите на второе предложение, может ли Дима быть подлежащим? | |
На столах у вас предложения распределите их по группам в первую колонку предложения с обращением , а во вторую без обращения Давайте проверим цветограмма | Ребята распределяют предложения виде игра в конструктор Ребята называют предложения , которые записали в первую колонку , а затем во вторую поставьте себе оценку | |
Вывод | ||
Творческое задание | Приближается праздник Новый год | |
Что нового вы сегодня узнали на уроке. Вспомним задачи …. | ||
Рефлексия | ||
Домашнее задание | Написать письмо –поздравление |
Предварительный просмотр:
Ребята, у вам на столах карточка с вопросами.
Ответьте, пожалуйста, на них:
- К кому или к чему обращаются в каждом предложении?
- В каком падеже стоит обращение ?
- В каких предложениях обращения с пояснительным словом ?
- Являются ли местоимения ты , мы , вы обращением ?
- Как в предложении выделяется обращение?
- Где в предложении может находиться обращение?
- Для чего нужны обращения?
Карточка 1
1.Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь.
2. Дядя Фёдор, почему ты в городе клад не искал?
3.А ты, мальчик, чей?
4.А давай, Шарик, мы тебя продадим.
5. Ты, кот, помолчи.
6.Что это ты в сундуке несёшь, мальчик?
7.Слушай, кот, как ты раньше жил?
8.Почтальон Печкин, принеси нам телеграмму.
Карточка2
Расставьте знаки препинания, найдите обращения, обозначьте графически
- Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло!
- Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
- Вылезайте муравьи после зимней стужи.
- Сыпь ты черёмуха снегом.
Карточка 3
Друг пришел ко мне на день рождения.
Друг ты приходи ко мне на день рождения.
Дениска ты можешь выступить в концерте?
Дениска не хотел выступить в концерте.
Мама не знала, что я умею громко петь.
Мама разве ты не знаешь, что я умею громко петь?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обращение
Цель урока: дать определение понятия «обращение».
Задачи урока : научиться находить обращение в предложении; научиться правильно ставить знаки препинания при обращении научиться отличать подлежащее от обращения
Прочитайте выразительно предложения Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь Что это ты в сундуке несёшь, мальчик? Дорогие мои ребята !Рад был получить ваши письма. Не трещите, морозы , в заповедном бору. Ветер, ветер! Ты могуч , ты гоняешь стаи туч. Речка!, Речка! Спрячь меня!
Физминутка
Проверь 1. Дядя Фёдор , почему ты в городе клад не искал? 2.А ты , мальчик , чей? 3.А давай , Шарик , мы тебя продадим. 4 Ты , кот ,помолчи. 5.Что это ты в сундуке несёшь , мальчик ? 6.Почтальон Печкин , принеси нам телеграмму.
Домашнее задание Написать письмо одиноким людям .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.
Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии с ФГОС....
Урок русского языка по теме "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах". 11-й класс
Урок русского языка по теме "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах". 11-й класс Цели урока:·...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....
технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"...
Технологическая карта урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Уро на тему причастный оборот....