Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Плотникова Анна Николаевна

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx55.57 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Плотникова Анна Николаевна

Учебный  предмет

Класс

Автор  УМК

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Русский  язык

5

«Русский язык». 5 класс под редакцией Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. –– (ФГОС.Инновационная школа).

Морфемный разбор слова

Урок общеметодо-логической

направленности

Создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Цель: сформировать представление о порядке морфемного разбора слова

Задачи: закрепить умение  делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова.

\

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Приветстввие, проверка готовности к уроку, пожелание  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Подготовка  класса  к  работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.  

        1.Разминка (повторение орфографии)

  пришил,  пресмышленый, рассказал, разбил,   межинститутский,   цыган, акация, цифра, панцирь, циферблат циркуль.

2.Кроссворд

Объясняют орфограммы, опираясь на имеющиеся знания. Актуализируют в памяти изученный материал.

Анализируют уровень собственных знаний.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа:сформулиро-вать тему урока.

Создает проблемную ситуацию

Мы знаем, что такое морфемы, но тем не менее на доске вы видите значки морфем и слово, распавшееся на части. Почему? Есть ли догадки, какова будет тема? Чему мы будем учиться?

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Объяснение нового материала

Цель этапа:усвоение нового материала

На доске – эпиграф:

Помни при разборе слова:

 Окончанье и основу

 Первым делом находи.

 После корня будет суффикс,

 А приставка – впереди.

Есть один простой способ, как запомнить порядок морфемного разбора ( пример с раздеванием).

Учитель предлагает выполнить ряд заданий.

Вопросы для обсуждения:

На какие две части делится изменяемое слово?

Из каких частей состоит основа самостоятельного слова?

Знакомятся с планом морфемного разбора

на  основе  материала  учебника. Анализируют новый материал и сопоставляют с ранее изученным.

Каждая группа самостоятельно знакомится с планом и образцом разбора в учебнике, сравнивают с памятками из начальной школы.

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные  результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися  порядка морфемного разбора слова.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Совместный разбор слова из упр. 1 стр.64.

Учитель  организует  физминутку.

Организует деятельность по применению новых знаний, предлагая выполнить ряд заданий.

  1. Читаем текст,  определяем тип,  подбираем заголовок (название).
  2. Разбор предложенных слов (по группам)

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило лес и маленькую¹ речку с низкими берегами. С лугов доносился² сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки² раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса.

Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка² повеяло сыростью. Становилось все темнее, замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили² воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки

Беседа по вопросам:

-Найдите прилагательное, обозначающее цвет. Какой это цвет? Назовите синонимы. Есть ли аналог этого цвета в изучаемом вами иностранном языке?  А есть ли синонимы? Вывод: русский язык неисчерпаем, потому что богат синонимами. Составьте с/с  с данным словом. Найдите слово, обозначающее лицо по роду его  занятий (рыбак). Есть ли такое же понятие в изучаемом вами иностранном языке?(англ.fisher)Каким способом  образовалось это слово?fish+er=fisher(суффиксальным)

1.Работают  с  учебником (упр.1,стр.64) ,выполняют морфемный разбор слова “мастеровые”  

Выполняют физминутку.

2. Работают вместе и в группах, выполняя задания по тексту.

Выполняют морфемный разбор в группах, проверка.

Беседуют с учителем, отвечая на вопросы.

Составляют словосочетания(творческая работа)

.

Выполняют другие виды разборов (2 ученика у доски)

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Организует деятельность в группах по применению новых знаний; предлагает выполнить ряд заданий.

  1. Найти в данном тексте слова, соответствующие схемам:

Резерв: сконструировать слова из данных морфем.

Дифференцированная работа в группах.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов уч-ся.

Учитель  задает  домашнее  задание  с  учетом  уровня  подготовки  обучающихся:

Д/З:

«Знаю и понимаю ВСЁ» -  с.65, вопр. 3,4,5.

«Знаю почти все» - с.64, зад.4,5

«Нужно повторить и потренироваться» - с.65, вопр.2.

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

  •          Какую цель ставили?
  •         Удалось достичь поставленной цели?
  • Для чего нужно уметь делать морфемный разбор?
  •   Что мы сегодня повторяли?

Поднимают тучку(синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технологическая карта как форма проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС"

Выступлениие на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЦАО...

ФГОС Технологическая карта. Русский язык. 9 класс.

ФГОС. Технологическая карта по русскому языку. 9 класс....

ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс

ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс...

Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму

Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы  О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока:  «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...

Технологическая карта в соответствии требований ФГОС по биологии (7 класс) .Тема "Тип Членистоногие. Класс паукообразные".

Автор,разработчик -Хобракова Норсон ВладимировнаПредмет -биологияКласс -7Тип урока- урок усвоения новых знанийТема урока -Класс паукообразные...

Технологическая карта оценки деятельности учителя на уроке в соответствии с ФГОС ООО, направленных на достижение метапредметных результатов

Данная технологическая карта оценки деятельности учителя на уроке в соответствии с ФГОС ООО, направленных на достижение метапредметных результатов окажет помощь заместителю директора при посещени...

Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс

Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс. Урок рефлексии включает в себя различные технологии, презентацию, карточки для работы в группах. Отдельным файлом добавлен са...